Детская нагрузка и родительские неврозы
Эмоциональное развитиеНа днях мы с приятельницей обсуждали тему детского развития и детской занятости. Мы обсуждали, правильно ли загружать ребёнка занятиями, кружками и секциями, приучая к темпу современной жизни, и нужно ли все время поддерживать в ребёнке занятость, чтобы не оставалось время на всякую ерунду и маету.
Она задала мне вопросы, и своими рассуждениями я бы хотела поделиться и с вами. Ответы на подобные вопросы всегда не однозначные. Дело в том, что современные тенденции детского развития так круто взяли в оборот молодых родителей, что даже появился новый термин "родительский невроз". Признак родительского невроза в том, что родители постоянно хотят занять своих детей. Им кажется, что если ребёнок сидит без дела, то он не развивается, и поэтому родители всегда в поисках увлекательных игр для своего чада, секций, кружков и занятий. Родители так много времени проводят в детской игре, что, напротив, не дают ребёнку проявить себя. А между тем, ребёнок, оставшийся в одиночестве без дела, развивается, и ещё как. Если, конечно, ещё не всё запущено, и он не мается от безделья, сдабривая каждую проведённую в одиночестве минуту обильным нытьём. В этом случае, конечно, уже важна будет коррекция поведения, но об этом потом.
Ребёнку всегда нужно пространство, свободное от видимого обучения. Это время для размышления, для самоосознания, для того, чтобы разложить весь новый опыт по папочкам в голове. Родителям только кажется, что ребёнок в такие моменты ничем не занят. На самом деле, в его голове проходят колоссальные процессы. Многие думают, что если ребёнку скучно, то нужно срочно чем-то его занять. К сожалению, занятость - это не панацея для развития гармоничной личности. Дети должны уметь занимать себя сами, придумывать собственные дела и развлечения. Если не дать им своевременно приобрести этот навык, с большой вероятностью ребёнок будет избирать для себя в дальнейшем пассивные развлечения - когда его кто-то развлекает: телевизор, компьютер, смартфон.
А на самом деле, если задуматься, то именно в свободное от всех занятий время и принимаются самые важные решения, приходит осознание и озарение. Именно в эти моменты рождается идея и мотивация. Поэтому родители, которые ежедневно стремятся заполнить время своего ребенка чем-то новым и "очень полезным", рискуют лишить его времени для развития собственной фантазии, желания придумать и реализовать что-то новое, дерзнуть. Поэтому всё хорошо в меру: всестороннее развитие, секции и кружки должны сменяться периодами, когда ребёнок предоставлен сам себе, своим фантазиям и играм, этакими временными зазорами, когда у ребёнка есть время разглядеть самого себя. Временные пустоты должны быть такими, чтобы над ребёнком ничего не давлело: не было никаких ограничений, целей деятельности, руководства или стимуляции. Очень важно оставлять ребёнку место для исследования мира. Не спешить давать ответы ещё до того, как появятся сами вопросы. Ребёнок должен иметь возможность научиться делать что-то сам, почувствовать радость от осознания, что он преодолел препятствие или сделал самостоятельное открытие, только так он наполнится жизненной энергией и мотивацией для того, чтобы развиваться самостоятельно. Очень важно при этом давать ребёнку принимать собственные решения, наделять его ответственностью.
Можно предлагать как можно чаще делать выбор, начиная с подбора одежды для выхода на улицу и заканчивая самостоятельной оплатой покупок на кассе, разбором сумок дома или сервировкой стола к ужину. Очень важно при этом поддерживать все благие начинания ребёнка, чтобы удержать в нём желание делать и помогать. И самое важное, во время исследования мира и попытках занять себя самостоятельно, не надо акцентироваться на результате. Не стоит сразу ждать красивой картины, если ребёнок решил развлечь себя рисованием. Главное - процесс, потому что устремление в данном случае намного важнее результата. И конечно, в идеале родитель должен увидеть, что вся деятельность ребёнка, все его открытия проходят через игровую деятельность.
Я очень прошу воспринимать мои посты легко, не как руководство к действию, а как повод для размышления, и помнить, что это всего лишь одна грань во всем многообразии того, что мы, как родители, можем дать своему ребёнку. Я честно скажу: я находила в себе черты, мне часто казалось, что надо стараться ещё больше, но мне кажется, что я вовремя задумалась над этим вопросом, взяла себя в руки и дала ребенку возможность познавать самого себя и мир вокруг без моей постоянной помощи. Признавайтесь, вы страдаете родительским неврозом?