ТН с "Умницей". "Астрономия". День 1
Изучаем окружающий мир (тематические занятия и циклы занятий)День 1.
1. Подготовьте заранее изображения космоса, планет, звёзд и т.д. используя книги, журналы, карточки "Мир на ладошке".
Чтобы все узнать о звездах,
Мало книжки прочитать,
Надо ночью самой поздней
В телескопы наблюдать:
Как летят во тьме кометы,
Как рождается звезда,
Как вращаются планеты,
Исчезая в никуда...
И, конечно, астрономы,
Забывая о делах,
Ищут на небе знакомом
Незнакомые тела,
Незнакомые планеты,
Незнакомый звездный путь,
Или хоть частичку света,
Или что-то хоть чуть-чуть!
Мы сегодня точно знаем
Звезды все наперечет!
Астрономам пожелаем
Увеличить этот счет!
2.Существует несколько разновидностей звезд на небе. Некоторые из них очень большие. Существуют звезды, размеры которых превышают размеры Солнце более чем в 200 раз. Ученые изучают звезды и делят их на группы, в зависимости от того, насколько они похожи и чем отличаются.
Звёзды не уходят спать. Они остаются на небе. Днём над нашими головами находятся те звёзды, которые полгода назад видны были ночью и, спустя шесть месяцев вновь украсят небо. Освещённая атмосфера Земли мешает нам их видеть, так как частицы воздуха рассеивают солнечные лучи в большем количестве, чем посылают нам звёзды.
Проведите несложный опыт, который поможет наглядно пояснить исчезновение звёзд при дневном свете.
-Для опыта понадобится картонный ящик, гвоздь, лист белой бумаги, небольшая настольная лампа
-В боковой стене картонного ящика пробивают несколько отверстий, а снаружи наклеивают лист белой бумаги.
-Ящик помещают в тёмную комнату и освещают его изнутри. На пробитой стенке тогда явственно выступают освещённые изнутри отверстия-дырочки - это звёзды на ночном небе. Но стоит только, не прекращая освещения изнутри, зажечь в комнате достаточно яркую лампу, и искусственные звёзды на листе бумаги бесследно исчезают: это "дневной свет" гасит "звёзды".
Вы увидите, что звёзды не ложатся спать, а продолжают светить. Но из-за яркого солнечного света мы не можем видеть их.
3. Земля вращается вокруг Солнца, но вращается она очень плавно, и все мы: люди и животные, лес и поля, моря и реки вращаются вместе с ней.
Проведите игру «Земля! Огонь! Воздух! Вода!»
По команде «Земля» - нужно присесть.
По команде «Воздух» - сильно подуть.
По команде «Вода» - делать движение руками.
По команде «Огонь» - поднимаем руки и кружимся вокруг своей оси.
4.Вращается Земля с запада на восток, и подставляет солнечным лучам то одну сторону, то другую. На стороне, освещённой Солнцем - день; на стороне, которая находится в тени - ночь.
Проведите подвижную игру "День-ночь"
«День!» Игроки веселятся, прыгают и бегают по площадке. По условиям игры, оставаться на месте нельзя. Через некоторое время водящий произносит: «Ночь!» В этот момент участники игры должны мгновенно «заснуть» - замереть в той позе, в которой его застигла команда «ночь». Водящий оглядывается, и если замечает игрока, не успевшего «заснуть», громко объявляет об этом, указывая, какое именно движение он заметил. Проигравший становится водящим....
5. Глядя ночью на звёздное небо, люди давно заметили, что звёзды расположены созвездиями. Им давали различные названия: Дельфин, Скульптор, Орион, Щит, Пегас и другие.
Отправляйтесь вечером посмотреть с ребёнком на звёздное небо, предложите ребёнку сосчитать звёзды, пофантазируйте и придумайте названия созвездиям.