Прекрасная новость для любителей Шичиды
Методика Макато ШичидаДорогие друзья, сегодня у меня в гостях одна из самых известных мам нашего времени - Елизавета Черникова - @redbirdliza. Она - первооткрыватель японской методики Макото Шичида для российских детей, пример для многих мам и невероятно творческая личность. Она открытый, светлый человек с широкой душой. И в рамках моего обучения, я взяла у нее интервью!!! А теперь делюсь этим бесценным результатом с вами.
Лиза, благодаря тебе и твоей дочке Алисе, многие мамы узнали о японской методике Макото Шичида. Расскажи, как ты к ней пришла?
- Стремясь найти что-то подходящее для развития Алисы, я изучила массу литературы по самым разным методикам, доступным российскому читателю. Первая книга, которая натолкнула меня на мысль - надо что-то делать - Масаро Ибука "После трех уже поздно". Она дала мне огромный прилив энергии, но не давала прямых инструкций. Японцы вообще хорошо умеют развивать идеи. И мне стало интересно, возможно именно в их источниках я смогла бы найти конкретные действия, о которых, в общих чертах, говорил Массаро Ибука. Я вышла на японского профессора Макото Шичида, методика которого оказалась очень близка моим видениям о развитии. Ведь своими методами он помогает расширять грани мышления ребенка, делая его мозг "гибким" для восприятия и использования полученной информации. В будущем такие дети умеют оперировать полученными знаниями для создания новых идей.
Легко ли было найти информацию по методике Макото Шичида?
- О его методике в России и на англоязычных сайтах было очень мало информации. Однажды я вышла на официальный сайт Макото Шичиды, где по счастливой случайности, мне удалось заказать четыре его англоязычные книги. Так началась моя работа над ними.
Какие открытия ты сделала для себя из этих книг?
- Мне удалось разобраться, почему используются те или иные упражнения и как они влияют на ребенка. Потом я открыла для себя информацию по аутогенезу, скорочтению, и еще много интересного, чего не было у самого Шичиды. В результате, скомпилировав разработки М.Шичиды, знания других специалистов и свои собственные предпочтения, получила то, что многие видели на моем сайте supermom.ru - это как "Шичида для России". Которая помогает гармонично развивать ребенка, направлять его и дает возможность не только совершенствовать память, но и учит учиться, познавать что-то новое, легко и с удовольствием. И мне очень приятно, что эта идея нашла отклик в душе других заботливых мам, которые начали заниматься по этой схеме.
Какие у вас с Алисой были первые шаги в ее освоении. Дочка сразу смогла принять правила игры?
- Занятия с Алисой у нас начались настолько рано, что она просто не знала, что может быть как-то иначе. Это был некий режим дня "проснулся, умылся, почистил зубы, позавтракал ...", к которому детей приучают с младенчества. Поэтому тот режим, который у нас в итоге сложился, стал эталонным для нее. От чего и сложностей не возникало, все шло как по маслу.
Лиза, ты так творчески подходишь ко всем занятиям и фотосъемкам. До рождения Алисы твоя жизнь была связана с искусством, ты где-то этому училась?
- Меня с детства тянуло заниматься творчеством. От чего в моей жизни было и есть много прикладного искусства, мне нравится что-то создавать. Все мое творчество идет откуда-то изнутри и основывается, в основном, на самообучении. То же касается и моих знаний в фотографии. Методом проб и ошибок, чтения огромного количества статей, съемок знакомых, корректирующей работы в программах - все это позволило мне освоить фотографию на достаточно хорошем профессиональном уровне. Однако, основную профессию я получала в РУДН - по направлению бухучет и аудит, но по специальности не проработала ни дня. Сейчас я немного жалею, что не получила профильного художественного образования, поскольку знаний в этой области мне иногда не достает.
Вашему сыну Анатолию скоро полгода. Есть какой-то план обучения по методике М.Шичида для него. Это будет тот же путь, как и с Алисой или что-то изменится?
- Анатолий уже заметно подрос как в физическом, так в психологическом плане, однако занятия с ним я пока не провожу. Но скоро начну. С Алисой мы как раз начали около 6 месяцев. В этот раз я более расслаблена, поскольку знаю от куда растут корни каждого упражнения. И за счет этого мне гораздо проще ориентироваться, каким образом и в какое время ввести те или иные занятия. Проще соблюсти баланс и затронуть все виды деятельности, которые необходимо развивать. На данный момент я пока не решила как точно мы будем заниматься, может быть в процессе придет какая-то новая идея. Ведь мне надо еще учесть тот факт, что он мальчик. А поскольку ранее такого опыта у меня не было, то все может сложиться в ином ключе. Кстати, рекомендую горячо любимую мной книгу В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман "Мальчики и девочки - два разных мира". Там простым и доступным языком расписаны отличия. Что позволит понимать в будущем не только своих дочерей и сыновей, но и мужей.
Ты говоришь, что хорошо стала ориентироваться в упражнениях. Можешь рассказать подробнее, в каком возрасте лучше начинать те или иные занятия?
- До полугода для ребенка достаточно присутствия мамы - ее тепло, любовь и голос. С полугода до года - это тоже возраст совсем не для Шичиды. Вводить какие-либо занятия по этой методике, кроме демонстрации флеш-карт, и то не на компьютере, не имеет смысл. Ему необходимо освоить, прежде всего, навыки координации с телом - учиться складывать пирамидки, играть в сортеры, обращаться с книгой, показывать пальцем, играть в простое лото. С года до полутора лет - предлагаются занятия на простейшую сортировку, где что находится, вкладыши и прочее. Можно начинать вводить какие-то элементы игр по методике М.Шичида. Однако, внедрять весь "костяк" занятий: Танграм, Линкин мемори, Сетка памяти, Мандалы, флеш-карты, который я привожу на своем сайт, имеет смысл только ближе к полутора годам. И делать это стоит осторожно, понемногу. Обязательно ориентируясь на своего ребенка, кому-то чуточку раньше, кому-то позже. Именно так я и поступала с Алисой. Еще один аспект - важно, чтобы ребенок не чувствовал нервного напряжения. И если мама видит, что он пока не справляется, лучше облегчить упражнение, а не стремиться ввести новое как можно скорее.
Лиза, какие советы/рекомендации ты можешь дать тем мамам, которые, изучив весь твой опыт, только начинают знакомить детей с методикой Макото Шичида?
- Прежде всего, расслабиться, принять ребенка таким, какой он есть, и перестать сравнивать с другими. Любить ребенка. Результат, рано или поздно обязательно будет, и вы его точно увидите.
Лиза, спасибо большое за то, что любезно согласилась ответить на мои вопросы! А для тех, кто еще не знаком с Елизаветой Черниковой, мамой, которая не только вдохновляет и побуждает к действиям, но и активно делится полученными знаниями - добро пожаловать на страничку @redbirdliza