Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
Сообщество Раннее развитие

ЗАПИСЬ

Елена 4 сентября 2015, 00:28 , Тула ···

Слухоречевая память: как и зачем развивать. Раздача


Уф, как же давно в моих черновиках лежит этот пост! Начала его еще до нашего отпуска. Не прошло и года, как закончила... ))) А ведь так хотелось поскорей поделиться очередной находкой.

Игры по развитию памяти по-прежнему занимают свое место в наших занятиях. На мой взгляд, в методике Шичиды дана оптимальная подборка упражнений на тренировку памяти: Memory Grid, Linking, Photo. Но есть еще один важный для человека вид запоминания - слухоречевой.

Слухоречевое запоминание нужно человеку не просто ежедневно, а буквально ежеминутно.

Memory Grid, Linking и Photo (кстати, очень здорово про шичидовские упражнения написала чудесная Ольга: ЗДЕСЬ) направлены на тренировку: зрительной и фотографической (ее тоже можно отнести к разряду зрительной) памяти. Они очень важны для успешной учебы в школе, университете, да и просто по жизни здорово, когда отлично умеешь запоминать глазами. Но ведь это только один канал нашего восприятия... А еще есть: уши - слух, нос - обоняние, кожа - тактильное восприятие... Огромный процент информации мы воспринимаем на слух, то есть фиксируя чужую речь. И в школе, и в университете слушать придется много... Почву для успешного обучения можно подготовить уже сейчас.

Небольшая глава, посвященная развитию слухоречевой памяти, есть в простенькой брошюре "Играть с ребенком. Как?" авторов: Титова, Фролова, Винникова. Книга вот такая, я ее брала в библиотеке.


Мне понравилось определение памяти, которое дается в книге:

"Память - это отражение прошлого опыта. Она основана на трех процессах - запоминании, сохранении и воспроизведении".

Точнее не скажешь. При запоминании информация образуется и закрепляется в нервных клетках коры головного мозга в виде нервных импульсов. Так образуется памятный след - энграмма. У каждого из нас много энграмм, некоторые из них хранятся всю жизнь. НО самое главное уметь извлечь энграмму из недр памяти в нужное время в нужном месте. Тут вспоминается Шерлок Холмс с его подходом: не пихать в голову всю подряд информацию, иначе отыскать в этом хламе необходимое не получится

У всех нас не раз были мучительные попытки что-то воскресить в памяти. Порой безуспешные. Но, на самом деле, любой человек может легко и просто извлекать из памяти нужную энграмму. Вопреки мнению Холмса. Как? Для этого существуют различные тренинги. В том числе тренинги, направленные на слухоречевое запоминание.

Мне думается, что развитие слуховой памяти начинается уже в играх с "шумелочками". У нас они давно. И по-прежнему любимы. Правда, достаем мы их сейчас не часто. В комплекте: фасоль, гречка, рис, горох, вода, монеты, спички, скрепки, силовые кнопки, морская галька, сахар. Хранятся в контейнерах от "киндер-сюрпризов". Игровое поле могу выслать желающим на электронную почту. Оно у нас вот такое.


Хорошее упражнение для слуховой памяти - звуковое лото. Кроме самодельных комплектов у нас есть игра "BimBom" от Granna. Когда-то я хотела сделать сама что-то подобное или распечатать из инета сканы, но, в итоге, решила, что проще купить. Несколько вариантов лото есть в моем дневничке ЗДЕСЬ.

А теперь про игры, которые направлены на развитие чисто слухоречевой памяти. Они очень удобные. Потому что не требуют специальной подготовки и времени. Играть можно на прогулке, в очереди, в транспорте. Особенно эти игры полюбились нашему папе, он ведь точно не будет готовить материалы к занятию))) Вот примеры игр, я их взяла из книги, но придумать можно любые ситуации, они все однотипны по сути своей:

1. Игра "За покупками". Предлагаем ребенку сюжет, например, такой: "Представь, что идешь в магазин. Я назову тебе список товаров, которые надо купить. Смотри, не забудь!"

Перечисляем именования. Когда ребенок "пришел из магазина", он перечисляет покупки. Для первого раза вполне хватит и трех, потом добавляем.

Аня запоминает по-разному от 5 до 8 наименований. Иногда воспроизводит их не в той последовательности. Но, мне кажется, это хорошо, видно, что память работает.

2. "Путешествие". Представим, что мы отправляемся в далекое путешествие. "У тебя много друзей. Когда ты вернешься, они будут рады получить подарки. Кому ты подаришь... (далее перечисляются подарки)". Ребенок называет получателя. После этого объявляем: "Путешествие закончилось. Мы вернулись. Кого ты навестишь первым? Что ему подаришь?" Для малышей разыгрывать этот сюжет удобней всего с игрушками: зайка, мишка, кукла...

Перечисляем всех друзей-игрушек, вспоминаем, кому и что дарим.

Авторы предлагают еще и изменить сюжет игры: не просто какой подарок, а откуда. Можно путешествовать по разным странам, материкам, городам.

3. "Кто пришел в гости?" В этой игре тренировка слухоречевой памяти происходит с опорой на зрительное восприятие. Для игры понадобятся карточки с портретами людей разной внешности. Вместе с ребенком рассматриваем несколько портретов, начать можно с двух-трех, даем им имена, проговариваем детали внешности и одежды. Затем загадываем ребенку, кто придет в гости первым, карточку убираем, и описываем вслух загаданный портрет.

Можно усложнить: придумать, какие блюда, напитки любят гости.

Мы в такую игру еще не играли.

Вот, в принципе, и всё. Еще авторы методики предлагают классическую игру Memory как один из вариантов развития слухоречевой памяти. Что ж... Очень может быть. Грань размыта, как впрочем, частенько бывает.

А у вас появились новенькие игры на развитие памяти? Поделитесь?





1

КОММЕНТАРИИ

Ольга Бисярина 8 сентября 2017, 12:09 , Челябинск
                                    

Добрый день, вышлите, пожалуйста, и нам поле для игры olozynina@ya.ru. Спасибо!

Ответить
Наталия 24 апреля 2017, 08:29 , Сумы
                                    

Здравствуйте. Вышлите, пожалуйста, и нам игровое поле. natali_t1389@ukr.net Спасибо.

Ответить
soul2 23 марта 2017, 21:57 , Ирпень
                                    

Можно и нам полу для игры? julia_akim@ukr.net

Ответить
Галия 25 февраля 2017, 12:53
                                    

здравствуйте! Отправьте нам пожалуйста. Gildeeva_galia@mail.ru

Ответить
Julia 18 января 2017, 12:04 , Харьков
                                    

И нам пожалуйста продлите! Tischenko.kh@gmail.com

Ответить
АннаМ 12 декабря 2016, 12:25 , Нефтеюганск
                                    

Здравствуйте! Вышлите, пожалуйста, и мне поле для игры))) Спасибо! anka30041987@mail.ru

Ответить
Елена 1 ноября 2016, 19:09
                                    

Здравствуйте! Вышлите, пожалуйста, нам на почту bgn-jiva@yandex.ru. Спасибо!

Ответить
Ольга 31 августа 2016, 06:52 , Токио
                                    

Отправьте, пожалуйста, игровое поле на olyachallenger@yahoo.co.jp

Ответить
Александра 28 июля 2016, 23:55
                                    

Елена, отправьте, пожалуйста, нам игровое поле
fedotovaaleksandra@gmail.com
заранее благодарю

Ответить
Олеся 12 мая 2016, 14:50
                                    

Добрый день! Перепостила, можно поле тоже выслать на mykaleidoskop@yandex.ru
Ответить