Цветовосприятие (для возраста 2+)
Методика Макато ШичидаПосле 2-х лет наши игры на цветовосприятие существенно разнообразились и качественно усложнились. Если до двух мы ограничивались банальной сортировкой предметов либо картинок по базовым цветам и попытками распределять простейшие палитры, то сейчас приступили к изучению оттенков, смешиванию красок, получению новых, более сложных цветов.
Итак, первый наш инструмент в играх на цветовосприятие - это палитры, т.е. комплекты изображений, состоящие из основного рисунка (фотографии) и листа с цветовыми пятнами, соответствующими оттенкам на основном рисунке.
Начинать нужно с самых простых, одноцветных, или монохромных рисунков, цветовые пятна для которых могут отличаться по оттенку, но не по спектру. Чтобы ребенок понял смысл игры, на первых порах нужно использовать 2 картинки с контрастными цветами, например красный и синий, желтый и зеленый. Со временем усложняем задачу, увеличиваем количество изображений. Сейчас для Катюши такие палитры - как семечки, но начинали мы с таких.
Далее приступаем к более сложным палитрам, содержащим 2-3 цвета. Но опять же, начинать лучше с 2-3-х контрастных рисунков, чтобы цвета на них не повторялись.
К этим же заданиям я отношу и поиск текстур к рисунку
На сегодняшний момент для занятий мы используем уже достаточно сложные палитры, с большим количеством цветов и схожими наборами оттенков в одновременно используемых изображениях
Сейчас мы с Катюшей вышли на новый этап занятий по цветовосприятию - сами пытаемся составлять палитры к картинкам. В этом нам помогают палитры для колеровки красок из строительного супермаркета. Наконец-то мы их нашли))) я набрала целую стопочку полосочек и сразу стала включать в наши игры на цветовосприятие.
Для такой игры я достаю 4-5 полосок близких по оттенку к каждому цвету на рисунке, мы их рассматриваем, прикладываем поочередно к рисунку и пытаемся подобрать наиболее близкий, если не сказать точно такой же.
Такое задание для Катюши достаточно сложное и без моей помощи тут не обходится. В итоге отбираем палитру для рисунка из 5-6 полосок с оттенками
Но на этом игра не заканчивается) После этого мы с Катюшей пытаемся воссоздать цвета картинки с помощью акварели, сверяя получившиеся оттенки с палитрами.
Сначала покрываем лист основной краской, а потом на разных участках добавляем понемногу другие цвета, делаем тон светлее или темнее. Например, к оранжевой краске мы добавляли красную и желтую. К бардовой (для цветка) - красную, синюю, фиолетовую. А к желтой (для фона) - зеленую и синюю.
Ну а в конце, когда основные цвета нашего рисунка найдены, приступаем к самому главному - самостоятельному воспроизведению изображения на бумаге.
Последний рисунок - это, конечно, наше совместное творчество. Центральный цветочек Катюша, кстати, нарисовала сама, включая оранжевое пятно в его середине. А вот терпения закрасить фон уже не хватило, пришлось мне помочь.
К тому же Катенька не очень-то любит рисовать по чьему-то указанию, у нее свой творческий процесс и свой полет фантазии, который я стараюсь ограничивать как можно меньше. Поэтому после нашего совместного рисунка она продолжила рисование собственных шедевров.
А вот смешивать краски, получать новые оттенки Катюше очень понравилось. Кроме того, она стала понимать, что не все краски можно смешать одновременно. И если раньше на месте смешения нескольких несочетаемых красок образовывалось серо-бурое месиво, то сейчас итогом творческих порывов являются яркие, сочные, красочные рисунки. Причем используя акварель, ограничить набор цветов достаточно сложно, ведь они все вместе, на планшетке. Так что краски Катюша вольна выбирать любые, но после наших уроков цветовосприятия она постепенно начинает приходить к пониманию сочетаемости цветов.
Авторы некоторых материалов на фото Лиза и Мария
Катюше на момент проводимых игр на цветовосприятие почти 2,4 года.