Делаем развивающие карточки ч.1 - Систематизация и списки
Методика Макато ШичидаВ первой части речь пойдет о том, что я делаю, чтобы не потеряться в огромном количестве карточек, и о том, как я веду учет и систематизирую их на компьютере.
Готовые карточки для занятий по методу Шичида
Итак, вы решили делать развивающие карточки самостоятельно. С чего начать?
Расскажу, как это происходит у меня. Сразу замечу, что приведенные ниже манипуляции рутинные, и делать их нужно сразу. Надеюсь, у меня получится описать их понятно, они очень простые, достаточно один раз понять логику действий.
1. Составляем списки.
Вначале я действовала с энтузиазмом, но как-то сумбурно, хваталась за разные темы, делала, что первое придет в голову: несколько птиц, несколько овощей, потом почему-то таракан =) Я быстро поняла, что так я далеко не уеду, и стала заставлять себя держаться в рамках выбранной темы, а не перескакивать с одной на другую. Карточек стало много, и я заметила, что иногда не помню, а делала ли я уже условный ананас? Приходилось проверять и тратить в итоге слишком много времени. Я поняла, что нет смысла продолжать, пока я не наведу порядок в готовых карточках и не систематизирую процесс. Тогда я сделала вот такую простенькую таблицу:
В ней я учитываю темы, в ней автоматически подсчитывается сколько по ним готово карточек всего, сколько уникальных (иногда у меня получается несколько карточек, например, три аиста, но мне интересно знать, сколько карточек именно разных птиц я сделала), сколько напечатанных и сколько показанных. В поле "Пометки" я оставляю для себя комментарии, указываю, что надо поправить или не забыть сделать. У каждой темы есть слева "+", если нажать на него, тема раскрывается и видна информация по каждой конкретной карточке. Это видно на следующем скриншоте:
! Формат таблицы .ods. Не могу выложить привычный файл в Excel, я принципиально не пользуюсь пиратским софтом, либо покупаю, либо пользуюсь бесплатным. В данном случае - Apache OpenOffice. Это бесплатный аналог Microsoft Office со всеми необходимыми инструментами. Даже интерфейс почти не отличается, все интуитивно понятно. Можете скачать OpenOffice или почитать по этой ссылке, как открыть файл .ods в Excel. Если у вас нет опыта работы с подобными таблицами и появятся вопросы, смело обращайтесь.
Да, на ведение таблицы тоже уходит какое-то время, она довольно примитивна, но по своему опыту скажу, что когда она поддерживается в актуальном состоянии, то помогает экономить времени гораздо больше.
Итак, ближе к делу. Я выбираю себе тему - "Овощи". Открываю поисковик, в основном Google, ввожу запрос, например, "виды овощей" или "список овощей", изучаю результаты и начинаю в таблицу заносить все овощи, которые знаю или нагуглила таким образом (процесс поиска изображений опишу в ч.2). Я не увлекаюсь чересчур, если я ни разу в жизни не слышала о каком-нибудь ну очень-очень редком и экзотическом овоще, я его пропускаю. Получившийся список сортирую по алфавиту и подряд для каждого, начиная с "А", ищу подходящие качественные изображения, скачиваю или покупаю, обрабатываю, вырезаю, сохраняю (процесс обработки опишу в ч.3). Карточка готова - отмечаю ее в таблице. Для удобства отмечаю цветом.
И так для любой следующей темы. Таблица помогает не думать каждый раз, делала я уже такую-то карточку или нет, составила список - и пошла по нему, не запутаешься. Особенно удобно, если тема большая. Делать приходится несколько дней и трудно удержать все в голове. Потом напечатала - отметила, показала - отметила. Все видно, ничего не надо помнить. Красота!)
2. Раскладываем по папкам.
Список - это хорошо, но еще надо бы систематизировать готовые карточки. У меня на рабочем компьютере карточки организованы так:
Допустим я работаю над темой "Овощи". Составила в таблице список и начала подбирать изображения. Сначала я скачиваю их в папку "В работе", обрабатываю их, делаю из них карточки и сохраняю туда же. Когда я закончила тему, исходники переношу в папку "Ресурс"-"Овощи", а готовые карточки в "Готовые"-"Овощи"-"На печать". Напечатанные карточки потом переносятся просто в "Готовые"-"Овощи".
Таким образом я разделяю готовое и не готовое, напечатанное и нет, всегда имею возможность быстро найти необходимые карточки. Исходники я сохраняю, чтобы не искать их заново в интернете в случае, если они снова понадобятся, такое случается довольно часто.
Карточки я всегда аккуратно подписываю, и в таблицу они внесены именно под тем же названием. Т.е. если в таблице помидор, то и карточка подписана - "помидор", а не "томат". Еще один нюанс, я подписываю карточки с числом. Если это первая карточка с помидором, то "помидор 1", если вторая, то "помидор 2" и т.д.. Мне так удобно.
Только таким дотошными методами я смогла спастись от хаоса, ведь когда счет идет на тысячи карточек, запутаться можно в два счета.
Спасибо за внимание, надеюсь, было интересно и понятно. В следующем посте я напишу подробно о процессе поиска изображений, их качественных показателях, о моих критериях отбора, покупке в фотобанке.
<< Развивающие карточки - вступительный пост
<< Делаем развивающие карточки ч.2 - Поиск и покупка изображений
<< Делаем развивающие карточки ч.3 - Подготовка к печати