Про раннее развитие
Товарищеский суд
Как и все , у кого есть дети, я задумалась о развитии своего чада. задумывалась я об этом давно, но к написанию данного поста меня сподвигла подруга. У нее имеется :чадо в возрасте одного года-1 штука и мнение,что раннее развитие -это вред- в немеренном количестве. Когда я ,в очередной раз , завела разговор об этом самом "вредном" развитии, подруга запульнула в меня вот такой статьей с инстаграмма. Далее я приведу эту самую статью.авторства которой ,к сожалению , не знаем ни я ни подруга.поэтому если я кого-то обижу своим постом(хотя я не критикую статью) или нарушу авторские права,то прошу сильно не ругаться-я с удовольствием укажу автора,если таковой найдется))
Собственно статья:
"Сегодня, как и 15 лет назад прогрессивные мамы озабочены тем, что ребенка надо развивать прямо таки с рождения. А как же! Ведь "после трех уже поздно". К услугам мам методики Глена Домана, Лены Даниловой (на основе того же Домана, дополненная и адаптированная к российским реалиям), Сессиль Лупан, Масару Ибука (по большому счету вариации того же Домана), Марии Монтессори, Тюленева и Сузуки, система Никитиных, методический материал Кюизенера, Денеша, Воскобовича, Чаплыгина, школа 7 гномов... Думаю, хватит для начала :) И это только то, что я вспомнила, уверена, что подвизаются на поприще раннего развития гораздо больше педагогов, психологов, просто талантливых людей, которым есть, что передать детям.
Современная жизнь подливает масла в огонь, не отставая в своих требованиях. На моей памяти 3-х летний малыш должен был проходить собеседование, чтобы попасть в элитный детский сад, а собеседования при приеме на курсы подготовки к школе - сплошь и рядом. При этом ребенку уже предъявляется ряд требований, что он должен уметь делать.
Вот и боятся родители отстать от этого темпа. И начинается - не успел человек родиться, как 10 раз в день карточки с кружочками, 5 раз - занятия по программе развития интеллекта, столько же - физические упражнения, сон и сеансы ползания в треке, по дому развешаны карточки со словами, а еще нужно послушать за день несколько музыкальных отрывков и текстов на иностранных языках, позаниматься развитием памяти, зрительного восприятия, тактильных ощущений...
Думаете, я утрирую? Ничего подобного! Жизнь моих старших детей протекала именно по такому графику с самого рождения. Как и жизнь еще 52-х детишек друзей и знакомых единомышленников, увлеченных в то время ранним развитием.
Математика, чтение, развитие интеллекта, музыка, рисование, иностранные языки, физкультура, развивающие игры всех сортов - вот что наполняло их детскую жизнь. Времени на "ничегонеделание" просто не было. Если дети просто играли, то взрослые следили, чтобы игра все равно охватывала зону ближайшего развития и тем самым развивала ребенка. На прогулке - занятия по окружающему миру. Кубики Зайцева и штанги Монтессори моя средняя дочь до сих пор вспоминает с ностальгией (как прикольно было первые грызть и вторыми драться :)).
Дополняли картину ранняя социализация и общая развивающая среда (привет монтессори-классам и вальдорфской педагогике, про нее тоже не забыли).
К началу школьного возраста мы все были более, чем довольны результатами: общительные, не по годам физически и интеллектуально развитые, рассудительные, начитанные (а как же, читали все самое позднее с 2х лет), самостоятельные, отлично социализированные, с огромным кругозором дети - о чем еще могут мечтать родители? Такими детьми так удобно и приятно хвастаться :)
Никаких отрицательных последствий интенсивного раннего развития мы не видели, наоборот, одни плюсы.
А потом у всех начались школы. И школы были уже разные.
Должна заметить, что не знаю, каков был бы результат эксперимента, останься кто-то из этих детей на домашнем обучение, так как все то поколение, рожденное в 97-2000-х годах, пошло в школы.
Трудности начались с первых классов. Нашим детям попросту было скучно даже в самых продвинутых гимназиях. С одной стороны, они очень многое знали и по многим вопросам гораздо больше, чем предполагала программа. С другой, знания эти характеризовались негибкостью, частичной систематичностью и по отдельным предметам обнаруживались большие дырки, которые не позволяли перепрыгнуть через класс. Ликвидировать пробелы теми же скоростными темпами не получалось, так как желание учиться, познавать новое, искать и добывать знания отсутствовали у этих детей напрочь.
Страшная часть айсберга раннего развития всплыла наружу - эти дети не хотели и не любили учиться! Они привыкли, что новые знания преподносятся им на блюдечке готовыми, загодя, задолго до того, как у них в сознании сформируется запрос на новую информацию. Они не понимали, а зачем нужно еще и еще что-то узнавать, так как сам процесс их уже за 6-7 лет предыдущей жизни изрядно присытил. Мотивация на обучение отсутствовала как факт.
У кого-то родители схватились за голову и успели вернуть радость познания, к кому-то нашли подход учителя, а кто-то в этом вяло текущем состоянии так и проковылял до почти конца школы (самые старшие сейчас в 11-м классе).
В подростковом возрасте у всех обнаружились и еще ряд проблем, а так как все эти проблемы оказались общими (мы, родители, периодически до сих пор общаемся друг с другом, многие так и работают водной организации, так что информацией обмениваемся), то с определенной долей уверенности можно сказать, что корни этих проблем лежат там же, в раннем детстве, которое целиком было посвящено "развивашкам".
У всех детей очень лабильная самооценка, при этом она скачет от резко заниженной до неадекватно завышенной, но никогда не бывает адекватной.
Почти никто из них не умеет крепко и по-настоящему дружить, хотя поверхностно общаются в коллективе все очень легко. Ни у кого нет "лучшего друга".
Для всех характерна сильная ориентация на сверстников и потеря привязанности с родителями (так ей, привязанностью этой никто и не занимался, как-то не до этого было).
Им очень сложно с профессиональной ориентацией и поиском своего пути в жизни - ничто не привлекает, все уже заранее кажется скучным и неинтересным.
Среди них очень мало творческих людей и практически нет исследователей по натуре, кого бы можно было назвать искателем, экспериментатором.
Зачем я все это пишу?
Оказалось, что за почти 16 лет, прошедших с рождения моего старшего сына, ничего не изменилось. Родители так же гонятся за ранним развитием. Хвастаются успехами своих 3-х, 4-х, 6-ти летних детей... Часто я слышу на мамских форумах от родителей дошколят "мы ходим в садик на целый день и с привязанностью все в порядке"...
А меня так и подзуживает спросить, а каким эти мамы хотят видеть своего ребенка в подростковом возрасте? И готовы ли они в этот сложный период столкнуться с оборотной стороной раннего развития?
Большинство из развивающих методик для малышей не развивают креативные способности, не стимулируют творчество, не учат учиться, не прививают любовь к познанию, вообще не учат осознавать, что вот он, этот познавательный интерес у меня появился и мне надо удовлетворить эту потребность познания нового.
Также большинство обучающих методик учат решать задачу в специально организованной среде, никак не обучая переносу навыка в реальную жизнь. Если Ваш ребенок лихо шнурует рамку монтессори и на соседней так же быстро застегивает пуговицы, это совсем не значит, что завтра он так же лихо будет управляться со своей рубашкой и шуровкой ботинок.
Все методики Домана - обычное натаскивание, предполагающее переход количества в качество, который не всегда происходит.
Кубики Зайцева отлично учат читать, но за скобками у большинства педагогов, а значит, и детей остается смысл прочитанного и осознание душевных переживаний героев (а этому тоже надо учить - сопереживать, сочувствовать, вырабатывать свое отношение к добрым и злым, видеть неоднозначность мира...)
И так можно продолжать бесконечно. Нет ни одной методики, которая бы развивала привязанность, сердечные отношения, любознательность, спонтанное творчество, жажду познания, стойкость при столкновения с трудностями на этом пути... Лишь только память, внимание, мышление, скорость мыслительных операций, силу мышц, зрительное, слуховое, тактильное восприятие...
А кому что важнее, каждый родитель сам выбирает для себя... и своих детей.
P.S. Сейчас у нас растет младший, ему 6 месяцев. Мы с ним тоже занимаемся отдельными упражнениями из самых разных методик, но только когда и у него, и у меня есть настроение, нам обоим нечего делать и нет настроения заняться чем-нибудь более полезным, например, поесть грудного молока или поспать вместе :), т.е. исключительно ради моего развлечения и не капли не систематически."
Так вот,переходим собственно к сути .Что вы думаете по поводу раннего развития вообще и по поводу данной статьи в частности? Надо же мне чем-то контраргументировать подругу.
P.S.: Я не против этой статьи и не за,я еще только пытаюсь сформировать свое мнение и разобраться в этом мега сложном вопросе.
Маша
Я, как мама детей из 90-х со статьей категорически не согласна! Я была фанатом раннего развития. Нас таких было трое в ближайшем окружении, на этой почве и сдружились. Детям уже почти по 20. Результат высокий у всех троих. Учились в разных школах, но в школы поступили не районные, а с усиленной программой. Скучно не было ни разу. Друзей куча, причем школьная дружба переросла в дружбу взрослую. До сих пор тесно общаются с одноклассниками. Надо заметить, что отличие было от детей, с которыми не занимаются, как в детстве, так и сейчас, когда уже выросли. Совершенно другие интересы, другой образ мыслей. Что то там не задалось у автора статьи, всегда легче свалить вину на что-то /кого-то, чем признать свою ошибку. Видимо что-то было не так изначально. Скорее всего это было не совсем развитие, а натаскивание, зазубривание, отсюда и проблемы с учебой в дальнейшем. Не научили ребенка размышлять, думать. Это очень тонкая грань. С младшими занималась меньше, не было уже столько свободного времени, и конечно результат не такой высокий. Так что не читайте подобные опусы. Раннее развитие не вредит нисколько, если родители подходят к нему разумно.
04.08.2015
Ответить
Ирина
Отвечу как мама 20 летней дочери и 17 летнего. и 10 месячного сыновей. Я занималась много с ней 20 лет назад и недавно спросила у дочери, не было ей скучно в школе, в связи с этим. Но школа не простая — лучшая гимназия в Питере. Она ответила, что скучно не было и многое помогло, и привела пример. когда все дети в первом классе искали по 30 минут слово в словаре, она находила его мгновенно. тк знала английский алфавит очень хорошо. Она в раннем детстве стала усидчивая, и научилась учится. Через год будет медиком :) на старшего сына времени уже столько не было и учится он не любит, но есть масса других хороших качеств. Поэтому, если это доставляет удовольствие маме и ребенку, то все не зря, пригодится.
27.05.2015
Ответить
bastshery
спасибо) кстати у вас есть одна мысль ,которую я пытаюсь у себя в голове сформулировать-главное во всем этом раннем развитии не загрузить ребенка и не вырастить гения,а научить учится,сделать так чтобы у детеныша проснулся интерес к новым знаниям, тяга к исследованию) ну вот как то так наверно
28.05.2015
Ответить
Ирина
Почему все думают, что ранее развитие=гений. Если б так все было просто :). Не переживайте :)
28.05.2015
Ответить
kat515
В статье мама сама виновата в том, что получилось. Все хорошо в меру и действовать надо в паре с головой, а не гнаться за ранними знаниями ради хвастовства.
Приведу пример, на улице солнце и тепло, прекрасная погода для прогулок, но мама сидит дома с годовалым ребенком и слушает английский, ребенку при этом хочется на улицу, и выходит гулять в 12, в самое пекло.
Вот для меня это странно.
27.05.2015
Ответить
bastshery
согласна с вами) все должно быть в меру и в удовольствие для мамы и ребенка
27.05.2015
Ответить
Вика
Я за золотую середину.В любом вопросе главное не перегнуть палку.Доман у нас не пошел,зато пошли видеоуроки,которые нам порекомендовала логопед. Простые, от специалистов, и очень я сильно заметила что сын в отличии от дочки ( с которой я тогда не занималась ) гораздо быстрее развивается-быстрее и физически и умственно, говорит очень много. Собирать пирамидку начал рано, мы также играли с блоками Дьенеша.Вот кстати по этим пособиям (там же и видеоуроки)http://dar-baby.ru/igry_s_detmi/igry_s_blokami/
27.05.2015
Ответить
Ольга
Тут, на ББ, эту статью каждый месяц кто-то постит... И каждый раз одни и те же комментарии... Мне даже интересно — с какой целью копируется именно это мнение? Если хотите контраргументировать подругу — ну покажите ей в интернете 100 статей о пользе раннего развития. 100:1 — неплохой аргумент, я считаю)))Мое мнение — тут нет правых, каждый САМ делает свой выбор. И споры и вреде или пользе раннего развития — это как споры о вреде и необходимости делать прививки, или о методе введения прикорма... Хотите заниматься ранним развитием — занимайтесь, не хотите — не занимайтесь! Или мнение подруги (множества подруг, родственников) для Вас важнее ВАШЕГО ребенка?? За ребенка отвечают только (и исключительно) родители (в некоторых случаях — опекуны), а не бабушки, дяди, друзья.Так что, мамочка, слушайте свое сердце, свою интуицию и наблюдайте за своим ребенком. То, что хорошо для какого-то другого ребенка, совсем не обязательно будет хорошо и Вашему. Если Вам интересна идея раннего развития — изучайте методики в первоисточниках, а не в статьях, где все намешано, а сути методик не видно даже. Обдумывайте и анализируйте информацию сами. И тот вариант, который Вы осознанно выберете — он и будет самым лучшим и правильным для Вашего ребенка.Это мнение о статье в целом)Мое личное отношение к раннему развитию описано в посте здесь
27.05.2015
Ответить
bastshery
наверно эту статью постят потому что есть о чем поразмышлять) и как вы и советуете я обдумываю информацию сама,но совсем без мнения окружающих прожить невозможно,на этом построено наше общество как таковое. и спасибо больше за ссылку на ваш пост, поразмышляю еще)
27.05.2015
Ответить
Ольга
Просто совсем не постят статьи о пользе раннего развития, а их ведь значительно больше и поразмышлять там тоже есть о чем))
27.05.2015
Ответить
Анастасия (мама Димы и Кирюши)
Бредовая статья!Как и мама которая вот так вот занималась со своими детьми чтобы ими похвастаться!Нормальные матери развивают память,логику,творчество,слух и т.д.А не учат считать,писать,читать!!!Цель раннего развития развивать способности которые заложены в наших детях и поддерживать природное любопытство.Вовремя и играючи дать все самое интересное...И я не понимаю как развитая память,логика и т.д. могут помешать в будущем!Она сама виновата в том что не развила другие качества в своём ребенке...Проще всего обвинить в чем то методики,чем признать что совсем не думала о ребёнке в угоду своим амбициями!!!
26.05.2015
Ответить
bastshery
не ну доля здравого смысла то есть,как раз таки в том что не надо как она гнаться за амбициями и стараться вырастить гения)
27.05.2015
Ответить
Евгения
Знаете я сужу по себе и своим сверстникам. Когда-то мы все ходили в одну группу в детском саду. И часть детей умела читать. Знала огромную уйму информации - о странах, правителях и т.п. Читала книги - очень много книг. Я не умела и не знала. Мама со мной занималась, давала свою любовь, но читать я начала за месяц до школы. А вот считать - задолго до. С удовольствием и в уме :)
Понятно что в детском саду центром внимания были эти дети - развитые, начитанные.
Прошло 20 лет. Мы все поступили в престижный ВУЗ - и я и они. Но только я закончила его сразу и вовремя. Продолжила учебу дальше. Нашла интересную работу, построила карьеру.
Они тоже в итоге закончили. Кто-то работает, а кто-то нет. Вывод я сделала один - раннее развитие ни к чему, если речь идет о том, чтобы уметь читать и считать с пеленок, знать историю, другие страны или имена презедентов.
А вот творческое развитие - это да. Взять и придумать что-то, самой смастерить и т.п. Мелкая моторика и ее развитие в итоге рулят :)) Имеенно развитие мелкой моторики в итоге развивает и мозг.
Поэтому я - за методику монтессори. За игры с ребенком. За кубики и песок, рисование и музыку. Но только чтобы это было в удовольствие. :)
А в статье по моему все свалено в олну кучу :( И Доман, и Монтессори и Зайцев :((
26.05.2015
Ответить
bastshery
так многие и сваливают в кучу и гонятся за всем сразу.а мне кажется нет ничего плохого в том .чтобы взять немножко от домана немножко от монтессори и прочих, и самое главное, как вы правильно подметили, чтобы это было в удовольствие)
27.05.2015
Ответить
Ольга
Считаю что правильная статья, всегда интуитивно считала что что-то не то в этом раннем развитии, что-то неправильное и однобокое, но сформулировать не могла. А здесь сформулировано исчерпывающе. Неестественно, когда ребенок изучает предметы по карточками и читает в 2 года. Вундеркинды — редкость и не всегда благо для семьи, а иногда их одаренность как проклятие для них самих. Естественно развивать детей надо, но не так, как это подразумевает термин "раннее развитие" сегодня.
26.05.2015
Ответить
Евгения
Угу, только в статье все свалено в кучу - Вальдорф и Доман например :( А Вальдорф как раз естественное развитие...
26.05.2015
Ответить
bastshery
однобоко ,наверно,если заниматься строго по одной методике.а можно взять хороших идей из разных.
27.05.2015
Ответить
Ольга
Можно заниматься по методикам, а можно не заниматься, эффект не доказан. Главное за методиками не забывать много разговаривать с ребенком, понятно и исчерпывающе отвечать на его вопросы, относиться к нему как к личности, учить элементарным навыкам самообслуживания, обеспечивать в меру новыми впечатлениями, прислушиваться к его индивидуальным наклонностям и потребностям. Только чуткий, вдумчивый родитель со свободным посвящаемым ребенку временем способен на это. А занятые мамы водят детей на развивашки или посвящают час в день занятиям по методикам, но одно другое не заменит.
28.05.2015
Ответить
bastshery
мне кажется все что вы описали может дать и занятая мама,потому как у нас в стране незанятых мам раз-два и обчелся) а хороших мам,которые дают ребенку свое внимание и любовь ведь гораздо больше)
28.05.2015
Ответить