Игры на сортировку с неоднозначным решением
Математическое развитие (арифметика, геометрия, величины, временные и пространственные представленияПредложила Лёне очередное занятие на сортировку. Все достаточно просто: по 5 предметов одежды, игрушек, фруктов, овощей. Пояснила, что одежду нужно сложить на кровать, игрушки на диван, овощи и фрукты по корзинкам. И ушла. Лёня позвал меня очень быстро, справился идеально, но игрушечная машинка осталась по-прежнему на полу...
Лёня вместе со мной обошел каждую из кучек, показал, что машина никуда не подходит, и в итоге решил поставить в гараж. В его понимании машинка - это не игрушка. Это транспорт.
Меня же это еще раз натолкнуло на мысль, что полезно давать детям задания с неоднозначным решением. Ведь мне самой изначально даже не пришло в голову, что игрушечная машинка в куче с мячиком, пирамидкой, куклой будет все-равно выделена обособленно как транспорт. Вот оно - его детское мышление. А ведь такие задания гораздо интереснее и полезнее, чем просто один правильный ответ.
К подобным же заданиям относится игра "Четвертый лишний", когда лишними могут оказаться несколько из предметов по разным признакам. Такой вариант с усложнением мы стали делать относительно недавно. Как правило, самостоятельно Лёня пока указывает только на один признак и считает дело сделанным. Зато в таких заданиях всегда интересно наблюдать, на что обращает внимание ребенок в первую очередь, следить за его логикой, за постепенными изменениями в развитии.
Про игры на распределение предметов по множествам и их пересечение был интересный пост у Надежды. Честно, тогда решила, что нам еще рано вот так находить один общий предмет, который подходит в несколько групп.
Но обычная сортировка Лёне удается легко, понятия изучены, и он сам плавно подвел меня к следующему этапу с усложнением. Теперь подобные задания с неоднозначным ответом прочно войдут в нашу картотеку игр. Они учат нестандартно мыслить, рассуждать, уходить от шаблонов.
Самое сложное здесь придумать самой подобные примеры. Не так давно на ББ встретила обзор пособия С. Савушкина "Четвертый лишний" изд-ва "Карапуз". Теперь рекомендую его и сама (купить в Лабиринте).
В книге предложены два вида заданий. Во-первых, ряды из четырех предметов на определение лишнего. Задания идут с усложнениями: сначала лишний только один предмет, потом два, три и на последних страницах все четыре.
Второй вид заданий - это собственно пересечение множеств. В середине книги есть картонная вкладка с небольшими карточками, которые вырезаются и комбинируются для игр. Для родителей же предлагаются варианты классификации с общим предметом для двух групп. Книга интересная, местами заставляет задуматься над ответами родителей. Такими и должны быть логические игры. Единственно, там где возможно карточки я стараюсь заменить на реальные предметы. Лёне сейчас такой вариант понятнее.
Всем увлекательных игр! (Лёне 2 года и 9 месяцев)