Наш план занятий в возрасте 1,8 - 2 лет
Развитие детей второго года жизниМногие девочки занимаются со своими детками по недельному плану. Это удобно в первую очередь маме, так как позволяет сократить время на подготовку и просто дисциплинирует. Ниже я расскажу, каким планом пользовалась до Настиного двухлетия. Я составляла его, учитывая интересы дочки и мои цели занятий на этом этапе. Именно для нас такой вариант оказался очень удобным.
Я составила, распечатала, вложила в файл и повесила в детской комнате вот такой план:
пн |
вт |
ср |
чт |
пт |
сб |
вс |
|
Развитие речи пальчиковая гимнастика артикуляторная гимнастика логоритмика чистоговорки мотивация к говорению занятия по пособиям, упражнения на РР |
|||||||
Мелкая моторика сенсорная коробочка сортировка наклейки пальчиковые шаги, дорожки, лабиринты, проводилки игры с прищепками, шнуровки, работа с иголкой игры в воде и с водой игры с песком, сыпучими материалами участие в бытовых делах (готовка, уборка) |
|||||||
Творчество рисование лепка аппликация поделки работа с ножницами |
|||||||
Развитие правого полушария игры на интуицию развитие воображения (воспоминания, сочинение историй) тренировка памяти |
|||||||
Интеллектуальное развитие знакомство с окружающим миром систематизация, сопотавление, последовательности игры на различение цветов лото, паззлы конструирование занятия по пособиям |
|||||||
Музыкальное развитие музыка фоном игры с музыкальными инструментами звуки природы, птиц, животных песни с движениями |
|||||||
Физическое развитие физкультминутка танцы подвижные игры купание |
|||||||
Ролевые игры |
|||||||
Развитие навыков самообслуживания |
В течение недели отмечала галочками, что мы сделали. У меня не было цели выполнить все. Но я старалась каждый день сделать хотя бы что-то одно из каждого пункта и не повторять виды деятельности изо дня в день. В воскресенье утром я все стирала и в понедельник начинала заново. Обычно у нас оказывалось выполнено процентов 80.
В принципе, по этому плану понятно, но что я делала акцент. До двух лет главное - развитие речи, знакомство с окружающим миром опытным путем и эстетическое развитие.
Пальчиковая гимнастика, логоритмика, чистоговорки присутствуют у нас каждый день. Из пособий самым любимым был Альбом по развитию речи для малышей. Предлагаемые в нем упражнения мы делали и в процессе игры с карточками, игрушками. Кое-что я показала мужу и просила его делать тоже самое на немецком.
В блоке мелкой моторики самыми любимыми были и остаются игры с водой и наклейки. Я всегда привлекаю Настю к участию в бытовых делах, особенно к готовке. Пальчиковые шаги Настя не любит (все равно иногда предлагаю), проводилки-обводилки нравятся, сейчас уже хорошо стало получаться. До двух лет были, конечно, в основном каляки-маляки. Сенсорные коробочки у Насти хитом не стали, их я делаю даже не каждую неделю, а только когда погода хорошая и мы играем на даче.
Творчество - самый любимый пункт у дочи. Ей все нравится и нравилось. Давно уже режем с ней вместе, а безопасные ножницы даю и без присмотра. Так что здесь у нас всегда было много галочек.
Пункт по развитию правого полушария, как видно, отражает методику Шичиды. Мне она не очень близка, особенно в плане развития интуиции, необходимости формирования фотографической памяти. Но, конечно, мне очевидны плюсы развития памяти. А так называемое развитие воображения даже если и не сработает в шичидовском смысле, очень полезно для развития речи.
В плане интеллектуальном у меня не было цели активно развивать в таком раннем возрасте логику, так как я верю в теорию сензетивных периодов. И у самой Насти до двух лет не было особого интереса ни к паззлам, ни к последовательностям. Поэтому главным в плане интеллектуального развития у нас было знакомство с окружающим миром и его свойствами. Сейчас я составляю для нас новый план и хочу более подробно расписать этот пункт. Очень хорошо у нас шли игры на различение цветов, более-менее - лото и систематизация. Остальные пункты я предлагала понемногу.
Музыкальное развитие. С 6 Настиных месяцев каждый день я включаю музыку фоном. Раньше Насте было все равно, что играет, сейчас она просит что-то конкретное. И все чаще это не классика, а песенки из мультиков (сами мультфильмы мы почти не смотрим, слушаем только песни). Музыкальные инструменты достаем примерно раз в неделю, иногда Настя сама просит их дать, тогда мы устраиваем совместные "концерты".
Отдельным пунктом я выделила ролевые игры. До двух лет большинство детей еще не умеют в них играть, но их можно научить и заинтересовать. В новом плане у меня такого пункта не будет, так как Настя сейчас сама играет в ролевые игры, моя инициатива для этого не нужна.
Последний пункт я включила просто как напоминание себе о том, что не надо постоянно бросаться помогать Насте во всем, выполнять за нее бытовые действия. Очень полезно оказалось, а то я все норовила сама ее одеть, раздеть, накормить.