"Дорисуй..." тренажер дивергентного мышления (раздача)
Разное (если затрудняетесь с выбором)Дивергентное мышление - умение находить разнообразные пути решения одной задачи.
Синонимы - креативность, нестандартное мышление, гибкость суждений. Антонимы - шаблонность, закостенелость, стереотипность.
Когда я размышляла, как же можно развить в ребенке дивергентное мышление, вспомнилась одна психодиагностическая методика. Там нужно дорисовать рисунок. Круг, например, или две линии. Кто-то из круга делает солнышко, а кто-то делает фигуру лишь маленькой частью сложной композиции. Глядя на то, что получилось, психолог делает выводы об эмоциональном состоянии испытуемого, его жизненных установках, а также анализирует степень креативности мышления. Мы проходили такой тест на 3 курсе, и большинство рисунков были скучными и предсказуемыми.
Из этого выходит, что к совершеннолетию мышление становится уже слишком неповоротливым. Большинству людей трудно выдавить из себя новые идеи.
Жизнь многих сера и неинтересна...
Вернемся к детям. Их мир ярок, их взгляд свеж, а мозг - пластичен. И это нужно использовать!
Перед нами стоит задача подстегнуть воображение. Для этого можно предлагать ребенку вместо чистых листов листы с незаконченными деталями. Чем больше вариантов он сможет придумать тем лучше. Постепенно количество разных рисунков будет увеличиваться, а наполнение усложняться.
Так как я выступаю за фасилитаторский подход в педагогике, считаю, что детям, по возможности, не нужно оглашать «задание». Просто дать ему лист с деталью, а дальше его карандаш или кисточку пусть несет фантазия. При необходимости можно только подтолкнуть наводящими вопросами («на что это похоже?», «что это тебе напоминает?», «тут ... начал рисовать, и не успел закончить»).
Думаю, на том, что ребенку нельзя подсказывать и навязывать свои собственные ассоциации, отдельно пояснять не нужно.
Правила использования просты. От простого к сложному, чередование деталей, периодические возвраты к деталям. Никакого насилия, никаких оценок, никакого участия мамы в создании рисунка.
Этот простенький тренажер развивает ассоциативное, дивергентное мышление, воображение, креативность. Внизу пара примеров и ссылка на архив