Горе луковое, или как приготовить занятие из одной головки лука
Изучаем окружающий мир (тематические занятия и циклы занятий)Очень часто у нас занятия возникают на ходу, без подготовки: просто в поле зрения мамы что-то попадается, придумывается, и понеслось. Этот день мы начали, как обычно, с блока по Шичиде, а потом я вспомнила, что на балконе стоит целый мешок репчатого лука, выращенного Аниной второй бабушкой в мордовском черноземе. Ну как было упустить такой момент?
Упражнениям с луком предшествовал небольшой экскурс от меня про то, что к осени на полях и огородах созревает много овощей: морковь, свЁкла, картофель, капуста, а вот и он - мистер Лук репчатый!
Кстати, построить рассказ можно по книге Герды Мюллер "Как растут овощи". Меня это издание покорило: картинки - автора, текст рецензировали биологи парижского ботанического сада. То есть книга ПРАВИЛЬНАЯ во всех отношениях. Но она сейчас подорожала в интернет-магазинах, мы покупали гораздо дешевле.
Затем мы головку лука разрезали. Заглянули внутрь, а там... ух, ты! ... много-много слоев. Вторую половинку лука резать и чистить я отдала Ане. Достала ей детский ножик с iherb. Напротив этой части занятия поставили галочку за развитие моторики-сенсорики. Шелуху очистили, кусочек головки отрезали.
Аня все время норовила откусить лука, я не стала препятствовать. Заодно дали определение луковому вкусу: "горький", "жгучий".
Пополнили наш запас загадок. Примерно с года и двух Аня выучила с десяток загадок по книге из серии "Школа семи гномов" 1+, разгадывает их безошибочно. И вот еще одна в нашем активе: "Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает - тот слезы проливает".
После этого подобрали "луковую" палитру. Работали с карточками, которые я составила сами, это аналог "100 цветов" от "Умницы", только обошлись в разы дешевле. Скоро выложу этот комплект здесь, на сайте, за символическую плату. Вот такая у нас получилась палитра.
Оказывается, луком очень здорово штамповать! На рисунке отображается вся внутренняя текстура овоща. Мы штамповали зеленой гуашью, затем красной, затем смешали зеленый и красный, получился серобуромалиновый.
Пришло время разделить половинку лука на слои. Это задание пошло под знаком "Математика". Сначала поговорили про целое, части, соединили части в целое - первоначальное знакомство с дробями: 1, 1/2, 1/2+1/2 =1. Затем отделяли слои и считали их, искали цифровое выражение.
Сначала был один слой, потом стало шесть. Аня пытается сама считать, вот берет деревянную цифру "шесть", мне удалось поймать момент. Уж не знаю, случайно она угадала, или нет...
И в завершение лукового утра мы еще раз передали привет Монтессори, сделали вот такую сенсорную коробку.
В тазике разлилось море с настоящими камешками, ракушками, сокровищами и корабликами из луковых слоев. На этом примере повторили понятия "легкий-тяжелый", лук не тонул, а камешки шли на дно.
Надеюсь, наши луковые идеи вам пригодятся.
А как вы изучаете овощи?