Отчет о занятии "Прогулка по лесу" по методу М. Шичиды (Катюше 1 год 4 месяца минус 1 день)
Методика Макато ШичидаНаше занятие в рамках ФМ "Прогулка по лесу" по методике М.Шичиды я решила провести немного раньше всех остальных участников. Постараюсь каждый пункт плана, который попал в занятие, описать как можно подробнее, фото тоже будет много.
Кому интересно - прошу под кат))) Мамам, которые участвуют во ФМ впервые - рекомендую просмотреть его, чтобы понимать чего я жду от вас в своих отчетах.
1. Настройка на занятие. Включила музыкальное сопровождение. Я очень часто использую для этого звуки природы: шум водопада, пение птиц и т.д. Но сегодня Катюша почему-то очень плохо отреагировала на Звуки леса, даже расплакалась. Начало занятия отложила минут на 20, пока настроение у Кати не исправилось. А музыку на этот раз поставила классическую - вальс №7 Шопена. Взяла дочку на руки, обняла, она меня тоже (мы это любим - пообниматься). Сказала, что она у меня самая красивая, самая замечательная, самая чудесная, самая способная и еще много чего в этом духе. В конце обязательно, что я ее очень сильно люблю. Дальше я всегда рассказываю, что мы сейчас будем заниматься и играть с мамой в разные интересные игры, рассказываю подробности, например, сегодня - что мы обязательно будем рисовать красками и лепить пластилином. Все это на руках и в обнимку.
Наша настройка сама собой переросла в пункт Воспоминаний. Специально для занятия мы позавчера на прогулке собирали сухие веточки и листики, а в воскресенье - на пляже камешки. Я так и рассказывала подробности нашей подготовки, начиная со слов "А помнишь мы с тобой...". Опять же на руках и в обнимку.2. Шар энергии мы с Катенькой делаем примерно так: я ее сажу на руки спиной к себе, беру ее ручки в свои, начинаю сначала тереть, а потом делать круговые движения, как-бы формируя шар, постепенно увеличивая его диаметр. Сопровождаю я это действие примерно таким текстом. Сейчас мы потрем с тобой ручки, ручки становятся теплыми. А теперь мы будем собирать лучики солнышка. (Садимся при этом лицом к окну, чтобы было видно, что там светит солнце) Лучики у солнышка горячие и светятся, они сами прилипают к нашим теплым ручкам. А мы их ловим и собираем в горячий светящийся Шар Энергии. Мы их собираем много-много, и шар становится всё больше и больше, он горячий и светится. А потом он становится таким большим, что мы даже не можем его удержать. И мы поднимаем наш Шар и кладем на головку. Лучи солнышка очень полезные, они дают нам Энергию. И эта Энергия растекается по головке, и по ручкам, и по ножкам, и по животику (при этом гладим руками голову, ножки, животик и т.д.). И наши ручки, ножки, животик тоже становятся теплыми от этой Энергии.
3. Дыхательные упражнения. За последнюю неделю Катенька научилась дуть не только в свисток, но и просто так. Правда губки пока складывать трубочкой не умеет, а дует как-бы через звук "Ф-ф-ф-ф". Сегодня проводили эксперимент. Положила маленькие сухие листики на стол и попросила сдуть. Показала сама, как листики улетают на пол. И О ЧУДО! два раза листики слетели от Катиного дутья! Правда сфотографировать этот исторический момент не успела. Еще дуть отказалась. Поэтому еще немножко посвистели в наш свисток.
4. Флэш-карты - показывала на ноутбуке. Выдержала штук 70, потом стала ерзать, вертеть головой, в общем концентрация пропала.
5. ESP интуиция (угадай где) - прятала орех в жестяных баночках от чая. Сначала показала орех, на глазах у Кати положила его в одну из баночек, закрыла обе, спрятала за спину, как-бы перемешала, и поставила на стол со словами :"угадай, в какой баночке орешек?". Это задание Катюше очень нравится, всегда играет с удовольствием. Заметила, что результат становится значительно лучше, если перед угадыванием она посмотрит мне в глаза, а я в это время мысленно передаю ответ. Если пытается найти спрятанное сама - обычно выбирает один и тот же "ответ", например, всегда справа, и получается, что результат зависит о того, на сколько часто Я сама положу предмет справа.
6. Instant Memory Game - Сетка памяти из 4-х картинок. Медленно раскладываю карточки по одной, четко называя. Потом повторяю еще раз по порядку, показывая пальцем. Вместе переворачиваем. Спрашиваю "Где мишка?" Катя сама берет карточку, переворачивает, смотрит. Катюша угадала все карточки. Умничка! Сегодня играли только один раз. В наших ежедневных коротеньких занятиях мы обычно играем 2-3 раза, но 100% получается только в первый раз, дальше ошибается.
Если карточка не угадана - она опять переворачивается рубашкой вверх. Изображения на карточках должны быть ребенку знакомы.
На фото Катя хлопает сама себе))) Я это сопровождаю радостными возгласами "Ура! Молодец! Всё правильно угадала!"
7. Linking Memory Game - История из 4-х карточек. Сказка сегодня была такая "Лягушка взяла яблоко, положила в сумку и пошла в гости к божьей коровке". Медленно и четко рассказываю историю, когда называю существительные - выкладываю карточки. Потом еще раз повторяю, показывая на картинки пальцем. Дальше вместе перемешиваем карточки. Говорю "А давай расскажем эту историю еще раз!". Первую карточку обычно вытаскиваю я. Но сначала обязательно спрашиваю "О ком была история? покажи пальчиком"... пауза (покажет или нет)... " О лягушке" (показываю карточку, достаю ее, кладу с краю). "Лягушка взяла... Что лягушка взяла? покажи пальчиком"... пауза (тут обычно Катя начинает что-то показывать)... "Правильно, яблоко" (выкладываем карточку рядом с Лягушкой) "Положила его... Куда положила? Покажи"... пауза... и т.д. Сегодня Катя указала правильно яблоко и божью коровку.
Опять же в конце хвалим, хлопаем и кричим Ура!
8. ESP телепатия (угадай что). В игре участвуют 2 карточки. Сначала прошу Катюшу посмотреть на меня, говорю "Мне нравится одна картинка, сейчас я тебе скажу какая". мысленно передаю образ выбранной картинки. Потом достаю обе карточки и спрашиваю "Какая картинка маме нравится?". Сегодня угадала! УРА-УРА! Хотя это редкость, чаще всего, если нужно выбрать из 2-х карточек показывает обе)))
9. Photo Memory Game - похожие картинки. Показываю одну картинку (из пары), говорю "Смотри какой дятел красивый!". Затем убираю ее за спину, и сразу же достаю уже 2 карточки, кладу перед Катюшей с вопросом "Я тебе только что показывала картинку, где она?". Сегодня задание не пошло совсем, ни одной угаданной карточки из трех пар. Везде показывала обе, наверное сильно уж похожими посчитала, не смогла выбрать.
10. Разрезные картинки. Катенька еще не собирает самостоятельно пазлы, даже не пододвигает правильно разложенные детали друг к другу. Но я все равно включаю эту игру в наше занятие. Сначала показываю собранную картинку, потом раздвигаю элементы, а собираю Катиной ручкой. Хвалю, хлопаем опять же))) Потом она играется сама, как ей нравится.
11. Игра на поиск соответствия и пары. Тоже пока нам не дается, но я всегда предлагаю. Детали выдаю по одной, говорю "Смотри какая бабочка! А где такая же бабочка вот тут на рисунке?"... пауза (покажет или нет) ... "Вот она! Клади сюда карточку"
В конце опять хвалим, хлопаем, кричим Ура!
12. Танграм. Катя уже знает как в него играть, правда редко удается сложить хоть что-то правильно))) Поэтому даю поле и детали. Сначала играет сама. Взяла ножку елки и положила на место! Умничка! хвалю сразу же. Еще один треугольник просто положила на поле, еще два вообще сбросила со стола. Теперь уже включаюсь я. Даю в ручку деталь и показываю куда следует положить. Когда собрали всю картинку - хвалю, хлопаем, кричим Ура!
13. Рассматриваем картинки с дикими животными леса. Я показываю и называю, Катя смотрит, пытается забрать себе рисунок или книгу, самостоятельная, хочет "читать сама". По моей просьбе может показать только самое элементарное - зайца, мишку, дерево, цветочек и еще несколько позиций.
На днях стала говорить "заяц"!!! Сегодня продемонстрировала свое умение, показывала пальчиком и озвучивала этого самого зайца!!! Моей радости не было предела, потому что говорить Катюша не особо пока может, а тут целый ЗАЯЦ! Хвалила, даже захвалила)))
14. Логоритмика. Это конечно самая наша любимая часть занятия! Уж напрыгались, набегались вдвоем! Фото,же конечно, не очень получились, т.к. все в движении.
15. Конструирование. Построила из имеющихся в наличии конструкторов Лес. Катюша помогала как могла - быстренько разбирала то, что я строила. Еле уговорила ее чуток посидеть и показать мне где елочка, кустик, зайчик (чтобы сфотографировать образовавшуюся полянку.
16. Цветовосприятие. Остальные детали конструктора разложила в кучки по цветам, комментировала что какого цвета. Сама Катя это пока не делает, только смотрит на мои манипуляции слушает и перемешивает всё по своему.
Потом играла конструктором сама
17. Сенсорное восприятие. Играли сенсорной коробочкой из природных материалов. Наполнение: сухие листья, ветки, еловые ветки, орехи, шишки, камни.
Играли в основном так - я просила достать все орехи, потом все шишки, потом все камни и т.д. То что доставали - рассматривали, нюхали, трогали, стучали, пересчитывали.
18. Координация и моторика - пластилиновые заплатки. Случайно распечатала поле для заплаток в 2 раза меньше положенного((( Дома цветного принтера нет, приходится ходить в мини-типографию неподалеку, видимо не в ту папку картинка попала. Сразу не заметила, а перепечатывать уже потом не было возможности. Так что пришлось пользоваться уменьшенным вариантом. Вместо пластилина - самодельная масса для лепки. Для деток до года, а также старше года, которые тянут все в рот, в целях безопасности рекомендую сделать самостоятельно такой "домашний" пластилин из пищевых продуктов. Пошаговый рецепт с фото можно посмотреть здесь! Он совершенно безопасен, даже если кусочек попадет в рот малышу и делается всего за 5 минут. Мы вот до сих пор такой используем, и даже сегодня попробовали на вкус пару раз.
Задание - отщипнуть маленький кусочек пластилина, скатать шарик, положить на не закрашенный кружочек и расплющить пальчиком. Все, что отщипывала Катя, прямиком направлялось ей же в рот, только и успевай следить. Так что в основном все шарики сформировала и положила на нужные места я. Катя потом их раздавливала.
Потом и сама несколько кусочков отщипнула и приклеила на рисунок, правда не совсем туда, куда нужно было. Но это совсем не страшно, главное - красиво!
В конце опять же хвалим и хлопаем! Какие мы молодцы! Какая красивая картина получилась!
19. Аппликация гречкой. Я налила клей ПВА на рисунок (только на шляпки грибов), Катя размазывала его кисточкой.
Потом насыпала гречку на клей
Симпатичные боровички получились! Похвалили себя, какие мы Умнички!
Рисунок, кстати, можно печатать меньше в 2 раза, потому что у Катюше терпения не хватило всю поверхность засыпать, доделывала сама.
20. Рисование. Это последний пункт нашего сегодняшнего плана. Дабы не измазать платье принцессы пришлось переодеться. Раскрашивали гуашью рисунок лисички. Честно говоря, я не очень надеялась на успех этого задания. Все наши предыдущие попытки рисовать начинались и заканчивались одним и тем же: отгрызанием щетины у кисточки и пробованием краски на вкус. А сегодня произошло еще одно ЧУДО!!! Катя РИСОВАЛА!!! На бумаге!!! САМА!!! Кисточкой!!!
Ребенок так разошелся, что когда закрасил эту картинку - потребовал еще бумаги! Правда под рукой был только просто чистый белый лист, но и он подошел!
Изрисовала и его. А потом и стол))) И себя))) И мне чуток досталось)))
Рисование всегда оставляю напоследок. Потому что после него всегда приходится дружно переодеваться, отмываться самим, отмывать мебель и пол.
Так что когда вдохновение у Катюши иссякло, мы полетели на маме в ванную. А когда вытирались - как раз и провели завершение нашего занятия: пообнимались, я еще раз похвалила мою девочку и сказала как сильно я ее люблю!
Вот и всё! Занятие окончено! Отдельно отмечу - мы его провели без перерывов и делений.
Отдельное спасибо тем, кто дочитал до конца столько много текста! Теперь жду ваших отчетов)))