Паттерны для детей
Развитие детей третьего года жизниЧто такое паттерн?
У термина паттерн (от англ. pattern — образец, шаблон, система, концепция, стиль, узор) множество определений в зависимости от области знаний, в которой он используется.
Паттерн обозначает закономерную регулярность, встречающуюся в природе и в человеческом дизайне, а также повторяющийся шаблон, образец. Элементы паттерна предсказуемо повторяются. Из графических паттернов складываются красивые узоры.
Каждое из наших пяти чувств способно непосредственно наблюдать паттерны. Правда, существуют абстрактные паттерны в науке, математике, языке, которые могут быть выявлены только в результате анализа.
Визуальные паттерны в природе часто хаотичны, никогда не повторяются в точности, часто являются фрактальными. Паттерны в природе включают в себя спирали, меандры, волны, пену, трещины, а также паттерны, созданные благодаря симметрии поворота и отражения.
В искусстве и архитектуре декорации и визуальные элементы могут комбинироваться и повторяться, образовывая паттерны, создаваемые для конкретного визуального эффекта на наблюдателя.
Что дает ребенку изучение паттернов?
Прежде всего, паттерны развивают внимание и математические способности у малышей. Дают возможность исследовать, распознавать и понимать логику и предсказуемость работы нашего мира. Опыт наблюдения и понимание смысла паттернов помогает детям мыслить логично, аргументировать, сопоставлять, развивать чувство порядка. С первых месяцев дети начинают улавливать последовательность действий, событий, ритмы дня. Первое осознанное знакомство с паттернами можно начать с узоров, создаваемых самой природой: на прогулке рассматривать листочки , шишки, паутинку, наблюдать за волнами, пузырьками пены и т.д. Это прекрасное упражнение помогает детям замечать детали, которые обычно ускользают от нас, взрослых.
Как мы знакомились с паттернами?
Нашими первыми паттернами были цветные пуговицы, геометрические формы и природные материалы. Начинали мы с сортировки по цвету, по форме, по размеру. Со временем мы разнообразили игры и занятия, познакомились с новыми паттернами как в природе, так и в искусстве.
Представляем вашему вниманию несколько игр и заданий, которые вызвали наибольший интерес у Эмилии:
(1) Знакомство с изображениями различных видов паттернов (новые понятия, слова)
Для этой цели я сделала коллаж из фотографий, распечатала и заламинировала (можно также использовать на прогулке или в поездке и находить похожие элементы)
(2) Игра — подбери пару (это задание, правда, оказалось слишком простым для Милы). В процессе игры я проговаривала название паттерна/узора, обращала внимание Милы на его особенность. Для подготовки заданий я использовала бумагу для скрапбукинга.
(3) Игра на последовательность с М&Ms. С помощью красочных драже можно изучать/повторять цвета, сортировать, учиться считать, создавать образы и знакомить малыша с последовательностью и не только) Игра вызвала огромный интерес.
Закрепляем полученные знания о последовательности (правда, с пока с подсказками). Лучше начинать с самого простого, усложняя задания по мере готовности малыша.
(4) Творчество с паттернами — рисование, аппликация, раскрашивание и все то, что вам подскажет ваша фантазия. Больше всего Миле приглянулись зиг-заги и орнамент пейсли («турецкий огурец»).
Еще нам очень понравились вот эти
Наблюдать причудливые паттерны можно с помощью калейдоскопа, чем мы и занимаемся почти каждый день) Это так увлекательно!
И еще один простой и прекрасный инструмент для создания паттернов — линейка-
Еще я часто стала обращать внимание Милы на паттерны, которые окружают нас повсюду. Это прекрасно развивает внимание, наблюдательность, фантазию, в чем я уже успела убедиться!)
Вдохновение по теме:
Благодарю за внимание!