Наша программа развития, или чем развлечь ребенка в 2-4 месяца.
Развитие от 3-6 месяцевНа сегодня Юле 3 месяца. С самого ее рождения я озаботилась ранним развитием, т.к. мне, как и любой маме, хочется, чтобы ребенок рос интеллектуально развитым. Не смотря на то, что возраст Юли пока не велик, я уже вижу, что это человек со своим вкусом. Поэтому наша программа на ближайший месяц будет учитывать все ее предпочтения, иначе, если верить всем новомодным методикам и здравому смыслу, результат будет нулевой.
Помимо обычного разговора теперь непременно присутствует в нашем общении. Отрабатываем пока только гласные. Движения рук я сделала отличными от оригинала, т.к. Юля иногда напрягает мышцы, и «пропеть движения» становится невозможным. Кстати, этот вид деятельности компенсирует нам отсутствие физических упражнений на ручки. Просто так Юля ни за какие коврижки не станет раскидывать их в стороны-вверх-вниз, а логоритмика спасает положение, поэтому представляет собой сейчас часть зарядки.
Развитие мелкой моторики + пальчиковые игры
С точки зрения анатомии проекция кистей рук в головном мозге находится в непосредственной близости с речевой зоной. Таким образом, развивая движения пальчиков рук (или мелкую моторику), мы влияем на развитие речи ребенка.
Ежедневно я вкладываю в маленькие ладошки ткани и предметы разной фактуры, формы, размера и твердости. Для этой цели мы завели специальную коробочку, куда складываю все, что попадается под руку. Даже наши родственники привлечены к собиранию развивающего материала. Главное требование - чтобы предмет было удобно держать маленькой ручкой.
Пальчиковых игр пока у нас немного. Это классические Ладушки и Сорока-ворона.
Чтение сказок и стихов
Наше любимое! Юля с удовольствием слушает и пытается внять всему, что я ей рассказываю и показываю. Чтением мы занимаемся любую свободную минутку, чего именно - зависит от моего настроения. Но могу сказать определенно, что детский фольклер у нас не пошел. Все эти потешки и пестушки ломают мой язык и мозг, и где-то на середине чтения у меня то и дело вырывается бранное слово (не вслух, конечно)! Ребенок это чувствует и начинает отвлекаться. После многочисленных попыток решила, что не для нас это было придумано, и с радостью запрятала нелюбимые книжки в дальний ящик.
Сейчас в нашем арсенале коротенькие сказки для малышей: Курочка Ряба, Репка, истории о маленьком Карлхене, в моем пересказе Колобок и Теремок. Из стихов я читаю Юле все! От Барто и Заходера до Маяковского и Гумилева.
Чтение книг у нас сопряжено с изучением английского языка. Весь фокус в том, что ребенок учит язык совершенно иным образом, нежели взрослый, по схеме: образ - значение - символ, т.е. сначала в голове ребенка возникает образ нового предмета (например, вилка), затем - что этот предмет обозначает, для чего он служит (вилкой прокалывают еду, ей едят), и только потом ребенок запоминает, как этот предмет можно отразить на бумаге с помощью символов (в и л к а). У взрослого, изучающего иностранный язык, вся цепочка идет с точностью до наоборот: символ - значение - образ. Мы видим незнакомое слово на бумаге, затем узнаем его перевод (то бишь значение), и только тогда у нас в воображении формируется образ этого предмета. Это я к тому, что если учить второй язык с мальства, то все, что удастся запомнить, будет как родное.
Здесь amazon.com нам в помощь! Наш первый заказ состоит наполовину из тактильных книг, наполовину из коротких простецких историй. Все они позволяют импровизировать, и если ребенок слушает, добавлять много отсебятины. Каждую книгу мы читаем по 2 раза, на русском и на английском. Некоторые слова я проговариваю сразу на двух языках, например, "smooth.. гладкий..", и вожу Юлиными пальчиками по дельфину с тактильной вставкой.
Ну и само собой тут нельзя обойтись без аудирования, чтобы, так сказать, "ушко раскрылось". Фоном мы слушаем Юлину первую английскую большую книгу - "Marley and Me". Что мне в ней очень нравится, ее читает сам автор. Соответственно, интонация превосходно передает настроение, которое в книге представлено целой палитрой эмоций.
Прослушивание классической музыки
Вероятно, Вы слышали об экспериментах с водой, проведённых японским ученым Масару Эмото, где кристаллы воды при вхождении в контакт с разными вещами, в том числе и с музыкой, приобретали разную форму. Например, когда воде включали тяжелый метал, ее кристаллы становились мутными, несимметричными, бесформенными и даже уродливыми по сравнению с теми кристаллами, которые образовались в результате заморозки после прослушивания классической музыки. Если посмотреть на фотографии последних, то можно увидеть прозрачные и чистые снежинки правильной формы. Мы состоим из воды на 70%, поэтому представьте себе, что происходит с нами, когда мы слушаем классическую музыку!
А развитие художественного вкуса, музыкального слуха, - в этом классическим музыкальным произведениям просто нет равных! Поэтому мы слушаем, слушаем и слушаем, причем целыми произведениями. Сегодня у нас играет "Щелкунчик" Чайковского, на завтра уже готово "Планеты" Холста, на послезавтра - "Времена года" Вивальди. Нужно только не забывать пополнять коллекцию, все остальное за нас сделает музыка!
Знакомство с шедеврами живописи
Еще один пунктик, который разбавляет наши насыщенные дни. Заметила, что Юля с большим удовольствием разглядывает картинки, причем любые. И решила для себя, пусть уж разглядывает нечто стоящее, нежели то, что попадется маме под руку в данный момент (хотя от этого не уйти). И заказала комплект из Умницы. Но скажу по правде, качество меня не удовлетворило, репродукции уж больно мрачные, темные. Сначала я даже подумала, что мне попался бракованный экземпляр, но нет.. Девушка по телефону объяснила, что реальные картины, представленные в музее, именно так сейчас и выглядят, что комплект разрабатывался в соавторстве с искусствоведами, и что так и надо. Во-вторых, большинство репродукций - лишь пейзажи, соответствующие четырем временам года, т.е. фактически являются бессюжетными. Для нас с Юлей это сейчас не имеет значения, а вот для деток постарше, на которых рассчитан данный набор, существенно. Ничего запоминающегося, никаких деталей - что же тогда заинтересует здесь ребенка, как он будет приобщаться к искусству играючи? - вопрос остается открытым.
Но раз уж он у нас оказался, мы его, так и быть, изучим. Как мы это делаем: прежде всего, я отобрала самые яркие и соответствующие моему вкусу карточки. И одну за другой я демонстрирую Юле репродукции и четко произношу ФИ художника и название картины (кстати, с названиями тоже непродуманно - например, в разделе "Зима" 11 картин имеют названия "Зима"). В течение дня мы имеем от 1 до 5 показов. Ясно видно, что у Юли уже есть свои фавориты, на определенные картины она активнее машет ручками и громко комментирует их по-своему. Иногда даю подержать карточки в ручках, рассматривает с большим интересом.
Эти несколько пунктов присутствуют в нашей жизни каждый день, но в разных количествах. Они здорово скрашивают и разнообразят день сурка, который неизбежен с маленьким ребенком. Если у вас есть еще интересные идеи, чем развлечь малыша в этом возрасте, желательно полезным для его развития, буду рада прочитать в комментариях.