Чему я могу научить ребенка в 1 год 9 месяцев
Разное (если затрудняетесь с выбором)в этот период я приоритет, конечно, ставлю на разговорные навыки (расшираем и обогащаем словарный запас), не обделяя, конечно, вниманием и все остальные )))
итак, обо всем по порядку
развиваем познавательную активность, учим:
активно учим новые и повторяем уже выученные цвета: (красный,желтый. синий, зеленый)
пространственные понятия (верх-низ, далеко-близко,впереди-сзади, над-под и т.д.)
обобщенные понятия (животные (всегда, когда рассказываю про животное, например, медведя, рассказываю о его "внешности", повадках, звуках, его еде, и т.д.. произношу слово животное часто. какое ты еще животное знаешь, покажешь, видишь на картинке и т.д. посмотри корова- это тоже животное, но живет дома, а не в лесу.), птицы, мебель, посуда, транспорт и т.д.) тут мы играем в лото бумажное, рядом строим деревянное. у нас деревянные деревья, вода, кусты, пальмы, каждого животного, рассмотрев и поиграв с ним, мы ставим в то место, где он живет или любит находиться...
еще одно важное понятие - форма, я вообще рано начинаю говорить об этих понятиях, но в этот период. с 1,6 до 1,9 твердо "закрепляем" их!!! шар, кубик, брусок - соответственно, тут активно играем в кубики (мягкие (по ним учим цвета, животных, много-мало, и рассказываем чем занимаются животные и птицы на картинках) и жесткие), строим башенки (высокая-низкая), караванчик-дорога (длинная-короткая), много-мало. собираем картинку из 4 кубиков. (начинаю с 1 кубика, показываю как надо находить, соединять картинку, и последнюю вместе находим нужное. поверьте после нескольких занятий ваш ребенок очень легко будет ставить правильную сторону картинки), и только потом усложняйте, пусть собирает 2 кубика, через неделю 3, еще через неделю 4.
не наседайте особо на ребенка, если пропал интерес - уберите кубики.
учим соотносить формы и фигуры - большинство детей обожают сортеры, у нас их 5 штук ))) меняю каждую неделю. чтоб не надоедали.. объемные в виде шара, на спинке у собачки, плоские пластиковые, деревянные и т.д. не обязательно покупать огромные короба, у которых со всех сторон разные развивалки, ребенок отвлекается очень быстро от основного действия.
я вообще люблю полифункциональные игрушки, я уже рассказывала про то, как выбираю игрушки для деток, но вот эти огрооооомнейшие кубы - не понимаю. мы же не хотим вырастить невнимательного и ""поверхностного" ребенка, который будет перескакивать с игры на игру, с книжки на книжку!
учим ориентироваться в 3 величинах: большой средний маленький (тут я очень люблю сортеры-вкладыши,в которых надо подставить все по своему размеру, напрмер от самого маленького утенка до самого большого).
очень нравится заниматься музыкальными вкладышами, рыбалка - супер игрушка, отлично развивает координацию движений.
вот наши игрушки на этот период
, ну и каталки, деревянные и пластиковые )))
много поем и танцуем, в этот период дети уже могу допевать за вами конечные слова и договаривать слова в стишках, пальчиковые игры, разучиваем коротенькие стишки, стишки-загадки, танцевальные песенки-говорилки (на которые ребенок должен совершать какие-либо действия)
например, бам-бам-бам, бью в барабан (показываем ручками как бьем в барабан)
ду-ду-ду, дую в трубу (показываем и дуем в трубочку)
динь-динь-динь, в колокольчик звоню (показываем как звоним в колокольчик)
ля-ля-ля, пляшу и пою (ручки на поясе, поворачиваемся из стороны в стороны)
у нас таких песенно-танцевальных упражнений очень много и для дома и для улицы (опять же в черновике у меня всё пополняю постепенно и скоро выложу отдельный пост ))))
учим контуры
Лизе даю сложные задания с контурами, а Семену простые, типа - угадай кто это?
лото это наша страсть. как и Лиза, Семен просто обожает играть в лото, их у нас штук 25, наверное. овощи-фрукты, животные, предметы, игрушки для самых маленьких, профессии, птицы, формы и цвета и т.д. для Лизы уже с алфавитами и цифрами..
сначала знакомила его с одним лото. давала 1-2 картинки, рассказывала про рисунок (в течение дня несколько раз показывала ему картинку, показывала, где она хранится), потом уже 2 картинки (начинаю с новой, и только потом достаем "знакомую"). за неделю доводим знакомство до 6 картинок, и уже учим потом сопоставлять рисунок с картинкой.
пазлы!!!! очень нравятся пазлы издательства ДРОФА, например, ПТИЦЫ (овощи-фрукты). сделаны из толстого прочного картона, картинки великолепные. 10 птиц. разделены на 2-3-4 деталей, легко собираются, красочные, очень советую.
если нет покупных толстых и прочных 4-10 детальных, то нарезаем картинки их картона или журнала.
теперь когда продолжаем учить фрукты-овощи, учим и их характеристики. несколько раз спрашивам и сами отвечаем..
посмотри это яблоко (повтори с мамой яяяяблоко, ребенку легче выделить или начальный или конечный слог в этот период развития), оно зеленое, Семен, какое яблоко? зелёёёёное... скажи яяяяяблоко... зелёёёёёное.
через несколько дней будете показывать на картинке яблоко и спрашивать, ваш малыш будет мычать вашей же интонацией и повторять звуки
застежки-замочки. тоже отличный инструмент для занятий и развития мелкой моторики
рисование - учим рисовать линии, круги. карандаши, пальчиковые краски, соленое тесто, масса для лепки, пластилин (учим отщипывать маленькие кусочки и приклеивать на доску(лист аппликацию)
лего - пока играем в крупные детали, учим строить башни. дорогу, стол, стул... учим играть игрушками, ролевые игры - пупс едет на автомобиле, куколка спит в кроватке и т.п.
социальные эмоции
тут активно используем мимику. очень важна артикуляция! т.к. в это время ребенок начинает активно говорить и повторять слова, слоги, старайтесь произносить слова четко, произнося практически каждый звук. обратите внимание, что дети чаще смотрят на рот говорящего, а не на другие части лица. часто использую эмоционально окрашенные возгласы ))) (ах, ой, бах!!!)
учимся "играть в игрушки", тут уже видно, что ребенку доставляет удовлетворение игра с любимыми игрушками, как фон ставлю музыку, детские песенки (под которые охотно танцуем, когда узнают знакомую песенку, тоже заметен блеск в глазках ))) узнает, выражает радостные эмоции,
слушаем аудиосказки. любим аудио и музыкальные книжки (сказки со звуками животных и т.п.)
про мультфильмы. я пока не даю смотреть длительные мульты, у нас пока ооочень короткие
"Далеко-далеко на лугу пасутся ко-", "Мы делили апельсин", "Антошка" и др.
развивая речь, учим:
уже писала выше.
ребенок должен понимать несложный сюжет на картинке и уметь "отвечать" на вопросы КТО ЭТО? ЧТО ЭТО? ПОКАЖИ... КАК ОН МЫЧИТ? ЧТО ДЕЛАЕТ?
наблюдать за действиями театральных актеров - театральных кукол, или пальчиковых кукол. (мы попробовали сходить в кукольный спектакль ))) просто заворожен был)
понимать и выполнять "поручения": подойди, пожалуйста, ко мне и принеси машину...
учим ориентироваться в пространстве: комната, кухня, ванная комната, балкон, дверь...
навыки в быту
учим кушать самостоятельно (частично), одеваться-раздеваться (частично), утренний туалет (мыть личико, руки, чистить зубы), контролировать физиологические потребности, проситься на горшок (тут все индивидуально для каждого ребенка, но стремимся к совершенству ))))
физическая активность
мяч - учим не только катать, пинать, подбрасывать вверх, но и забрасывать в коробку)))
бегать прыгать, скатываться с горки, перешагивать через препятствия, ходить по линиям, брускам, скамеечке, подниматься-спускаться со ступенек