Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
Сообщество Православная семья

ЗАПИСЬ

Юлия 10 августа 2016, 07:51 , Новосибирск ···

Псалом 50. Продолжение

Нашла стенографию лекций...Начало тут

Теперь начинается следующее рассуждение. Оно будет посложнее. С глаголом «помиловать» связан глагол «жалеть», «сострадать» - «рехам». Вот эта пара глаголов имеет исключительное значение для всего богословия Ветхого и Нового Завета. Почему? Посмотрите, два глагола: помиловать и пожалеть. Они явятся в одном стихе здесь, у Давида: помиловать и пожалеть. Два глагола. Почему они так важны? А потому что они связаны с именем Яхве, точнее, связаны с тавтологичностью этого имени.


Вот сейчас я обязан буду рассказать вам об имени «Яхве» с тем, чтобы мы поняли, что такое тавтологичность полная.

Моисей просил об имени Божьем. «Сыны Израиля скажут мне, что имя Его, что скажу им? И сказал Эллохим Моисею: есмь кто есмь - вот имя.». Вот имя Божье. «Есмь, кто есмь» - яхе ашер яхье. Полная тавтология указывает на абсолютную самотождественность божественного бытия. Бог в отношении к Себе Самому абсолютно непознаваем и неименуем. Нельзя сказать, что он Бог, нельзя сказать, что он благ, нельзя сказать «он существует», нельзя сказать просто «он» и «это». Бог в отношении Себе Самому абсолютно непознаваем. То есть, вот эта часть имя Божьего, есмь кто есмь, это как раз вот эта вот полная тавтология.

И вторая часть имени Божьего должна заключаться в отношении к сотворённому миру. Итак, первое - полная тавтология - Бог в отношении к Себе. И вторая часть имени это в отношении к сотворённому миру. Опять связано с Моисеем. Это теперь уже 33я глава книги Исход. Моисей просил Господа: «дай же мне видеть славу Твою». Вот дерзновение! Помните, славу «кавот», рассуждали мы о славе. Видеть славу Твою! А Господь ответил Моисею не о славе, но о благости (помните «туф») и помиловании. «И сказал Господь: Я проведу всю благость Мою пред тобою и назову имя Яхве пред тобою и помилую кого помилую и пожалею кого пожалею».

Так. Как это понимать? Смотрим на языке оригинала. Ещё раз уточняем. Так, в порядке слов оригинала: «я помиловал». Ну… по-русски хочется сказать «уже». Давайте я добавлю слово «уже», чтобы было понятнее.

«и уже Я помиловал кого помилую, и уже Я пожалел, кого пожалею».

То есть, в имени Моём услышишь: «кого Я помилую - вот Я помиловал, а кого Я пожалею - вот Я пожалел».

То есть, что произошло? Моисею дано было постичь надвременный объём Божественной милости и жалости как если бы он в раз увидел всех помилованных и тех, кого Господь Своей жалостью посетил. Как Авраам смотрел на звёзды, а видел не звёзды, помните? Это был образ Церкви. Точно также Моисею было дано в раз увидеть надвременный объём того, что такое «помиловать» и «пожалеть».

Опять, возвращаясь к исходной мысли, я должен быть уверен, что вы меня понимаете. В имени Божьем должны сочетаться два аспекта: это полная самотождественность, полная тавтология «яхве ашер яхве», «есмь кто есмь». Божественное бытие в отношении к себе самому абсолютно непознаваемо, о нём даже нельзя сказать, что оно непознаваемое. Вообще ничего нельзя изречь. О каком имени может тогда идти речь, если оно неименуемо? Вот такой только приём остаётся: это произнести полную тавтологию: есмь кто есмь. Причём, обратите внимание: это личная форма глагола. Есмь кто есмь. Этот аспект исчез из греческого перевода. По понятным причинам он исчез, и там получили: «я есмь сущий». «Тота го он». Мы видим это написание греческими буквами на иконе Спасителя. Сущий, что должно утверждать Его божественную природу.

Вот, но «сущий», здесь тавтологии во-первых нет, а во-вторых, нет личной формы глагола, потому что сущий это причастие. А есмь это личная форма глагола.

То есть, понятно: то, что неименуемо, может быть поименовано не иначе как через полную тавтологию.

Второй аспект - в отношении к сотворённому миру. Это уже не полная тавтология. Это будет тавтологическое выражение: «и я помиловал кого помилую, и я пожалел кого пожалею». «Ваха ноте эташерахон». Ну, когда читаешь, не видно, что это тавтология. Когда буковки все написаны, видно, что это один и тот же глагол. «Ваханати эташерахон, бер аханти эт ашер арахе». Помилую, помиловал. Пожалею, пожалел.

Второй аспект имени Божьего выражается через посланность. Посланность это отношение. Как сказал Господь Моисею: «есмь послал Меня к вам». То есть, посланность пророка или апостола в чём имеет своё основание? В есмь. В самом бытии Божьем. Откуда такая сила была в пророках? Почему они никого не оставляли равнодушными? Кто-то вот устрашался, а кто-то их ненавидит страшно и убивали их поэтому. Откуда такая сила посланничества, у апостолов такая сила была? А потому что эта сила исходит непосредственно от Божьего бытия. И в этой посланности суть замысла Божьего о мире. А суть замысла Божего о мире это миловать и жалеть.

Вот как Господь относится ко всему сотворённому миру. В том числе к тому, который возник после грехопадения.

«Посланность» это понятно?

Вот, сказал Христос апостолам: «Вот, Я посылаю вас как овец среди волков». Да, но как овце среди волков выжить? А это когда у овцы больше сил чем у волков. А почему больше сил? А потому что они связаны с божественным «есмь».

«Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать, ибо в тот час дано будет вам что сказать ибо не вы будете говорить, но дух Отца вашего…». Понимаете как, Он же поставил с ними Себя как брат. Говорит: «отец Мой», и «отец ваш». «Дух отца вашего будет говорить в вас».

Ещё раз повторяю, это важно: в имени Божьем обязательно должны быть эти части: «есмь кто есмь» - это тавтология, она соотносится с «помилую» и «пожалею». Вот, «есмь» Творца имеет основание только в Его «есмь». «Помилую» имеет основание только в «помилую». «Пожалею» имеет основание только в «пожалею».

Ну, важнейшая мысль: «помилую» и «пожалею» не имеют под собой никакого мотива или причины. Они не имеют под собой никакой метафизики. «Помилую и пожалею» - это самое безусловное, что есть на свете. Имеет в себе бытие только Бог и Его «помилую» и «пожалею». Поэтому, Бог есть, утверждает апостол Иоанн, любовь. Вот что имеется в виду. Бог есть любовь. То есть, вся суть Его замысла к миру: помилую и пожалею. Иначе можно сказать, как сказал апостол: любовь.

В псалме сострадание и милость, говорит Давид в 24 псалме, «сострадание и милость, от века они. Бог венчает человека (коронует) Своей милостью и состраданием». Это 102 псалом.

Понятно, что если являются милость и жалость к человеку, то он уже не безучастен к божественному «есмь». Смотрите, чего просит Давид: я хочу быть причастен к Твоему «есмь».

Ну, это самая дерзновенная молитва, которая только может быть: это «Господи помилуй». То есть, возвысь до Себя; удели от Своего бытия.

Апостол Пётр, как известно, особо учёным не был, но он ясную дал такую формулировку, над которой бились богословы много веков: человеку возможно стать причастником божественной природы.

Это… ну как это? Творец есть творец. А творение есть творение. Между нами всегда будет различие. Наша природа различна. А апостол Пётр не обвинуется: человеку можно стать причастником божественной природы. И для того, чтобы обосновать такую возможность, в православии было разработано учение о нетварных энергиях, или, как говорит Паисий Мелечковский: «милость Божья есть благодать Всесвятого Духа».

Вопрос: удастся ли нашей душе со всяким «Господи помилуй» вспомнить о божественном «есмь». Это вопрос аскетический. Вот, святые как раз, которые совсем не держали в уме того рассуждения, которое я вам предложил. Они-то как раз так и делали, они так и молились, они хотели, чтобы Господь их возвысил до Себя, уделил от Своего бытия. То есть, вопрос аскетический, но для нашего ума остаётся неприложным: «Научитесь, что есть милости хочу а не жертвы».

Итак, «Господи помилуй» это прошение, связанное с самим бытием Божьим. Понятно ли это?

Поэтому, устрашимся произносить его, знаете, так вот, бездумно.

Ну, хоть вот, на секундочку надо всё-таки понять, чего мы просим!

Паисий Мелечковский, который тоже по-еврейски не читал, он говорит: «многие, весьма многие милости Господней неприемлют, так как не знают, чего просят».

1

КОММЕНТАРИИ

قسطنطين 10 августа 2016, 17:00 , Хьюстон
                                    

Только Паисий, он не "Мелечковский", а "Величковский"

Ответить
Юлия 10 августа 2016, 17:07 , Новосибирск
                                    

Молодец. Я не стала исправлять)))) думаю интересно кто нибудь читает это или нет

Ответить
Татьяна 10 августа 2016, 17:23 , Москва
                                    

Чтобы проверить, надо было вставить что-нибудь типа "Чапаев сел на коня". :))) Я вот не знаю кто это Паисий Величковский. Наверное мне должно быть стыдно.

Ответить
Юлия 10 августа 2016, 17:23 , Новосибирск
                                    

☺☺☺ мне кажется на слуху очень фамилия?)

Ответить
Татьяна 10 августа 2016, 17:25 , Москва
                                    

:))) Не на моем, хотя кто-то может и Чапаева не помнить уже.

Ответить
Юлия 10 августа 2016, 17:27 , Новосибирск
                                    

☺ ну мне кажется тут нет настолько молодых)))

Ответить
Юлия 10 августа 2016, 17:20 , Новосибирск
                                    

Ты прям зришь через континенты!!! Я реально рыжая щас)))

Ответить
Юлия 10 августа 2016, 17:23 , Новосибирск
                                    

Ты че я блондинка была))) или я дальтоник....?)

Ответить
Елена 10 августа 2016, 11:40 , Мытищи
                                    

Да, вот тоже недавно задумалась о сложностях перевода. К примеру, в Библии везде указано терпение и только терпение. В большинстве своем это понимается как замыкание негативных эмоций в себе. Не злись, не убий, другие грехи. Проблема в том, что мужчина воспринимает это нормально. Для мужчин виноват всегда обидчик. У девушек обычно душа более нежная и мы воспринимаем все на свой счет. Я так старалась не злиться очень долго, все копила в себе. Сказали же "не злись". По совету местных девушек потихоньку каюсь и выплескиваю свои эмоции наружу, стараясь делать безболезненно для окружающих. И вот само слово "терпение" я для себя заменила на принятие и прощение. Поняла, что Бог не карающий злодей, как учили в детстве, а любящий учитель. Правда еще сложно принять тот факт, что он вообще может простить. И эти корни из моего детства, так что все впереди.

Ответить
Юлия 10 августа 2016, 12:07 , Новосибирск
                                    

Вы говорите очень правильно. Но вы говорите о ветхозаветных заповедях. Нам Христом дан Новый Завет и Блаженства. А не злись такой заповеди нет. Но есть страсть гнев. Я всегда ее связываю с эмоциональной распущенностью. Вот бывает распушенность половая,блуд. Бывает денежная, сребролюбие. А бывает эмоциональная -раздражительность, гнев. Надо себя контролировать... силой воли, постом и молитвой. Потому что без поста и молитвы эти распущенности вылазят

Ответить