Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
Сообщество Православная семья

ЗАПИСЬ

قسطنطين 5 августа 2016, 21:23 , Хьюстон ···

"Идея истинного гностика у Климента Александрийского"


С интересом прочитал статью об одном из самых любимых моих христианских писателей, Клименте Александрийском. Некоторые выдержки из нее:

Возглавляя катехизическую школу, Климент наложил на нее свой отпечаток, стараясь объединить библейское и эллинистическое мировоззрение своей глубокой и изысканной мыслью. Это был век гностицизма, и Климент соглашался с гностиками в том, чтобы держаться «гнозиса» - то есть, чтобы религиозное знание или просвещение были главным средством совершенствования христиан.

---------------------------------------------------------------------

Климент дал в своих «Строматах» первое церковное сочинение, в котором религиозная философия греков служит не только полемическим целям, но и для открытия христианства интеллектуальной части общества. «Строматы» (с греческого языка - «узорчатые ковры», «ткань») - это собрания отдельных мыслей, не приведенные автором в цельную систему.

--------------------------------------------------------------------

Богатство разнообразных мыслей здесь соединено с таким же богатством изречений философов и поэтов. Главной мыслью данного сочинения является следующее: христианство есть истинная и высшая философия. Первая книга говорит, что закон Моисея и философия, предшествовавшие христианству, относятся к последнему, как отрывки истины к целому; тот и другая приготовляли христианство.

------------------------------------------------------------------

Климент сознает задачу - обработать философски содержание Священного Писания и усвоить его себе посредством мышления. Вера нам дана, ее следует однако превратить в знание, то есть надо развить учение которое отвечало бы научным требованиям по отношению к философскому мировоззрению и этике. Знание не противоречит вере; оно и не ограничивается тем, что поддерживает и разъясняет ее, нет, - она ее всю возносит в высшую сферу: из области господства авторитета в сферу ясного знания и внутреннего духовного согласия, проистекающего из любви к Богу.

-----------------------------------------------------------------

Христианство - это учение о сотворении, воспитании и завершении человеческого рода логосом, дело которого имеет своим венцом совершенного гностика, для чего он пользовался двумя средствами: Ветхим Заветом и греческой философией. Логос - всюду, где человек поднимается над ступенью природы; но подлинное познание его добывается только из Откровения. Он - закон мира, учитель, или в лице Христа иерург, который путем священных таинств вводит в познание. Для совершенного он - путь к единению с самим Богом. Кроме Писания, также и греческая комбинация познания и церемониальных посвящений дали Клименту возможность выдвинуть значение церковного христианства. Церковный гностик как бы поднимается посредством Писания и христианства общин в божественные сферы; он покидает все земное, историческое, уставное и стремится вверх в любви и познании. Вознесение совершается по определенным ступеням, причем находит себе выражение вся философская этика от разумного знания меры до эксцесса сознания и апатичной любви. Находит себе выражение также и церковная традиция; но истинный гностик должен на верхней ступени побороть нижнюю. Климент первый понял задачу теологии будущего: примыкая к историческим традициям и к универсальному христианскому сообществу, достичь в Церкви свободы и самостоятельности собственной жизни.

--------------------------------------------------------------------

Исследователи считают, что во времена Климента в Александрии существовала некая группа христианских гностиков - любителей философии, которые не очень были склонны делиться своими убеждениями с окружающими, имели нечто таинственное. Очевидно, эти убеждения отличались от обще церковных. Это не были гностики типа Маркиона или Валентина, но эти люди расценивали себя в качестве некоей церковной элиты. Александрийская элита считала себя особыми избранными. Исследователи пришли к выводу на основании произведений Климента, что и сам Климент принадлежал к самому сообществу, потому что провести границу между просто образованными христианами и т.н. «гностиками» почти невозможно. Задачи, которые ставил перед собой Климент Александрийский в своей преподавательской деятельности - это представить христианство понятным и доступным современному ему миру. Когда Климент размышляет о христианстве и о язычестве, то считает, что часть христианских истин уже содержалась в язычестве. Между философией и Евангелием нет никакой противоположности, потому что обе стремятся к достижению высшей истины.

--------------------------------------------------------------------

Для Климента христианский гнозис есть положительное понятие, которое предполагает своего рода духовный аристократизм. Он понимает, что многие простые верующие, не получившие высокого образования, не могут изучать философию. В то же время, он считает, что прямой ответственностью образованного христианина является знать как можно больше, стремиться к высшему философскому знанию, и это знание является вспомогательным для веры человека.

--------------------------------------------------------------------

Вопрос об отношении веры и гносиса был самым спорным в то время. «Лжеименные» гностики пренебрежительно смотрели на веру, считая ее достоянием психиков. С другой стороны, правоверные христиане отрицали всякий гносис, как заблуждение, чуждались науки и считали излишним всякие доказательства своей веры. В противоположность этим крайним мнениям, Климент старается примирить веру и знание.

--------------------------------------------------------------------

Но вера по существу своему вытекает не из простого и неразумного доверия к внешнему авторитету, а из внутреннего чувства, мистической силы, прирожденной человеку. Человек, по самой богоподобной природе своей, имеет влечение к божественному и потому убеждается в истинности божественного откровения, когда оно подается ему Богом. Вопреки отрицательному отношению правоверных христиан к гносису, Климент защищает необходимость гносиса для достижения нашего совершенства. Вера не может остановиться в своем развитии. Она должна расти и совершенствоваться. Без этого она не будет твердой и прочной, не будет надежно ограждена от всяких нападок и заблуждений. Совершенство придает вере гносис. Вера и гносис относятся, как здания и его фундамент, как слово внутреннее и выраженное. Таким образом, Климент признает две ступени духовной жизни христианина - ступень веры и ступень гносиса.

-----------------------------------------------------------------------------------

Различие между верой и гносисом касается как интеллектуальной, так и моральной стороны. Первое отличие гносиса от веры касается его глубины: верующий живет внешней стороной религии, а гностик (христианин, достигший нравственного совершенства) - внутренней. Верующий довольствуется знанием самых необходимых истоков вероучения, а гностик достигает познания о Боге и вещах божественных, о человеке, его природе, о добродетели, о высшем благе, о мире. В такой же степени отличаются друг от друга мораль гностика и мораль веры. Побуждением к нравственной деятельности у верующего служит страх перед наказанием и надежда награды. То и другое вытекает у него из веры в правосудие Божие. У гностика побуждением является бескорыстная любовь к добродетели, стремление к добру ради добра. Верующий является, таким образом, рабом, а гностик - свободным сыном Божиим.

Полностью статья тут

1

КОММЕНТАРИИ

Lisenok 8 августа 2016, 15:41 , Курск
                                    

Статья интересная) Хотя если отвлечься от мысли Климента и посмотреть на мой небольшой жизненный опыт, могу сказать, что "верующий" - не живет только внешней стороной религии. Своего мужа, исходя из понятий этой статьи, могу причислить к "верующим", а себя больше к гностикам. Так вот могу сказать, что он живет далеко не только внешней стороной, несмотря на то, что он не пытается развивать свои знания) Он добрее меня, он больше молится именно у себя где-то в голове, хотя добротолюбие он не читал, ну и в добродетелях явно меня превзошел))) Глядя на него я искренне недоумеваю, откуда у него всё это. И мне как гностику гораздо тяжелее верить и находить этот контакт с Творцом) Иногда завидую (да простит меня Господь) простым верующим людям)))
Но статья интересная конечно, ничего не могу сказать.

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 17:45 , Хьюстон
                                    

Сейчас, кстати, на западе всплеск интереса к гностицизму. Люди, которым опостылели католицизм/протестантизм, называют себя гностиками :)))

Ответить
Юлия 8 августа 2016, 19:18 , Новосибирск
                                    

Не знаю... гностицизм это бла бла бла. Мне не нравится вся эта болтовня. Надеюсь я не гностик а простак.

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 19:25 , Хьюстон
                                    

А я надеюсь, что я гностик. В климентовском смысле, без этой шурумбурум мифологии, понятно.

Ответить
Юлия 8 августа 2016, 19:27 , Новосибирск
                                    

Мне нравится Василий Великий... можно его и к гностикам отнести. Он для меня ориентир.

Ответить
Юлия 8 августа 2016, 19:30 , Новосибирск
                                    

Ну не до такой степени все плохо у меня)))) но Василий Велик)))

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 19:31 , Хьюстон
                                    

Зато его младший брат Григорий Нисск :))

Он мне, кстати, больше нравится. Из-за своей мистичности :)))

Ответить
Юлия 8 августа 2016, 19:35 , Новосибирск
                                    

Мне и сестра его нравится Макрина не давно память ее совершалась. Ну у них весь род известный нам прекрасен. А мне нравится у Василия его умение управлять, организовывать. Т.е. он как управленец и харизматичная личность мне нравится. Т.е. именно его личность в совокупности со всеми творениями его... я восхищена как Господь дарует таких людей нам.

Ответить
Lisenok 8 августа 2016, 19:21 , Курск
                                    

Вот и мне б хотелось) Будьте как дети) а они как раз очень просты и верят всему)

Ответить
Юлия 8 августа 2016, 19:24 , Новосибирск
                                    

☺ ну как деть я не стану... жаль конечно. Но от высокоумия надеюсь уберечься)

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 17:32 , Хьюстон
                                    

Мне кажется, тут противопоставление не по линии "вера-знание", а по линии "внешнее-внутреннее" пролегает. А, может, у меня просто такой "пунктик" сейчас :))

Ответить
Юлия 7 августа 2016, 12:17 , Новосибирск
                                    

"часть христианских истин уже содержалась в язычестве" Кость ну какое христианство без Христа? Христианство это же не филосовское учение и не нравственное. т.е. мне не нравится противопоставление просто верующих не образованных и филосовски верующих. Вот твои любимые "записки странника" ведь человек был не образованный там и простой, но был ли он менее просвещен чем образованные гностики? так же как в добротолюбии о страхе Божьем помнишь? Есть страх Божий низшего порядка- страх перед наказанием и страх Божий высшего порядка. но на самом деле "по плодам узнаете их" бывает и люди малообразованные преуспевшие в богословии(богообщении) гораздо более. а еще помнишь молитву "яже от юности и от науки злы" как ты думаешь о чем это? а вообще Климент хорош- мне понравилось.

Ответить
قسطنطين 7 августа 2016, 16:04 , Хьюстон
                                    

Что ты имеешь в виду, когда говоришь "христианство без Христа"? Сейчас часто этой фразой бросаются, но у нее могут быть разные значения. Все мы, современные верующие, я считаю верующие "философски", не надо притворяться простачками, дурачками. Все мы, как минимум, грамотны (странник, кстати, тоже был, несмотря на крестьянское происхождение, почему его и принимали за благородного юродивого). Информации тоже больше, чем когда-либо. Но это все неважно, думаю, когда Климент говорил "гносис", он имел прежде всего это внутреннее знание в противоположность слепой вере, которая утверждается внешним авторитетом, а не просто "образованность".

Ответить
Юлия 7 августа 2016, 16:56 , Новосибирск
                                    

Христианство часто понимают как нравственность. Типа вот этот или тот батюшка так говорит о Христе а сам вот такой сякой. А христианство без Христа у каждого может быть разным. Кто-то крещеный и называет себя христианином но к Таинствам относится отрицательно. Кто-то живет Церковной жизнью, и даже ветхозаветными заповедями, но о блаженствах и не помышляет. Слушай простаков полно и сейчас. Но последнее предложение твое мне все разъяснило! Спасибо А у Климента я читала к посланиям аппостолов комментарии - мне они очень понравились... одно место было смутившее меня...

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 01:58 , Хьюстон
                                    

Климента какого? Их как минимум два было: Римский и Александрийский.

Ответить
Юлия 8 августа 2016, 02:58 , Новосибирск
                                    

Александрийского. Про Римского ничего не знаю.

Ответить
قسطنطين 8 августа 2016, 02:59 , Хьюстон
                                    

А где у него толкования? В какой книге?

Ответить
Юлия 8 августа 2016, 03:03 , Новосибирск
                                    

Комментарии не толкования http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksandrijskij/ipotiposy/

Ответить