Правдивы ли жития святых?
Копилка вопросов батюшке(ЗАКРЫТА)Ответ отца Алексия:
Конечно, жития святых - это не полное жизнеописание. Они пишутся
для нашего назидания и не все факты жизни у каждого святого могут
назидать. Но это не значит, что они приукрашаются, просто они содержат
только то, что нам читать полезно. О прп. Марии Египетской мы знаем, что
она была великой грешницей, но история , естественно, умалчивает
подробности её греховной жизни - это нам не полезно. Хотя житие
раскрывает нам глубину её падения вначале, как и высоту её новой жизни
потом, чтобы мы знали, что тоже подняться можем.
Что касается
чудесности повествования, то я не думаю, что здесь имеет место
приукрашение. Если в моей жизни обычного грешного человека столько чудес
было, то что удивляться, если человека святого Господь чудесами
отмечает?! Как маркером выделителем, чтобы все видели и пример с них
брали и помощь от них получали. Но верить или не верить - это личное
дело каждого. Прекрасно вопросы веры проиллюстрированы Льюисом в
Хрониках Нарнии в последней части, на примере гномов. Тут уж никому
ничего не докажешь. Скептиков остаётся только жалеть. Хотя если в Церкви
свершаются систематически такие чудеса, как снисхождение Благодатного
Огня, освящение водного естества, самопроизвольная мумификация
пасхальных яиц, то Она заслуживает доверия, как авторитет по вопросу
чудес и логично было бы доверять Ей в этом сфере...
А ещё за
таким предположением, о котором Вы пишите стоит мысль, что жития служат
для заманивания людей в Церковь, но это ошибочное мнение. Все книги
духовного содержания пишутся и издаются, чтобы помочь человеку идти
путём, который избавит их от страданий и приведёт к вечному блаженству. А
для достижения этой цели не используются злодейские средства, они в
этом вопросе бессильны.
Но спорить на эту тему бессмысленно,
ничего не поможет, никакие аргументы, остаётся только молиться, чтобы
Господь Сам открыл человеку глаза и научил истине!
Ntinos
По поводу первых трех предложений. То есть, жития не содержат неисторичной информации, но не содержат всю историческую информацию? Все написанное правда, но написана не вся правда, так? Или я не понял мысль?
03.03.2014
Ответить
Ирина
Я думаю, батюшка прояснил бы, что Вам не понятно, но вряд ли он будет еще отвечать на вопросы в сообществе.Если Вас интересует мое мнение, то я поняла так, что могут быть опущены подробности, могущие ввести кого-либо в искушение.
03.03.2014
Ответить
Ntinos
Это понятно. Меня интересовал именно вопрос историчности всего, что написано. Опять же, какие версии житий будем брать? Их только в РПЦ три полные коллекции Четьих Миней, не говоря уже об индивидуальных житиях
03.03.2014
Ответить
Ntinos
Да о всех :))
Как правило, чем древнее, тем более склонность будет "приврать". Другой фактор - степень почитаемости. Чем почитаемее, тем тоже больше искушений у авторов прибавить от себя
03.03.2014
Ответить
Ирина
Ага, я Ваше мнение поняла. И для участников сообщества выложила другое мнение, пусть каждый выбирает для себя более подходящее.
03.03.2014
Ответить
Ntinos
Я не против, просто мнение, озвученное о.Алексием - это тоже своего рода "бомба замедленного действия". Фундаменталистичная вера - самая уязвимая. Когда веришь, что каждая буква богодухновенна, а потом начинаешь копать глубже и видишь противоречия, несуразности и т.д., велик риск потерять веру совсем. Поэтому так важно полагать веру во Христе Иисусе, а не в букве, тексте, будь то даже текст Священного Писания, не говоря уже о житиях святых.
03.03.2014
Ответить
Ирина
Ага, все так, но не факт, что если Вы увидели что-то не то, то там действительно что-то не то.В общем, Динос, пусть каждый сам определяется, не будем давить, правда?
03.03.2014
Ответить