О святой воде и просфоре
Основы вероучения Православной Церкви
У православных христиан есть обычай употреблять освященные в церкви хлеб и воду. Почти каждый верующий хранит у себя бутылочку со святой водой и просфору. Освящение воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Но первый пример подан Самим Господом, когда Он погрузился в реку Иордан и освятил все естество воды.
"Когда человек употребляет просфору и святую воду, - - говорит затворник Георгий Задонский, o тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту и ко всякой добродетели".
Освященная вода это материальный образ благодати Божией, символ Божественной силы: она очищает верующих людей от духовной скверны, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. "Освященная вода,- писал святитель Димитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею". Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни.
Освящающее и животворящее действие святой воды простирается как на тело и душу человека, так и на все предметы, служащие для его духовной и телесной жизни.
Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов - вот почему окропляют святой водой жилище и всякую вещь, которую освящают. Такую силу вода получает через молитвенное призывание на нее благословения Божия.
Зачем церковь освящает воду
Святая Церковь освящает все, чем пользуется человек в этом мире. Этим Церковь как бы кладет предел распространению греховных нечистот, предотвращает умножение гибельных следствий наших грехов.
Церковь освящает землю, испрашивая ей у Бога благословения плодородия. Освящает хлеб, служащий нам пищей, и воду, утоляющую нашу жажду.
Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, низводит на воду силой молитвы и Слова Божия благословение Господне и благодать Пресвятого и Животворящего Духа.
Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления (Крещения), называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.
Великое водоосвящение совершается только в праздник Крещения Господня. Вода, освященная в этот день (вечером 18 и весь день 19 января по новому стилю), называется крещенской и имеет в себе особую благодатную силу. Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник (вечером 18 января), и вода, освященная в сам день Богоявления, различны. На самом деле и в сочельник, и в сам день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия.
Великая агиасма (с греческого - "святыня", так называется вода после чина великого освящения) освящается троекратным погружением в нее Креста, крестным знамением, благословением и более сильными и сложными молитвами и песнопениями, чем при малом освящении воды, совершаемом на молебнах.
"Сам убо, Человеколюбце, Царю, прииди и ныне наитием Свя-таго Твоего Духа и освяти воду сию. И даждъ ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрушение, недугов исцеление, демонов губителъну, сопротивным силам неприступну, ангелъския крепости исполнену, да ecu почерпающие и причащающиеся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов, и к всякой пользе изрядну... Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым. Даждъ же всем прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею, освящение, здравие, очищение и благословение", - такими сильными и властными молитвами молится священник.
Крещенскую воду некоторые верующие используют в целебных целях, так как силой Божией она приобретает сверхъестественные качества и освящает всякого принимающего ее с верой.
Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая крещенская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника.
Чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божий и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменить жизнь, покаяться и спастись.
Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства. Чтобы святая вода принесла пользу, будем заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и деяний.
Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в доме каждого православного христианина. Ее бережно хранят возле икон. Крещенская вода, как и Святое Причастие, принимается верующими только натощак.
Чтобы пополнить запасы святой воды, заказывают водосвятный молебен. Такие молебны совершаются в течение всего года и называются еще малым водоосвящением. После малого водосвятия каждый, кто заказал молебен, может получить святую воду.
Просфора
Слово "просфора" переводится с греческого как "приношение". Просфорой в древности называли хлеб, который приносили христиане, и часть которого служила для Литургии. Хлеб, использу мый для Литургии, состоял из двух частей, что символизировало хлеб земной и небесный.
В подражание этому до сих пор просфоры делаются двучастными и своими двумя частями означают божественную и человеческую сущность Иисуса Христа.
Каждая часть просфоры изготавливается из теста отдельно одна от другой и только потом они соединяются вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырехконечный равносторонний крест с надписями над перекладиной креста IC и ХС (Иисус Христос), под перекладиной HIKA (по-гречески "победа").
Нижняя часть просфоры соответствует земному (телесному) составу человека, верхняя часть с печатью - духовному началу в человеке.
Второе значение подкрепляется и добавлением святой воды и дрожжей при изготовлении просфор. Святая вода знаменует при этом Благодать Божию, а дрожжи - животворящую силу Духа Святаго, дающую жизнь всякому созданию.
Разделение просфоры на две части видимым образом обозначает невидимое разделение естества человека на плоть (мука, вода) и душу (дрожжи и святая вода), находящиеся в неразрывном, но и неслитном единстве, почему и изготавливаются верхняя и нижняя части просфоры отдельно одна от другой, но затем соединяются так, что становятся одним целым.
Просфора делается круглой в знак вечности Христа и человечества во Христе, вообще в знак того, что человек сотворен для вечной жизни.
Первые просфоры были обыкновенным хлебом. Но со временем это нашли неудобным, и тогда просфоры начали выпекать только в Церкви. Выпекаются просфоры с Иисусовой молитвой.
Просфору можно получить за свечным ящиком после Литургии, подав до начала Богослужения записку "О здравии" или "О упокоении". Просфора, которая дается после окончания Литургии, является святыней и благоговейно вкушается верующими прежде принятия всякой пищи (натощак) вместе со святой водой.
Хранить просфоры нужно рядом с иконами. Испортившуюся просфору следует сжечь или отнести для этого в церковь.
Просфору принимают над тарелкой или чистым листом бумаги, чтобы крошки не упали на пол и не были попираемы ногами, ибо просфора - хлеб святой Небесный.
О вкушении просфоры, антидора и артоса
Просфора, которая дается после оконончания Литургии, является святыней и благоговейно вкушается верующим прежде принятия всякой пищи. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого и получает небесное освящение.
Частицы артоса полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами "Христос воскресе!".
Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфору и артос следует жечь самому (или отнести для этого в церковь) или же пустить по реке чистой водой..
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.
_______________________________________________
Источник http://stseraphimmichigan.org/basics-r02.html
В сообществе нет подходящей категории для данной статьи. Так что пока повисит в Основы вероучения Православной Церкви