Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
Сообщество Политика, история, экономика

ЗАПИСЬ

☽Magdalena☾ 19 ноября 2014, 10:32 , Пермь ···

Восток о нас.

Славия, Артания и Куявия - три центра Руси, упоминаемые арабскими авторами Истахри и Ибн-Хаукалем, чьи работы восходят к не дошедшему до нас сочинению ал-Балхи (около 920 года).

СЛАВИЯ (ас-Славия) - один из трёх центров Руси наряду с Куявией и Артанией, описанный в арабских источниках X века.

Славия с центром в городе Салау (Слав) описывается как наиболее удалённая группа русов, поддерживающая широкие международные торговые связи, в частности с мусульманским востоком.

В описании Ибн Хаукаля она названа главной по отношению к двум остальным.

Славия отождествляется с ильменскими словенами, а город Слав - с гипотетическим предшественником Новгорода (возможно Старой Ладогой).


КУЯВИЯ (Куйа́ба или Куябия) - один из трёх центров Руси наряду со Славией и Артанией, описанный в арабских источниках X века.

По общему признанию топоним идентифицируется с Киевом.

Куйаба описывается как город, ведущий оживлённую торговлю с Востоком и являющийся центром той группы русов, которая располагалась ближе всего к Булгару. Имя самой группы не называется. Подобно двум другим центрам русов данная группа возглавлялась собственным царём.

В другой части повествования у тех же авторов Куйаба противопоставляется русам, что, как полагают, отражает более раннее положение дел (до момента подчинения Киева новгородским князем Олегом Вещим).


АРТАНИЯ (Арсания) - один из трёх центров Руси наряду со Славией и Куявией, описанный в арабских источниках X века.

Сообщается, что арсанцы имеют собственного правителя, резиденцией которого является город Арса. Они не пускают к себе чужеземцев и сами занимаются торговлей, плавают в Куйабу и торгуют оловом, черными лисицами и соболями.

В отличие от Куявии и Славии, этимология и местонахождение которых довольно прозрачны, идентификация Арсании остаётся нерешённой исторической задачей по причине отсутствия каких-либо параллельных данных.

Гипотетические варианты идентификации: Ростов, Суздаль, Белоозеро, Смоленск, Тмутаракань, Рязань и пр.

_____________________

В историографии рассказ о «трёх группах русов» сопоставляется с близкими данными из Повести временных лет. Однако, нет единого мнения, относится ли он ко времени до образования Древней Руси (IX век) или отражает реалии X века, когда она уже существовала.

1

КОММЕНТАРИИ

Поля 19 ноября 2014, 21:13
                                    

У кого-то из древних арабских авторов описано, что Арсания торгует клинками, и "клинки у них соломоновы", т.е. крепкие и гибкие. Эти качества характерны для булата.

Современная археология свидетельствует, что в долине  реки Оскол с 6 по 10 вв был средневековый мегаполис металлургической направленности, где в промышленных масштабах производились чугун, железо и ферросилиций, превосходящий качеством даже характеристики булата.

археология Поосколья не укладывается в логику норманской теории и разрушает стройные представления о всемогущем хазарском каганате

Ответить
☽Magdalena☾ 19 ноября 2014, 22:22 , Пермь
                                    

Не поняла, конечно, при чем здесь опять не дающая всем спокойно жить норманнская теория, но насчет того, где была Артания, вопрос открыт и по сей день... Может, и в Поосколье))

Ответить
Поля 20 ноября 2014, 17:44
                                    С днём рождения, дорогая) Благослови тя Бог.
Одной из статей благосостояния, да что там — богатства!, древних русов , была торговля не столько неким тяжёлым металлом (условно переведено как олово) и мехами, сколько этими самыми сулеймановыми мечами. Торговые пути русов 9 в, согласно свидетельству ибн Хордадбеха, простирались от берегов нынешней Испании до северного Китая и Индии. 
адепты норманской теории глотки рвут, что эти русы — из скандинавских прерий, и хотя многие из адептов слышали об археологии Поосколья, в упор не хотят её замечать. Иначе столько диссеров окажутся громким пуком, ай-яй-яй) 
один из древних арабских дорожников локализует Куяву в 4 днях пути от Арсании по направлению к волжским булгарам, что, мягко говоря, не соответствует географическим координатам Киева
там же указано, что Славия тоже находится в 4 днях пути от Арсании, но в противоположном направлении, что, опять-таки, не совпадает с местонахождением Ильмень озера.
один день караванного перехода арабских торговцев это около 35 км. Итого: Куявия и Славия отстоят от Арсании на 120-150 км. Именно в этих пределах от предполагаемой Оскольской Арсании находятся Салтовское (Славия, гипотетически) и Маяцкое (Куяба, гип.) городища. 
Но исторические стереотипы располагают там ставки хазарских тудунов  happy.gif
Ответить
☽Magdalena☾ 21 ноября 2014, 07:52 , Пермь
                                    

Спасибо, Лина! super_smilies086.gif

Опять не уловила, чем возможность расположения Артании в Поосколье может противоречить норманнской теории... Не могли что ли варяги до туда дойти?

А по поводу измерения расстояний днями пути — не самая точная и удачная практика. Не известно кто расстояния измерял, на чем ехал, останавливался ли и пр... это все очень зыбко, чтобы что-то, как минимум, утверждать, и, как максимум, строить теории...

А при чем здесь аланские города под властью хазар (Салаватское и Маяцкое городища) и Русь, опять не поняла smiley-frown.gif

Ответить
Поля 21 ноября 2014, 15:11
                                    

Не могли.

само слово "варяг-varing" в общеевропейском лексиконе появляется в Х в, а археологические свидетельства народа-металлурга в Поосколье восходят к 6 в., там же и прослеживаются до 10-го в. Причём эта культура ассимилирует предшествовавшую ей оскольско-пеньковскую (протославянскую).

Расстояния измерял тот, кто пользовался описываемыми в древнеарабском дорожнике путями — арабские купцы.

Даже если не брать в расчёт расстояния, Салтовские и Маяцкие городища и могильники показывают сродство культур с Ютановскими (Арса, гип.) городищем и могильниками — за исключением металлургии. Металлургический горн ютановского типа не встречается на арх.памятниках ни Салтовского круга, ни Маяцкого. Такое впечатление, что пооскольские древние металлурги тщательно хранили своё ноу-хау, тем более, что, судя по артефактам, их металлургия была одновременно отправлением их религиозного культа.

а аланы здесь при том, что наши древние докиевские русы были составной частью аланского конгломерата племён

Ответить
☽Magdalena☾ 21 ноября 2014, 15:28 , Пермь
                                    ну не могли, так не могли thumbup.gif зато из варяг в греки могли, до самого Царьграда, и по всей Европе до Африки могли, да чего уж там — и до Америки могли. А тут нет)))
Да и собственно как может противоречить поселения 6 века призванию на княжение варягов в 9 веке? Я в растерянности...
Именно арабские купцы измеряли? а точно?))) что заставляет верить в это?
Салаватско-маяцкая археологическая культура — культура аланских племен. Не славянских. Опять при чем тут русы? Русы в лице Олега однажды переподчинили себе полян и др. славянских племен, плативших дань хазарам, но было это уже в 9 веке.
Или логика в том, что если археологи находят городища на территории современных России, Украины, Беларуси, то вне зависимости от датировок они должны автоматом объявляться славянскими? Ну дак здрасте))) кто только не жил на наших теперь территориях: и ираноязычные, и тюркские, и финно-угорские, и др. племена...


Ответить
Поля 21 ноября 2014, 17:09
                                    

ну-у-у...

Варягов с викингами путать у кого научилась?

торговый путь из варяг (а не из "викингов"!) в греки появился в качестве замещения более раннего торгового пути, рухнувшего под совместным натиском угров и хазар. И этот ранее существовавший торговый путь соединял южную Прибалтику с южным Прикаспием посредством Дона — реки русов, как о нём свидетельствуют всё теже древние арабские источники. 

Однако археология Подонья не даёт никаких оснований утверждать, что русы, его населявшие, были викингами или варягами. 

Салтовско-маяцкая археологическая культура сочетает в себе свидетельства присутствия не только средневековых алан, но и древних болгар, а так же тесно соседит со славянскими роменской и  ромено-боршевской, с которыми есть признаки начала ассимиляции. 

Ответить
☽Magdalena☾ 21 ноября 2014, 19:19 , Пермь
                                    

Французы тоже путают норманнов с викингами, не? Терминов на одно и то же может быть полным полно.

Посмотри археологию северной Руси — поймешь можно ли утверждать присутствие скандинавов там или нет. Зачем только в Дон вцепляться???

Ну а раз присутствие болгар обнаружено в Поосколье, то, конечно, Рюрик не мог прийти. Железно.

Я не понимаю о чем мы спорим? 

Ответить
Поля 21 ноября 2014, 20:19
                                    Слава Богу, французы не путают норманнов с варягами)
я не оспариваю скандинавское присутствие в южной и восточной Прибалтике
только "три группы русов" — это не о Прибалтике
Ответить
☽Magdalena☾ 21 ноября 2014, 20:33 , Пермь
                                    Че ж не путают? Тоже не вигингами их называют))
Прибалтика? Тут только Славию к ней можно отнести. Киев точно не в прибалтике, Артания — хрен знает, где.
Ответить
Еленка 19 ноября 2014, 14:25 , Тольятти
                                    

Только один вопрос. Откуда известно что написали эти арабы, если их сочинение не дошло до нас.

Ответить
☽Magdalena☾ 19 ноября 2014, 16:04 , Пермь
                                    

Работы-то Истахри и Ибн-Хаукалем до нас дошли. А они, в свою очередь пользовались не дошедшими до нас текстами Ал-Балхи.

В самом начале про это smiley-laughing.gif

Ответить
Еленка 19 ноября 2014, 18:41 , Тольятти
                                    Не факт что эти тексты были, а если они были что их не переврали. Чем больше читаю, тем больше понимаю что нашу историю рихтовали как хотели все кому не лень, каждый на свой манер.                                
Ответить
☽Magdalena☾ 19 ноября 2014, 20:24 , Пермь
                                    

С таким подходом можно не верить ничему.

Мне ближе подход сравнительного анализа содержания источников  — в общем может скрываться истина

Ответить