Мой педагогический порыв
Приданое для малыша
Свой развивающий коврик я задумывала давно, еще когда моего малыша не было даже в планах. Об этом я здесь уже писала. Честно говоря, из всех моих задумок, эта оказалась самой кропотливой и трудоемкой. Я - человек рациональный и хотела сделать свой коврик как можно более функциональным и «долгоиграющим». Описание коврика в целом - процесс сложный и небыстрый, потому - вот общий вид, кому интересно подробное описание, прошу под кат (за качество фото приношу извинения, фотографировала с планшета, ввиду отсутствия фотоаппарата под рукой).
Что можно изучать по этому коврику и как с ним играть?
1) По дереву можно изучать времена года. Крона у него меняется либо снимается совсем, в зависимости от того, какое вы хотите время года.
Зима.
Осень.
Весна.
Лето.
2) По радуге можно изучать цвета. На самом деле, конечно, не только по радуге. С нее, думаю, стоит начать, а потом можно делать все, что угодно: искать предметы разных цветов на коврике, называть цвет, до которого нужно быстро-быстро дотронуться, смотреть какие цвета одинаковые в комнате и на коврике и т.д.
3) Если кто-то вдруг читал мои посты раньше, то видел, что я уже показывала заготовки домашних и диких животных. Домашние должны жить около домика, дикие - соответственно, в лесу.
4) Домашних животных можно на время убирать и на этом месте садить огород, овощи.
Фрукты у нас в Сибири в огороде не растут, поэтому им отведем место в домике - их мы берем в магазине.
На самом деле, и животных, и фруктов - овощей больше, липучек сделала меньше намеренно, чтобы одни и те же элементы не надоедали, их можно было чаще менять, чтобы было разнообразие, в общем.
5) Раз уж начала показывать домик, расскажу про все развороты. Второй разворот посвящен геометрическим фигурам. На нем расположены липучки в форме разных фигур.
Можно цеплять к ним элемнты такой же формы и такого же цвета, как фон (или, наоборот, другого цвета, можно давать разные задания).
6) Третий разворот не могла придумать дольше всего. Когда уже доделала почти все, поняла, что у меня нигде нет понятия "большой-маленький". И еще очень хотела где-нибудь какую-нибудь шнуровку. Решила совместить. Вот так выглядит сам разворот.
Шнуровать можно по-разному.Только большие кружки. Или только маленькие. Или все коричневые. Простор для вашей фантазии.
7) На коврике можно менять погоду. Если погода хорошая, то на небе солнышко и, может быть, облачко.
Погода может испортиться, тогда вместо облака появится тучка.
И даже может пойти дождь.
8) Еще солнышко можно заменять на месяц, и тогда в "ковриковом" мире будут сменяться день и ночь.
9) На коврике есть пруд. Во-первых, на нем расположен сундучек на замке. Туда можно положить какой-нибудь приз, если малыш правильно выполнял задания(а если неправильно, то просто поощрение). Во-вторых, вокруг пруда есть камушки, на самом деле, это сенсорная дорожка. Ее можно очень по-разному использовать, можно посмотреть видео про сенсорные дорожки здесь.
Кстати, на коврике есть еще одна сенсорная дорожка, просто она меньше и по ней нужно немножко по-другому ходить. Вот она, под радугой.
10) Именно цифры я нигде на коврике не вставляла, но просто счет можно изучать хоть на чем, вариантов море. Можно считать цветочки и яблочки на дереве, или ягодки, пришитые на полянке (кстати, и яблоки и ягоды есть спелые и не спелые, различаются по цветам, можно отдельно считать те и другие), уточек на пруду, цвета на радуге, сколько диких, а сколько домашних зверей, пуговки на сенсорных дорожках - список бесконечен.
11) Несколько слов про такую полезную мелкую моторику. По большому счету, весь мой коврик - песнь мелкой моторике, т.к. все сделано из разных материалов, разной степени твердости и отличных по тактильным ощущениям (фетр, флис, пористая резина). Кое-что делала специально, облачка набиты шуршащим целлофаном, месяц бисером. Очень уважаю пуговки, которые можно расстегивать и застегивать: домик, сундучок на пруду, тучка застегиваются на пуговицы, чтобы снять цветочки на полянке (например, на зиму), их тоже нужно отстегнуть от пуговиц.
И последнее, самое главное. В него можно просто играть. Можно перепутать все, как в стихотворении Чуковского (диких и домашних животных, фрукты и овощи, или вовсе прицепить корову на небо, а тучку на полянку) и посмотреть, сможет ли малыш навести порядок, можно прятать животных в домик на время дождя, а в сундучке на пруду сделать настоящий малышовый клад, животных можно купать в пруду, можно вызывать дождь, когда посадите огород - можно делать все, что угодно, это вопрос фантазии, времени, возраста ребенка и вашей заинтересованности.
Подумываю еще, что если когда-нибудь, я захочу учить своего малыша английскому, это мое творение тоже будет мне в помощь, все те же концепты потом можно изучать по коврику уже на английском.
P.S. Для тех, кто подумал: «Бедный ребенок, с пеленок будет изучать цвета и геометрические фигуры…». На самом деле, я не сторонник супер раннего развития, у меня нет стремления сделать из своего ребенка маленького гения, научить его читать в 2 года или извлекать квадратный корень из десятизначных чисел, не собираюсь водить его на развивающие занятия и уроки для вундеркиндов. В общем, без перегибов. Самое главное для меня, чтобы он рос счастливым. И все, что я буду делать – ИГРАТЬ с ним.
У меня было по-настоящему счастливое детство. Папа начинал с нами играть, как только приходил с работы, не раздеваясь, в костюме и галстуке. Он умел разговаривать разными голосами. У нас в комнате был дом из коробки из-под холодильника, в него можно было стаскать все подушки и брать настоящую еду, как в настоящий. Можно было завешивать окна одеялами, и тогда в доме наступала ночь. На все праздники папа наряжался и рисовал стенгазеты…К чему это я? Да к тому, что хочу такое же детство своим детям. Чтобы у них были счастливые воспоминания. А цвета и геометрические фигуры? Да. В игре.