Мемори с ассоциациями
самодельные игрыОднажды я была на тренинге по мемо-техникам (техникам памяти). Тренинг был организован для сотрудников нашего отдела на работе по просьбам трудящихся. Нам рассказывали о разных способах запоминания информации, и мы тренировались, играя в мемори-игры: с карточками, последовательностями чисел, блоками текста и т.д. Я помню, какой у меня был wow-эффект на сравнении собственных результатов до и после. Ощущение, будто мне пересадили чужую память! Хотя всего лишь рассказали пару полезных приемов 😂
Большая часть всех мемо-техник основана на воображении. Если нужно что-то запомнить - придумай ассоциацию, свяжи ассоциации между собой и т.д. И чем более "идиотскими" будут эти ассоциации, тем легче потом будет вспомнить информацию.
Недавно, играя с дочкой в самодельное Nanu?, я поймала себя на том, что, запоминая, использую ассоциации. И решила научить ее тоже.
Игру немного изменила, чтобы было нагляднее ("немного изменила" - это, как всегда, до неузнаваемости).
Мы используем жетоны с картинками от игры "Коробка сказок". Можно взять любые жетоны, карты, даже смешать разные наборы карт и жетонов. В общем, любые картинки, главное, чтобы их было много и они были разными.
Мы делим жетоны на две равные кучки. Жетоны из первой кучки выкладываем в виде круга (круг опять же не обязателен, если у вас не жетоны, а карты, удобнее будет рядами).
После этого по очереди берём по одному жетону из второй кучки и выкладываем их сверху на первые жетоны, получается второй слой. Все жетоны изображениями вверх.
Когда мы выкладываем этот второй слой жетонов, мы придумываем ассоциации и рассказываем о них вслух. Например: "Я прячу клубок ниток под ножницами, потому что ножницами можно нарезать нитки и играть в макароны". Это реальный пример ассоциации, придуманной дочкой, и пример очень хороший с точки зрения мемо-техник. Можно было бы обойтись простым "потому что ножницы режут нитки", но простая ассоциация забудется быстрее, чем образ макарон из ниток.
Когда все жетоны выложены и все ассоциации придуманы, начинаем вспоминать.
В игре нужен элемент рандома, мы реализовали его при помощи кубика и фишки. Фишка одна, фактически она выполняет роль рулетки. Бросаем кубик и перемещаем фишку на соответствующее количество жетонов по часовой стрелке. Вспоминаем, какой жетон спрятан под тем жетоном, на котором остановилась фишка. Угадали - забираем жетоны себе, не угадали - оставляем.
Моей дочке три года с небольшим. Большая часть ассоциаций, которые она придумывает, кажутся совершенно не логичными. Например: "Я кладу зонтик на сосиску, потому что, когда идёт дождь, можно идти под зонтиком и есть сосиску".
Сначала я пыталась аккуратно поправлять ее, подсказывала другие варианты, думая, что она просто не до конца понимает правила. Но оказалось, я делала это напрасно. Она прекрасно вспоминает свои ассоциации, находит и сосиску под зонтиком, и птичью клетку под удочкой ("потому что, если клетка утонет в реке, ее можно достать удочкой"), и книгу под письмом ("потому что это книга, которую почтальон носит с собой и читает, когда садится отдохнуть рядом с почтовым ящиком").
Мышление у детей гораздо более раскрепощенное, чем у взрослых, у них ещё взгляд не зашорен всеми этими представлениями о том, что "умно", а что "глупо", что "правильно" и "логично", а что "полный бред".
Я получаю огромный кайф, играя с дочкой в эту игру. Стараюсь учиться у нее думать "out of the box". А ещё мы очень много смеемся вместе 😃