Годовой отчёт)) Игровой год с трёх до четырёх лет.
игры для малышей (дошкольников)Люблю я, если хватает запала, подводить игровые, к примеру, итоги за длительный период. Вот и в этот раз решила повторить прошлогодний подвиг и собрать воедино почти все настольные игры и им подобные, в которые мы играли с 3 до 4 лет. Некоторые, конечно, перекочевали из прошлого периода в этот, но многое и обновилось. Внимание: очень большой пост! :)
Первая группа игр, которая становится всё меньше с каждым годом, но ещё пробудет с нами - простые игры на сопоставление картинок (лото и т.п.)
По прежнему (с 1,9 лет) играем то и дело в авторскую игру, которая представляет собой набор карточек с фотографиями животных, а также (не для каждого животного) - карточки с его тенью, его следами, фактурой кожи/шкуры, с частью тела.
Классические лото представлены у нас двумя видами: Кто чей малыш от Степ пазл (с 2,6 года) и Природа от Десятого королевства (с 3,6 где-то). Оба лото полезны по дидактическим функциям, второе ещё и весьма красиво, особенно с учетом цены.
Ну и BimBom, Игра о звуках от Granna. Классное звуковое лото, играем с двух лет с небольшим, делая перерывы в пару месяцев для того, чтоб всё как следует забылось))). Особенно сложным и полезным было и остается распознавание звуков музыкальных инструментов. В последние месяцы именно распознаванию муз. инструментов, в том числе в многокомпозиционной мелодии, дочка уделяет особое внимание, поэтому пришло время мне игру расширить. Надеюсь, как-нибудь удастся оформить.
Игры на внимательность. Игры подобного плана мы любим, но попытки играть на скорость наравне со взрослыми пока безуспешны и нередко расстраивают. Поэтому родители поддаются.
Muffin (Маффины\Кексы) от Granna, начали играть чуть раньше трех лет. Бросаем два кубика и хватаем кекс с нужной комбинацией цветов. Если заданная комбинация уже выпадала, и потому отсутствует на столе, хватаем кекс-джокер в центре стола. Игру дочка часто приносит сама, хоть нужные кексы ищет не так быстро, как взрослые.
Лови ворон. К названию часто добавляется "быстромемори", но в этой игре ничего запоминать не нужно. А надо следить за открытием новых карт на столе, накрывая руками одинаковые. Игра вновь выпущена у нас после перерыва, но я не успела дождаться и сделала самодельную версию в дочкины 3,3, если не ошибаюсь. Мне очень нравятся картинки в ней. Разумеется, по правилам этой игры можно играть в любое имеющееся в доме мемори, главное, чтоб пар было много, иначе не интересно.
Головоноги с нами не первый год, и уже несколько приелись, но они нам как родные, поэтому поигрываем до сих пор, сочиняя невообразимые имена.
MiniMatch (Миниматч) и Занимач от Djeco. Две игры на сопоставление картинок среди имеющихся на руках карт и общей карты-путаницы. Отличаются количеством карт (а значит, сложностью) и дизайном: первая рассчитана на более юных игроков. Миниматч не пользовалась большим успехом у нас, Занимач как интересней для дочки, мы лишь недавно начали в неё играть и полностью оценим в следующем игровом году.
Speed cups (Скоростные колпачки). У нас аналог от Фортуны плюс дополнительные карточки. Играть начали ближе к 2,5 годам, а после трёх с половиной лет пытаемся уже играть на скорость и делаем определенный прогресс.
Доббль с нами также давно, гораздо раньше заявленного возраста начали играть. Всё не соберусь распечатать или купить другие версии игры с более детским артом, коих предостаточно. О конкурентной борьбе речь в возрасте 3-4 лет пока не идёт, но сам поиск одинаковых картинок дочку весьма увлекает.
Geistesblitz (Барабашка) появился у нас ещё до трёх лет, и об адаптации этой игры под возраст я писала в прошлом большом игропосте. С трёх до четырёх принципиально ничего не изменилось, мы по-прежнему играем картами или "правильными" или "хитрыми", не смешивая их, но скорость игры заметно возросла.
Когда в продаже появилась игра Детство Барабашки, подходящая по возрасту без всяких адаптаций, я ею, разумеется, крепко заинтересовалась. Хотелка реализовалась в виде желанного подарка, но дочка, увы, отдаёт предпочтение классике. Так что оценить малышковую версию Барабашки пока в полной мере не удалось.
Игры на ловкость и умелость рук
С прошлого игрового года в этот успешно перешли следующие балансиры: Зверобашня (Hobby world / Haba, с 2,6 лет), Пингвин в ледяной ловушке (аналог из Фикс прайс, с двух с небольшим) и Микадо от Степпазл (с двух с небольшим).
Кроме того, доведена до ума, наконец, и "заиграла по-новому" давняя самодельная игра Ежики Beleduc. Фетропоезд самодельный всё ещё в ходу (по сути - аналог Гусениц/Волшебного города от Степпазла, но за счёт обилия пуговиц основное предназначение игры у нас - разработка пальчиков).
И ещё одна пара игр, перешедших из прошлого игрового года - на угадывание предметов на ощупь: Контура (Слепая корова) от Ravensburger и тактильное лото, наподобие того, что у DJECO (я сверстала несколько полей для игры с имеющимися дома фигурками ПВХ / коллекционными Collecta, Schleich).
А это новые игры, которые появились у нас после трёх лет. Балансирующие стулья (аналог известной Mistakos) играются с трёх с половиной лет: не очень просто, но весьма занимательно. Взрослые тоже не прочь поупражняться в сольном возведении башни.
Другой балансир - Мышиный небоскреб от Bondibon. Учимся возводить многоэтажные конструкции, пока не куплена "классика жанра" - Суперносорог Haba. По правилам игроки по очереди стоят небоскреб, укладывая по два мышонка на специальные метки и заканчивая круглым перекрытием. Разваливший башню получает штрафной жетон. У Леденца получается пока стоить 4-5 этажей из семи возможных, потом конструкция рушится. Начали играть с трёх лет с небольшим, но более или менее получаться стало уже ближе к четырём.
Сверкающее сокровище, Haba (или Дракончики в русской локализации) - не балансир ни разу в чистом виде, но определенная ловкость рук в игре не помешает, поэтому я отнесла игру в эту группу. Снимаем (растапливаем горячим драконьим дыханием) "ледяные" кольца по одному, собирая раз за разом освободившиеся разноцветные кристаллы. Игра ну очень простая и незатейливая, но при этом удивительно милая. Появилась она у нас в 3,10, а можно бы было начать играть намного раньше. После игры появилась традиция создавать разноцветные узоры из кристаллов.
Паутинка от Эврикус тоже пошла бы и много раньше 3,9 лет (а именно в этом возрасте она была подарена). Других игр, где нужно работать ножницами, я не встречала, и потому прочила ей большой успех. Прямо большого успеха она, должна признаться, не имеет, но игруха занятная. Ножницы, идущие в комплекте, никуда не годятся, и мы используем свои обычные.
Ну и распечатанная Cat in the Hat, игра на крупную моторику. Карты поделены на три группы: первая показывает тип движения, вторая - направление движения, третья - где при этом нужно держать рыбку. Открываем наугад по одной карте и пытаемся выполнить задание "идти гигантскими шагами до ванной и назад с рыбкой на голове", например. Очень весёлая игра, и никогда не заканчивается к нас до тех пор, пока не будут открыты и опробованы каждым участником игры всё возможные карты.
Самая распространенная, наверное, группа: Ходилки и им подобные, игры с механикой "Кинь-двинь"
Коротко о тех, которые появились до трёх лет, и по-прежнему очень любимы. Это хит из хитов Da ist der Wurm drin (Червячки-огородники), который я всё не могу позволить убрать подальше, ведь дочка про игру то и дело вспоминает. Кролики и норы (аналог Выдерни морковку от Ravensburger), появившаяся у нас в 2,9, набиравшая игровую силу постепенно и к трём с половиной годам достигшая максимума по количеству сыгранных партий (на фото не попала). Кто быстрее? Проворный скворец от Дрофы-медиа, аналог Фруктового сада Haba, с ней мы познакомились до трёх лет, но длительность партии была слишком велика для малышки, а теперь уже по силам. И даже в версию для самых маленьких First Orchard (Мой первый фруктовый сад) мы играли до 3,8-3,9 где-то. Ещё с прошлого года перекочевали и не утратили популярности игры Tempo, kleine fische (Быстрее, маленькие рыбки) от Ravensburger, Aвтобусная остановка от Orchard Toys и Останови ветрянку, DJECO. Обо всех них я писала год назад.
В три с небольшим появилась в доме самодельная игра Ракета от ORCHARD TOYS. Есть стартовые площадки (6 штук разных цветов, т.е. игра рассчитана на 2-6 игроков), есть тайлы с отрезками пути ракеты и самими ракетами. Тайлы кладутся вперемешку рубашкой вверх, а рубашка неоднородная: на каждом тайле одно из шести изображений, для разнообразия. Бросая кубик, на котором те же изображения, мы открываем любой тайл с выпавшей картинкой и смотрим, что там. Если часть пути - добавляем себе. Если чужая ракета - мешаем карты, пряча ракету. Если твоего цвета ракета - всё, ты взлетел, завершай свой путь. Когда закончат все, считаем петли на следах ракет. У кого больше - тот выиграл. Очень просто и очень увлекательно.
Банда черепашек - игра микс: правила игры и поля от замечательной игры Rüsselbande - Банда пятачок, черепашки позаимствованы из игры La Tortuga. Бросил кубик - передвинул на нужное количество шагов черепашку. Если то место, куда нужно переставить фишку, занято, то мы не перепрыгиваем, а запрыгиваем на спину, образуя башни из от-двух-до-семи черепашат. В свой очередной ход тот игрок, на спине которого уже кто-то сидит, двигает свою фишку и фишку соперника(-ов) одновременно. Очень просто и очень весело. Есть ещё пара несущественных нюансов в правилах, которые вносят разнообразие.
Мешок яблок - авторская игра по мотивам одноименного мультфильма. Открываем карты и, в зависимости от их значения, собираем яблочки (из фикс-прайса) в мешки, делимся с животными, опасаемся жадного волка. Играем в неё в трех лет. По сложности переросли очень быстро, но россыпь разноцветных яблочек так притягательна, что к игре мы то и дело возвращаемся. Возможно, и после четырёх лет будем.
Candy Palace от Djeco. Тоже самоделка, как и все остальные в этой категории. На коробке стоит 5+, но с трех с половиной играть вполне можно (что мы и делаем). Не знаю, почему такой ценз выставлен, обычно Djeco адекватно выставляет возрастной ориентир. Тема леденцов и сладостей - одна из любимых у человека с домашним именем Леденец, что не удивительно. И игр это тоже касается. Игроки, бросая кубик, ходят по периметру игрового поля и попадают то на клетки с изображением конфет, то на на клетки с монетками, то на клетки с часами. В первом случае у игрока есть возможность купить себе леденец (если нужные есть в магазине, и есть деньги на это). Во втором случае можно добыть немного монеток для дальнейших покупок. В третьем - закрыть тайлом "жалюзи" одну из девяти ячеек в центре игрового поля. Когда раскуплены все конфеты или закрыты все центральные клетки, игра заканчивается, и идёт подсчёт леденцов. Очень девичья игра. Одна сложность с ней: дочка после партии норовит растащить конфетки для сюжетно-ролевой игры)))
Приключения Незнайки - первая обычная ходилка, классическая, из детства. Насколько помню, именно эта версия (наряду с парой других) пользовалась большой популярностью у нас с друзьями лет этак в 8-10. Для неполных четырёх лет 80-шаговое поле, да ещё с периодическими откатами назад, да с пропусками хода - слишком долго. Поэтому до финиша так и не доиграли мы, даже используя два кубика сразу. Но берёмся за игру всё равно, потому что Незнайка с осени-зимы - наш самый любимый персонаж.
Про следующие три игры я подробно писала в недавнем обзоре самоделок своих, но для удобства продублирую здесь главное.
Дракон Гром-зубастик. Игра на три года, а то и немного раньше (мы начали в 3,3 играть). Дракончики спешат к вулкану по дорожке из камней, собирая попутно кристаллы. В нескольких местах дорожки раздваиваются: вместо простого изображения камня - т.н. плитка "вихрь", указывающая стрелкой дальнейшее направление пути. Кто собрал больше кристаллов, тот выиграл. В этой игре двойное поле: нижний слой цельный, верхний содержит круглые прорези, в которые укладываются перед началом игры такие же круглые вставки. Кубик на фото не попал, на нём есть точки и два значка "вихрь", при выпадении которого нужно повернуть все вращающиеся элементы. Игра очень незатейливая, но хорошая, особенно если нагонять страстей, бурно озвучивая налетевший внезапно ветер)))
Ягодный воришка. Тоже ходилка и тоже для трехлеток. Ворон ходит по кругу, перепрыгивая с одного овального элемента на другой и собирая ягоды черники в лесу. Количество ходов определяет не кубик здесь, а карта. Есть карта кражи (справа в центре) - можно утащить ягодку у соперника. Участки леса, на которых больше нет ягод, переворачиваются обратной стороной и превращаются в болото. Если ворон приземляется на такое болото, его нужно спасать, жертвуя ягодку из своего запаса. Играем с 3,3 тоже, популярность игры была одно время очень высока, но как-то быстро сошла на нет. Но я часто встречала упоминание этой игры как одной из любимых на протяжении длительного периода.
Один, Два Много от Haba. Поздновато я её сделала в том плане, что счет до десяти и дальше был у дочки давно отработан, пока я завершила игру (у дочки осенью-зимой возник повышенный интерес к цифрам и счёту, а игра была сделана лишь в её 3,9-3,10). Но несколько партий всё же было сыграно в охотку с интервалом в пару недель и даже месяцев. Бросаем кубик, двигаем по периметру поля тюленей, "ловим" в центре поля рыбу в количестве, соответствующем узору на квадратике, на которой стоит тюлень. Рыбу выкладываем на планшет, подсчитываем с его помощью. В игре несколько вариантов правил, с использованием спецкубика с картинками или без него.
Мемори, игры на тренировку памяти
Классических мемори игр (парных картинок) новых у нас, считай, не появилось. Играем то и дело в любимые ещё с двух лет Teddy memory (Мемо мишки) от Ravensburger, Memo Fish (Мемо Рыбки) от Djeco, Мемо "Картины русских художников" (в эту начали почти в три играть, она значительно сложней). Количество пар постепенно увеличиваем.
Также в большом почёте с 2,8 лет игра Shopping List (Список покупок) от ORCHARD TOYS. Играть в неё взрослому ну очень просто, ведь нужно запомнить не все парные карты, а любую из тех восьми, что у тебя в списке. Так что стараемся усложнить, играя всегда больше, чем вдвоём, и запрещая брать только что открытую соперником карту.
Мемори-игра с окошками от Bondibon у нас тоже до трёх появилась, и одно время играли в неё мы бесконечно, повторяя одни и те же любимые шаблоны. Несмотря на то, что поле всего 4*4 (8 пар картинок), некоторые шаблоны довольно сложные даже для взрослого. Можно сверстать и свои, при желании, на любую тему. У Bondibon появилась ещё одна версия этой игры, размеров 5*5 ячеек (как я поняла, одна не участвует - остается 12 пар). В новой версии карточек-шаблонов меньше.
Игра Find Monty (Найди кота Монти) в самодельном исполнении у нас давно, до двух лет ещё появилась. Долгое время одна заменяла по смыслу всем известную головоломку Застенчивый кролик, то есть, мы с дочкой воспроизводили картинку, глядя на неё. Потом на время игра была забыта. И после трех с половиной лет мы сняли её с полки и начали пробовать восстанавливать положение предметов уже по памяти. Не очень просто для дочки без тренировки, поэтому играем не соревнуясь, просто по очереди не спеша собираем.
Линус - маленький волшебник. Простая игра от Трех магов (Drei magier). Наверное, уже не выпускается, т.к. кажется, я встречала её в обзоре лишь единожды и очень давно. Игрокам нужно помочь маленькому волшебнику Линусу вспомнить, какие из его многочисленных игрушек заколдованы, а какие - нет. Для этого нужно переворачивать по одной квадратные карточки с изображениями игрушек и, поднося магнитную фигурку волшебника к жетону игрушек с таким же изображением, найти "заколдованное" (магнитное). Карточек в игре - по три для каждой игрушки, все карточки перемешиваются перед началом игры. Фишек - по пять для каждого вида игрушек: три магнитятся и две - нет. Игра самодельная, по мотивам, как говорится. Для жетонов я использовала пластиковое лото, приклеив на термоклей шайбы из строймагазина с обратной стороны. Линус снабжен неодимовым магнитом.
Цыплячьи бега - очень популярная игра у детей 3-7 лет. Я писала об игре подробно здесь на радостях от того, что наконец смастерила её. Цыплята прыгают с яйца на яйцо по часовой стрелке, и для каждого последующего шага игроку нужно найти среди лежащих в центре поля жетонов такое же изображение, как и на яйце, на которое предстоит перепрыгнуть. В начале игры дело идёт медленно: всякий раз по очереди и без особого успеха пытаемся найти нужную картинку, перебирая все подряд. Но понемногу отдельные изображения начинают запоминаться сами собой, безо всяких мнемонических приемов даже. И, если повезёт, за свой ход твой цыпленок сделает не один, а 3-5 прыжков подряд, что начинает нервировать соперника)) Потом в памяти откладываются почти все жетоны, и передвижение становится прямо-таки стремительным, но одна перепутанная картинка - и всё, стоишь и ждёшь, догонят ли тебя, выдернут ли перо из хвоста. Азарт - как в настоящих догонялках. Втроём всё-таки лучше, поскольку игра не заканчивается после первого же обгона. Хит!
Маскарад божьих коровок был подарен дочке на Новый год, в 3,9. У меня с этой игрой особая любовь, подкрепленная хитрым способом покупки и долгим ожиданием, пока дочка до игры дорастёт. Любовь моя передалась целевой аудитории: играем довольно часто и всегда с удовольствием, продолжая партию маленькой ролевой игрой. Фишка игры - в магнитных божьих коровках, которые, в зависимости от полярности, то отталкиваются друг от друга, то притягиваются (и в этом случае обмениваются разноцветными пятнышками - деревянными штырьками). Нужные пары божьих коровок можно вычислить и запомнить, поэтому у игры якобы мемори-механика. Но дочка даже и не пытается запоминать пары жучков, кажется. Проигрываем из-за этого нередко, но не огорчаемся))
Мышиный горошек - дешевая и объемная (даже слишком) игра. Ходилка с запоминанием (нужно помнить всю игру, под каким мышонком прячется горошинка нужного цвета), по механике повторяющая во многом знаменитую и дорогую Лестницу привидений от Drei magier. Наверное, я сделаю и оригинальную версию для нас и буду хранить их в одной коробке. Пока хватает и Мышиного горошка: дочка увидела его на полке в 3,8 и не успокоилась, пока не сыграли пару партий, с тех пор игра "вошла в обиход". К игре прилагается три варианта правил: простой с обычными ходами-продвижениями и перестановкой мышек, более сложный с возможностью менять местами не только мышей, но и жетоны, показывающие, какой цвет игроку нужно привести к победе. И третий вариант - игра на ловкость со ставками. Мы начинали с первого варианта, потом перешли ко второму: при игре вдвоем дочка часто выигрывает, втроём уже настоящая путаница получается. Есть ещё третья игра подобного толка - с одинаковыми колпачками, закрывающими разноцветные фишки игроков - это Маленькие ведьмочки. Она самая простая, с трех лет можно играть. Но мы без неё обошлись: не вдохновила меня для 3-4 летнего ребенка тема ведьм, летящих на шабаш на вершине горы. Потом, правда, пришла идея костер на вершине горы очистить от нечисти и превратить в цель похода, а потом якобы идти на гору под одинаковыми рюкзаками/дождевиками - эта тема нам куда больше близка)))
Головоломки и учебные материалы
Головоломки у дочки, если в целом, большой популярностью не пользуются, в том смысле, что она не любит подолгу думать над решением задачи и, даже если радуется найденному самостоятельно решению, не стремится особо скорей приступить к следующему. Так что развивающие игры на одного игрока у нас по-прежнему только по моей настоятельной инициативе, под контролем, мотивацией, и очень дозированно, чтобы не вызвать отвращение))) Следовательно, прохождение книжки заданий может растянуться на пару лет.
В прошлом году я писала про Катамино, Ubongo Junior (не головоломка, на самом деле, но у нас повелось именно так), кубики Сложи узор, блоки Дьенеша - все эти игры с нами в описанном выше режиме. К танграму в этом году не возвращались. Открытые незадолго до трехлетия игры Smart Games (Камелот для малышей, Красная шапочка и Смарт тачка - все 4+) были дополнены купленным, наконец, Застенчивым кроликом (2+ на коробке, у нас с 3,2 лет) и Тремя поросятами (самоделка, 3+, у нас с 3,3 где-то). Не спрашивайте, почему игры более старшей возрастной маркировки появились в арсенале раньше тех, что рассчитаны на более ранний возраст))) К слову, поскольку игры отличаются друг от друга по сути предлагаемых заданий, простота/сложность их определяются не столько возрастным ориентиром, сколько индивидуальной предрасположенностью ребенка к тому или иному типу заданий. В нашем случае, по крайней мере, так. Красная шапочка на построение дорожек идёт лучше всего, с самого начала дочке давались первые задания, и сейчас она неплохо справляется в более сложными. Три поросенка идёт хуже: до середины лишь дошли. Смарт тачка для дочки самая сложная - её на время вообще отложили. Кролик, хоть и позиционируется для как игра для двухлеток, был пройден чуть ли не с боем к возрасту 3,8. Камелот примерно на уровне Трёх поросят, но идёт чуть веселее благодаря интересной теме.
Кроме того, в 3,8 у нас появился Цветовой код (5+ на коробке). Вначале познакомились с игрой, сделав буквально пару заданий, потом через месяц открыли во второй раз и сделали уже пяток. В третий заход у Леденца появился азарт даже, и она с ходу прогнала больше десятка заданий самостоятельно. Это ещё раз подтверждает, что возраст на коробке - очень примерный ориентир. Topologix и Colorformix от DJECO в самодельном варианте (с 2,9 в ходу) играется в том же режиме: раз в пару месяцев по несколько карт. Сейчас у Джеко вышли новые игры подобного толка, все интересные и полезные. Странно, но я не видела аналогов этих игр. Казалось бы, идея на поверхности...
Недавно появились у нас кубики - самодельный вариант игры от Goki. По сути, усложненный вариант кубиков Сложи узор и аналог всевозможных кубиков в картинками на гранях. Из-за абстрактных картинок игра является непростой для нас.
Мозаики и пазлы
Писала про них в прошлом году, коротко напишу и в этом. Пазлы Леденец так и не полюбила, собирает чаще всего по моей инициативе, доходя максимум до 40 деталей при моем обязательном участии. Фавориты по соотношению цена-качество Castorland, Keningpuzzle, Геодом ещё неплохи.
Мозаики дочка любит те, из которых можно собирать сюжетные картинки, причем не по шаблону, а как фантазия велит. Бюджетный аналог от Bondibon мозаик Анимо/Риголо (Djeco) в этом году по силам с позиций уровня усидчивости. Всякую всячину от Десятого королевства очень любим за широкие возможности по составлению картинок на любую тему. Их же цветочную мозаику достаем значительно реже по понятным причинам.
Аналог Geoforme, DJECO, от Лесной фантазии тоже в ходу. Опять же, шаблоны в меньшей степени интересны, чем сочинение своих сюжетов. Чудо молоток от Степпазл появилась в возрасте около 3,5 лет. Деталей в мозаике очень много, и это стимулирует творческую игру с увлечением, хотя тот факт, что детальки нужно прибивать молотком, а не просто прикладывать (как в магнитной), тормозит полёт фантазии)) На фото мозаика вместе с дополнением - Космодром (там шаблоны, ограниченный сюжет - всё, что дочь не любит).
По той же причине (долгий процесс пристройки детали на поле) гораздо меньшей популярностью пользуется мозаика Папины дети от Bondibon: пока прикрутишь все винтики - забудешь, что хотел сделать.
Из "стареньких", но любимых - самодельная дополненная версия Magneti Book Crazy Face (Смешные лица) от JANOD. Создавать портреты очень интересно (шаблоны снова мимо). Кроме того, в библиотеке нам встретилась как-то книга издательства Clever на изучение эмоций с магнитными страницами и деталями - теперь редкий визит в библиотеку обходится без игры с ней.
Года в 3,2-3,3 примерно я сделала мозаику по мотивам знаменитой Совы от Djeco, используя мозаику Смайл-декор в качестве основы, перекрасив отчасти ромбики и нарисовав шаблоны к ней. Потом уже я узнала, что на Алиэкспресс есть аналоги оригинальной мозаики, и можно было бы и сэкономить, и обойтись без лишнего труда. Но ничего: мозаика своё отработала.
Ну и мелкие мозаики упомяну: термомозаика появилась в доме в 3,8-3,9 где-то, аквамозаика - почти в четыре. Обе требуют повышенной усидчивости, работы исключительно по шаблонам (свободное творчество из разноцветных "пикселей" очень возможно, но не для нашего возраста, конечно) и проворности пальчиков. Так что истинное время этих видов мозаик ещё не пришло, а пока мы время от времени тренируем пальчики и радуемся получившимся игрушкам.
Семейки - новая категория игр с 3,5 лет, сразу ставшая любимой
Начали с Mini family, Djeco. В ней 7 семей (Волшебники, Рыцари, Короли, Привидения и т.д.) по 4 персонажа в каждой (папа, мама, сын и дочь). Спрашиваем напрямую ("есть ли у тебя такой-то персонаж?"), подключаем к игре игрушки для массовости, постепенно учимся не показывать свои карты.
Семеек для малышей - огромное множество. Мне они кажутся однотипными и не интересными, между тем, помню, в своём детстве мы часами играли в эту игру с обычной колодой карт и обменом вслепую. Так что после успеха у дочки первой игры я распечатала вслед вторую - Monster mix. В ней нужно собирать монстрика из четырех частей как пазл, причем не сразу понятно, какая карта к какому чудищу относится.
Игры на развитие речи, игры с буквами я решила объединить в отдельную категорию, поскольку в этом игровом году мы играли в них с особым рвением. Фефекты фикции, doJoy, появились в 2,9 и сразу были восприняты на ура. Потому что и до появления игры дочка любила простые словесные игры, а тут всё собрано и красиво оформлено. Задания на дорисовывание симметричной половины рисунка мы пропускаем до сих пор, задания на выкладывание узора из палочек и шнурков по образцу освоили относительно недавно, а вот задания типа "исправь ошибку", "назови, каким бывает …" и т.п. обожаемы в игре и за её пределами. В дороге, например, коротаем так время. Когда играем в Фефекты фикции, богатыри, дорожка - всё это имеет десятое значение, поэтому часто никто не доходит до финиша, а игра сама собой расползается, затягивается, обрастает участниками и доп. правилами)))
Puste kuchen (Воздушные лакомства) Haba. Самодельная версия, несколько куцая из-за того, что главный реквизит - пробковый шарик - я пока не нашла. Играем с деревянным (в оригинальной версии он тоже есть, но из-за разницы в массе играть с ним сложнее - это вроде как для опытных игроков). Это игра на развитие артикуляционного аппарата: нужно задувать шарик в одну из нескольких лунок на игровом поле - коробочке. Можно в любое, но лучше прицеливаться - тогда выигрыш будет более вероятным. Удивительно, но у дочки получается лучше, чем у меня, даже с учетом тяжелого шарика.
Есть две игры, которые хорошо знакомы многим безо всяких карточек и почти без реквизита, но выпускаются они и "коробочном" варианте. Это Крокодил и Кто я?/Угадай персонажа. Крокодильчик с набором карт-заданий разного уровня сложности появилась у нас совсем недавно. Карточки на первых порах действительно помогают подобрать не слишком сложное для четырехлетки слово. Конечно, детёнышу сложно держать рот на замке и придумывать адекватную пантомиму, так что эту игру мы только-только начали осваивать. А вот "Кто я?" на удивление хорошо идет, если правильно выбрать слово. Играем без реквизита, чтоб не рассеивалось внимание, просто по очереди загадываем персонажа, а другой/другие его отгадывают. Думаю, в этом году пора будет купить или смастерить повязки на лоб с держателями для карточек (для нечитающих игроков это просто картинки) и играть уже по классическим правилам.
Очень нравятся дочке и игры, в которых наводящими вопросами нужно отгадать одного персонажа из множества. В прошлом году эта игра проводилась с карточками Весёлые осьминожки. В этом году они уступили место Где Додо, Djeco, в самодельном ультракомпактном, "дорожном" исполнении и игре Угадай чудище с двумя планшетами. Последняя особенно любима: у нас с мужем одно время уже глаз дергался от этих чудищ, потому что дочка только в них предлагала играть утром, днём и вечером. А вообще карточки в планшетах можно и заменить, со временем подберу что-нибудь.
Что случится дальше? от Bondibon. Я зачем-то стойко выдержала несколько хороших обзоров а эту игру, решив, что без этой игры мы обойдёмся. Но за три дня до дня рождения неожиданно для самой себя заказала её в подарок, и могу сказать теперь, что сделать это надо было на пару месяцев раньше. Ибо соотношение цена/качество у игры отличное, игр с механикой сторителлинг у нас пока нет, а меж тем сочинение невообразимых историй и сказок - это то, чем занимается мой ребёнок, будучи предоставленным самому себе, уже не первый год. Успели сыграть пару партий всего: взрослые часто буксуют в придумывании, а Леденец легко переступает через мелкие логические и лексические неувязки, и сказка льётся рекой.
Игры с буквами. До ставших традиционными Зверобукв мы как-то не дошли. Может, уже и не надо. Зато активно играли в Зверопутаницу, Робинс, и Мои первые слова от Liciani. Вторая малоизвестна, поэтому дам краткий обзор. Игра состоит, в основном, из пазлов с картинкой и названием животного, как в Зверопутанице. Но в отличие от первой, миксовать и путать зверей здесь не получится: пазлы разной длины, от трёх до шести букв, и не уравновешены, как следствие. Кроме того, все буквы продублированы на отдельных жетонах, и это предполагает игру по правилам лото. Качество игры очень хорошее. Не скажу, что очень занимательно, но для разнообразия хорошо идёт игра.
Ну и в обычные кубики с буквами иногда играем. У нас набор от Томик, я его покупала с целью переработать для авторской методики Чаплыгина. Но пока руки не доходят, собираем слова из того, что имеется.
Последняя группа: все прочее
Bisous Dodo (Поцелуи-баиньки), Djeco-самоделка (как и последующие три игры) - с нами с 1,9! Очень редко уже играем, конечно, но нет-нет, да и возьмёт Лидочка любимую коробочку с полки.
Батанимо - правила игры знакомы с детства. Подолгу "рубились" в игру под названием Пьяница с обычной колодой открывая одновременно верхние карты своих стопок и сравнивая номиналы. Сейчас уже терпения играть в эту почти бесконечную игру нет поэтому Батанимо перекочевало в разряд дорожных игр - убийц времени в электричке и т.д.
Мистигри - также знакомая с детства игра по сути. Чаще всего она скрывается под названиями Акулина, Ведьма, Пиковая дама. Мне лично очень нравится арт в этой версии, я долго собиралась купить оригинал с хорошей скидкой, несмотря на наличие самодельной колоды. Но обилие игр и средний интерес дочери к этой игре пока удерживают меня в узде))
Построй замок - ну и ещё одна карточная игра а-ля Djeco. Изготавливалась на подарок, потом планы поменялись, и коробочку я планировала отложить на годик-полтора (производитель рекомендует игру на возраст 5+). Но вышло так, что дочка обнаружила игру вскоре после трёх с половиной лет, и этот факт совпал с началом увлечения разными принцессами, замками, феями и т.п. Так что пришлось знакомиться с игрой досрочно, и оказалось, что игра довольно простая и увлекательная для маленькой девочки. Поначалу, правда, она боялась, что выпадет карта колдуньи, но игра сбалансирована так, что в большинстве случае от колдуньи довольно легко откупиться, не разрушая строящийся замок (а можно убрать пару карт колдуний из колоды, и играть будет совсем безмятежно). Из карточных игр именно эта - одна из самых любимых вот уже полгода.
Чудо пони, простые правила. Игра, у которой есть сразу много плюсов. Она кооперативная (все выигрывают вместе) - раз. Необычная по теме и механике (выкладываем пони "в загон", обнося забором) - два. Учит искать общие признаки у различных пони, ведь только в этом случае их можно разместить на поле, - три. Учит делиться и выручать партнера по игре - четыре. Можно управлять балансом проигрышей и побед в игре, регулируя количество карт пони, забора и подков - пять. Сама карта подковы, по которой необходимо стукнуть с возгласом "Бац!" добавляет эмоций - шесть. Ну и нестандартный размер карточек идёт бонусом. Несмотря на все плюсы, игра у дочки не самая популярная. Подозреваю, что дело отчасти в том, что мы её поздновато достали из закромов. Хоть на коробочке стоит 4+, начинать стоило не в 3,9 нам, а в 3,3 примерно.
И напоследок парадокс - игры совсем не по возрасту, играть полноценно в которые мы не можем пока, но не можем и не играть: Диксит и Имаджинариум. Я уже упоминала, что Диксит - единственная игра, которая, безо всяких завлекалок и уговоров с моей стороны, по-настоящему с удовольствием играется в семье "не настольщиков" моего мужа. Вот и "папина дочка" в один момент начала расспрашивать меня про во-о-он ту коробочку, даже не видя никогда взрослых за игрой. Рассказала, объяснила, предельно упростив - и понеслось. Спустя время бабушка ещё и Имаджинариум подарила )) Дома играем втроём папа-мама-дочь, адаптируя ассоциации под ребенка. Тогда всё довольно предсказуемо по процессу, но мы часто удивляемся метким (или, наоборот, смешным) ассоциациям, названным дочкой. Когда играем взрослой большой компанией, под Леденца никто не подстраивается, поэтому она выбирает и угадывает карты, как может, зачастую с подсказками.
Готово!