Открываем новые игры - Эверделл
семейные игрыЭверделл не привлекал меня ни на каком этапе. Ни во время предзаказа, ни во время ожидания, которое затянулось почти на год, ни после появления в продаже. Ветер в ивах - одна из немногих книг, которую я не смогла дочитать. Но попалась информация, что издание дополнений возможно, только если Хобби Ворлд получит разрешение печатать второй тираж на своей фабрике, а это, увы, всегда печально сказывается на качестве. Первое же издание является ко-принтом, т.е. издавалось вместе с мировым тиражом. В общем, как обычно вдруг, игра у меня появилась😂😂. Заглянем в коробку?
Коробка из плотного картона да ещё и плотно закрывающаяся, при этом на ней логотип Hobby World. Непривычно. Отличный органайзер, карты под лён, офигительные ресурсы.
Миплы в виде милых зверушек. Рисовка карт просто обалденная, всё продумано до мелочей. Сооружения и существа идут парами. Так вот, если это Лавка, то в окне виднеется заяц, а если Лавочник, то это заяц, а за спиной окно. И так во всех парах. Правда не обошлось без накладок. Почему то в пару к Университету идёт Лекарь. Какая связь? Скорей всего в оригинале был Доктор, а наши скреативили да мимо😕. И карта Склад вызвала бурные обсуждения из-за некорректного описания. Ответ автора игры - игрок получает один вид ресурсов на выбор, а не все сразу, как пытаются объяснить хоббики.
Вечное дерево выглядит очень эффектно, сделано из плотного картона, ничего с него не падает. Но многочисленные сборки-разборки, боюсь, не выдержит. Мы один раз собрали и храним отдельно. Конечно, место занимает, но жаль будет, если придёт в негодность.
Много нареканий, что дерево бессмысленное, поле огромное, и всё это только мешает. Категорически не согласна. Мне как раз очень понравилось, что для всех компонентов предусмотрено место либо на поле, либо на ветках. В том же Покорении Марса проблема разложить карты так, чтобы не перепутать, где колода, где сброс, а где свои карты. В Эверделле этой проблемы нет, всё всегда на своих местах.
Что же с механикой игры? А всё, как я люблю. Построение карточного движка с помощью выставления рабочих и менеджментом ресурсов. То есть чистая тактика. Что пришло на руку, от того и пляшем. А рандом в приходе карт позволяет выиграть не только стратегам. Хотя наш стратег при минимальном везении вытворяет такое, что мы только ахаем. Обычно счёт 54-56-57, и вдруг бамс, у нас 48 и 50, а у него 67 очков. При этом здания у него в большинстве своём с нулевой ценностью, и всю игру было ощущение, что он проигрывает с разгромным счётом.
Правила очень простые и очень логичные. Либо играешь карту, либо выставляешь рабочего и выполняешь действие локации. Всё остальное расписано либо на картах, либо на поле.
За партию можно выложить в свой город не более 15 карт, поэтому подходить к этому процессу приходится вдумчиво. А то настроишь карт с минимальной ценностью, а потом дорогие карты будет некуда размещать. Есть механизмы, позволяющие снести предыдущие карты, но их ещё надо найти в колоде из 120 карт.
Здания строятся всегда за ресурсы. Есть карты, дающие скидки или возможность сделать это бесплатно, но их немного и не факт, что повезёт. А вот существа подселяются в свои дома бесплатно. А платить надо, если нужного сооружения у тебя нет. Хотя даже при розыгрыше всей колоды таких связок за партию не много. Можно всю игру ждать суд, чтобы поселить туда судью, но так и не дождаться.
Игра длится 4 сезона, начинается зимой. Изначально даются только 2 рабочих. В процессе игры получить новых рабочих можно только при переходе в следующий сезон. При подготовке к весне одного, при подготовке к лету одного и при подготовке к осени двух. В итоге в последнем сезоне у всех по 6 рабочих.
Интересный нюанс - никто никого не ждёт. Закончились действия или просто не хочешь их пока выполнять, собираешь рабочих и переходишь в следующий сезон. В итоге кто-то ещё в лете, а у кого-то уже давно осень. Была партия, когда я давно закончила и ушла читать книжку, а сыновья продолжали крутить движки. А было и наоборот, они закончили, а я всё играла😀.
Реиграбельность вполне на уровне. Локации выкладываются случайным образом. В одной партии у вас куча ягод, но нет камней и проблема скинуть карты и получить новые. А в другой дефицит ягод, зато меняй-не хочу карты в любых вариантах. А уж случайный приход карт вообще делает все партии разными.
Играли разными составами. Большой разницы нет. За счёт того, что при четвёртом игроке активируется второе место во всех локациях, вдвоём и вчетвером играть менее напряженно, нет сильной конкуренции. Втроём конкуренция максимальная, место везде одно, поэтому надо торопиться. Иногда приходится досрочно завершать сезон, чтобы успеть занять сладкие места. На мой взгляд оптимальный состав 3 человека, хотя старшему больше понравилось вдвоём. Вчетвером время партии становится критически длинным.
По возрасту игроков ничего не подскажу. Зависит от того, что вы хотите получить от игры. Если обучающую партию с бесконечными объяснениями, то и в 6 лет можно играть, главное читать уметь. Сложного вроде ничего нет, набирай ресурсы, выкладывай карты. А если хотите интересную игру с равным соперником, то лет с 10 думаю, не раньше.
Что же в итоге? Ничего революционного в игре нет, механики все знакомые. Но это не мешает ей быть бесконечно приятной. Прекрасные арты, милые зверушки. Хочется раскладывать снова и снова. Казалось бы, Эверделл должен быть очень похож на Крылья. Снова карты, снова ресурсы. Но у меня ни на минуту не возникло ощущения одинаковости этих игр. По разному они играются. Поэтому я с лёгким сердцем оставляю обе игры в коллекции.