Осенний марафон. Игры с буквами.
игры для детей школьного возрастаЯ очень люблю игры с буквами, с детства. Настолок дома почти не было, а на листочках в словесные игры я готова была играть бесконечно: виселица, поле чудес, лестницы, балда, составление слов из большого слова. Устные игры в автобусе, в походе, в лесу, за работой, везде.
Вот и мои дети начинают играть в "города" или по тому же принципу, просто в слова, или кто больше назовёт слов на букву... Старший, конечно, уже полноценный игрок, а остальные ещё пока начинающие. Но то и дело я слышу: "..сом. Морс. Не подходит, он же не живой! Ну тогда-а-а медуза! Акула! У-у-у, почему мне опять на "а"?!" И достаёт мой сын атлас-определить, чтоб найти очередное живое существо на нужную букву.
Игр с буквами великое множество, но я их разделила на две группы. Первая-это игры, где нужно просто назвать слово на нужную букву. К таким играм можно отнести Соображаий, Тик-так бум, Слово за слово, Тематик, чаще всего это игры на скорость. Чтобы играть в подобные игры надо иметь хороший словарный запас, а вот грамотность отходит на второй план. Потому, что, если нужно назвать овощ на букву К, то как пишется слово КАПУСТА, через О или А, неважно.
А у меня есть чудесный мальчик, который в течении года писал КАПУСТУ через О! Поэтому я хочу рассказать про игры, которые воспитывают грамотность. И, я надеюсь, что, играя, мой сын будет запоминать многие слова и не делать в них ошибки.
А вот самая первая настольная игра, с которой мы начинаем знакомство с буквами-это Зверобуквы. Коробочка уже старенькая, карточки с буквами-лапками уже "краплёные", приходится их заменять на пары. Чаще всего играем в основной вариант. Начинаем лет с трёх и... играет даже бабушка, но она всегда проигрывает. Я после двух-трёх партий, начинаю терять голос, потому, что всё коментирую, проговариваю каждую букву. Я и старший сын играем по усложненным правилам, т.е. буквы надо открывать по-порядку, так как они расположены в слове, а не в разброс, так силы сравниваются.
Игра очень хорошая, буквы запоминаются, детки радуются, что играют в слова-буквы, но читать после неё никто не стал.
А вот следующая игра, наоборот, при своей серости-простоте помогает именно зачитать.
Называется-Сложи слово.
Правила очень просты, выкладываем взакрытую буквы квадратом 7 на 7. Открываем буквы по 2-старшие, по 3-младшие. Открыли буквы, смотрим, можно ли составить слово, если да, то берём карточки и выкладываем слово перед собой. А пустые места заполняем новыми карточками. В конце-побеждает тот, у кого больше слов. Взрослые выкладывают только существительные, а остальным-хоть что. Хорошая встряска для мозга. И ведь сидят читают, и свои слова, и соседские. Вот тут уже слова надо не просто назвать, а выложить из букв и сделать это нужно правильно. Вот и появляются слёзы, если нельзя выложить "акно", "рика", «хлеп"... Но как же это полезно, ошибиться и исправиться, покрутить в руках карточки, выложить перед собой в правильном порядке.
У нас компания большая, поэтому играем быстро, но не больше двух партий.
Теперь моя любимая. Скраббл. Даже не знаю, сколько я могу в неё играть...Но больше одной партии никогда не играем, устают все почему-то. И чего тут уставать? Крути в руках фишечки, придумывай слова, да выставляй в кроссворд-одни удовольствия! Но детям тяжело, слова не видят, ошибаются, расстраиваются. Мы выкладываем всё, и мыши, и её, и смотри, и пей и т.д. Ну как не крути, это тоже слова, и даже их трудно найти. С любым словом я, попутно, составляю предложение-словосочетание. Ну и, конечно, говорю, что придумалось-существительное, глагол, местоимение. И хвалю, хвалю, подбадриваю.
Бабушка тоже любит буковки, поэтому играем разными составами, лучше всего, конечно, со старшим сыном. А с младшими-это больше пособие по русскому языку-для них, и эдакий пасьянс-для меня, потому что я им постоянно помогаю.
Для меня такое удовольствие, придумать слово из "дорогих" букв, да ещё и найти подходящее место на поле, чтоб удвоить или утроить очки. В последнюю партию мой старший выложил слово ПИЩИ и получил за него сразу 42 очка.
Следующая в списке-Кверти. Появилась у нас в марте. Схватила я её по скидке и только потому, что у неё есть вариант игры на английском языке. Но на английском там просто поле-клавиатура. Ну вот эта игра-просто взрыв мозга. Хотя выглядит очень мило, а коробочка просто чудо, на магнита.
Расскажу поподробнее правила.
У каждого по 8 простых фишек и одна особая. Поле в виде клавиатуры. Карточки-фотографии семьи Путейкиных, вот глядя на эти картинки, мы и будем придумывать слова.
Например я хочу "напечатать" слово-МАМА. В свой ход я кладу свою фишку на "кнопку" с буквой "а".
Следующий игрок придумал слово "мат" и ставит свою фишку на букву "м". Я уже могу назвать и "напечатать" своё слово, нужные буквы уже отмечены, но на букве "м" не моя фишка, а значит и очки мы получим вместе. Я так не хочу и ставлю свою фишку на букву "п", и называю слово-ПАПА, буквы повторяются два раза, значит я получаю за это слово 4 очка и двигаюсь по специальному полю. Теперь надо оставить на клавиатуре только те буквы, которые являются первыми и последними в слове. В моем случае они обе и остаются.
Мой друг выкладывает фишку на букву "т" и печатает слово МАТ. За это слово мой друг-противник получает 2 очка и я 1. На поле остаются занятыми буквы М и Т, а фишка с буквы А снимается. Большая фишка не приносит очков, но удваивает очки, которые получены за простые фишки.
Вообщем постоянно приходится вглядываться в "клавиатуру", проговаривать слова, подбирать такие, чтоб больше было букв, занятых своими фишками.
Вот посмотрите, какое слово я напечатала?
Часто бывает так, что уже почти подготовленное слово "убегает", потому, что соперники составляли слова и использовали буквы, и их пришлось убрать с поля. Это бывает очень обидно. Младшие дети ещё и путаются часто. Вот первоклассник пытался напечатать слово СОБАКА, хотя на букве "о" вообще никакой фишки не было.
До сегодняшнего дня мы играли всегда втроем-вчетвером, и это было жестко, буквы на поле летают то туда, то сюда. Слова не придумываются, ну чтоб себе выгоднее.
А вот вдвоём это милая, спокойная игра, мы сыграли сегодня с младшим за 15 минут, со счетом 50-48, я выиграла. Мне было очень приятно наблюдать, как мой сын составляет,выбирает слова. Конечно были и ошибки-сАбака, лИгушка, куФшЫнки. Всё удалось уладить без слёз и обид.
Вот такие у нас есть игры.
Но играем мы не только по правилам. Буквы на кубиках, буквы на холодильнике, взятые карточки-фишки из других игр-всё идёт в ход! Но это уже отдельная история..