Марко Поло (и Марко Поло 2)
семейные игрыИгра во славу здравого смысла.
Я, естественно, почитала "аналитику" на бгг и тесере после пары игр и выпавшего скакуна по оазисам (моего здравого смысла хватило на то, чтобы его не выбрать), и ничего нового не обнаружила (разве что не согласилась с трактовкой ценности карточек городов, но тут нужны математики для просчета и суб'ективные предпочтения никто не отменял).
Очень азартное евро. Мы нередко играли по паре партий подряд вначале. Но евро-евристое евро. Даже правила описывать не хочется. Все как везде. У нас есть рынок. Да, там можно раздобыть товары. Товары можно поменять на что-нибудь нужное. Нужное можно поменять на другое нужное. Цель - ПО, как можно больше ПО. Но это не очковый салат. Хороший счет, по мнению бгг, 100+ (у меня было 99!), в районе 65 - весьма неплохая игра. Ощущения очкового дождя нет, скорее, наоборот. Радуешься каждому очку.
В чем же очарование? Откуда5 азарт?
Игра с почти полностью открытой информацией (аналитики так не считают). Выбирая, я много раз читала, что надо продумать всю стратегию еще до первого хода (серьезность этого действа мне кажется преувеличенной, решения довольно стандартные и поддающиеся простой формализации). На самом деле, еще до выбора персонажа. Я пробовала играть вытянутым с верха колоды. Неинтересно. Выбор персонажа - это уже часть игры. Жетоны и карточки (их очень много в колоде, совпадений не будет) определяют стиль игры (если в ближайшем доступе нет денег, то путешествовать вы не сможете, я пробовала...). Вам неизвестны маршруты соперника, да. Но зачем они вам? Помешать все равно невозможно. (честно говоря, даже для меня информации многовато: так и хочется то жетоны городов перевернуть и спрятать бонусы, то отдавать бонусы маленьких городов первооткрывателю. Но нельзя!) Логично рассчитывать на один выполненный маршрут персонажем-не путешественником, надо стремиться к этому же. У меня дважды были случаи, когда маршруты выполнить было невозможно (слишком плохой разброс), но тогда и опыта было меньше.
Кубики сразу вызывают в памяти Замки Бургундии. Но здесь кубиков 5 на раунд, можно и нужно раздобыть еще. Решения не столь простые и однозначные. В большинстве случаев, единицы и двойки тоже работают. Чем больше путешествуешь, тем лучше работают (на карточки в городах можно ставить довольно эффективно, для подношения хану тоже сойдет, если в сумме выкинуто меньше 15, то получаещь денежно-верблюдную компенсацию). Проблема с путешествиями. Стоимость всегда определяется по меньшему кубику. Ходить далеко можно только когда поставишь два кубика с высокими значениями. Я играла бегуном, мне нужно было пройти 4 отрезка и я закрыла бы оба маршрута. У меня были и деньги, и верблюды. Но в последнем раунде я выбросила маленькие значения на кубиках, я брала черные кубы - и тоже выбрасывала меньше 4. Попутешествовать так и не удалось. (полностью закрытые 2 карточки дают 20+ очков, так что это серьезная заявка на победу). Значения кубиков важны для похода на рынок. Особенно для покупки верблюдов. Но хоть одна 6 выпадет (предусмотрена возможность изменить значение кубика на +-1, заплатив 2 верблюдов, но пока никто не воспользовался) . А вот покупка золота - спорное мероприятие, так как придется расстаться с тремя кубиками сразу.
Комбо. Труднодостижимы, но тем больше радости. В работе может быть до 2 контрактов одновременно. Закрытый контракт дает не только ПО, но и, часто, товары, которыми можно закрыть еще один контракт, и получить новый контракт... Или получить бонус путешественника, прогуляться и взять бонус за открытие города, с помощью него закрыть еще один контракт... Неплохо всю эту деятельность поставить на моторчик по добыче ресурсов на карточках городов, но это непросто.
Взаимодействие. По мелочи усложнять жизнь соседу можно, но только по мелочи. Чтобы сыграть на уже занятом плле, ему придется заплатить. При игре вдвоём и втроем укорачивается шкала хана, и "Рашид" там любит ставить шестерки. Собрать бонусы первым приятно, занять сытные карточки в городах тоже. Но карта большая, а рынок не настолько привлекателен. Поэтому, кажется, даже при игре вчетвером очень тесного взаимодействия не получится, но путешествия станут еще важнее.
5 раундов и конец игре. В отзывах обычно жалуются, что игра слишком короткая. Это они в "Нотр-Дам" не играли, наверное. Более чем достаточно и даже не нервно. Но надо изначально понимать, что это кусочек жизни, сделать "все" невозможно.
Персонажи. Нормальные (кроме экзотического скакуна по оазисам). Сверхмощь торговца преувеличена, потому что второй игрок может просто избегать походов на рынок и увлечься путешествиями. Симпатичные возможности: самому выбирать очки на всех кубиках или ставить свои кубики поверх чужих без оплаты. И я, и Лучи выигрывали скромным Маттео, у которого всего лишь дополнительный кубик и контракт, но он умудрялся и выставить все домики в путешествиях. Думаю, что такими персонажами играть удобнее из-за того, что события в их жизни более предсказуемые. Путешественниками надо уметь играть для реализации их супервозможностей надо много денег и верблюдов, поэтому фокусированная реализация стратегии для них еще важнее.
Время игры. На коробке: 20 минут на человека. Мы играем быстро, но пока время с опытом только увеличивается, так как комбы становятся сложнее, черных кубиков покупается больше, но еще не все дополнительные действия полностью освоены (в отличие от единственного основного действия, их количество за ход неограничено).
Дизайн. В реальности поле несколько пестровато трудно проследить пути, трудно собирать жетоны с поля при уборке. Фигурки большего размера, которые, по задумке автора =3 (почему не =5?), призваны развить глазомер.
PS На Эссене обещают МаркоПоло2. Судя по шпионским фото, от старой игры сохранится только дизайн. Кажется, механизм рынка переработан полностью. Известно, что добавлен новый ресурс - нефрит=джокер. Сразу вспоминаю про джокер в СальсеКонкордии (я не купила, не поняла, зачем джокер в Конкордии...) Дополнения к МаркоПоло, обычно, описывали как упрощение решений и уведичение рандомности происходящего (я хотела позаимствовать персонажей, но никто не привлек - одна экзотика). Будет еще проще?
(фото с бгг и иг) :