Альтиплано. Тяжелые будни в Андах
семейные игрыГде только мы не побывали благодаря настольным играм: искали сокровища пиратов на тропических островах, ныряли в морские глубины, проводили археологические раскопки в Египте и Греции, посещали старинные замки с привидениями, сражались с монстрами в Токио, путешествовали по средневековой Европе, поставляли ткани и специи во дворец индийского махараджи и даже Марс покоряли! Но нашлось место, в которое игровая судьба нас еще не забрасывала. Это высокогорное плато Альтиплано, находящееся в Андах - горах Южной Америки. Пора нам побывать и в этом необычном месте. А точнее, примерить на себя роль местных жителей.
В непростых условиях продуваемого всеми ветрами плато, на высоте более 3-х тысяч метров нам предстоит выращивать кукурузу и какао, ловить рыбу в самом высокогорном озере Титикака, разводить милых альпака и производить из их шерсти ткань, добывать руду, которой эта местность богата, а также строить лодки и хижины.
После вскрытия коробки с игрой нас ждет... огромное количество жетонов - монет, полей, ресурсов, ящиков, пристроек и т.д., - которые нужно выдавить! В последнее время частенько игры продаются с уже выдавленными и рассортированными по пакетикам жетонами. Но только не Альтиплано, эта игра - рай для любителей выдавливать жетончики 😁.
Кстати, для всех этих жетонов в коробку предусмотрительно положили большое количество "зиплоков". До этого много пакетиков мне встречалось только в коробке "Гранд-отель Австрия", но Альтиплано - просто рекордсмен по количеству как жетонов, так и пакетиков 😁. Ну что, пойду выдавливать. До скорой встречи!
А вот и я! Надо сказать, что справилась я довольно быстро - жетоны выдавливались очень легко, практически сами выпадали и раскладывались по пакетикам, качество просто отличное, без заусенцев, а пакетики даже запасные остались. Немаленькая коробка забита практически полностью!
Но пусть вас не пугает обилие компонентов, с ними довольно легко разобраться. Чтобы понять, как играть, достаточно один раз прочитать правила и сыграть пробную партию.
Альтиплано - евроигра, то есть мы будем зарабатывать победные очки, менять одни жетоны ресурсов на другие, покупать карточки, выполнять задания и т.д. Изюминка Альтиплано в ящичках и мешочках, в которые надо сбрасывать полученные и отыгранные жетоны, а затем прокручивать их на своем планшете вновь и вновь. Алла недавно хвалила Орлеан - игру с той же механикой, но его в продаже уже почти не найти. Так что мы играем в Альтиплано 😁, и этот факт нас ничуть не расстраивает. Хотя интересно было бы сравнить.
****
Итак, перенесемся в селение индейцев и окинем взглядом окрестности.
Раскладка игры на двоих занимает практически целый стол, соответственно на 4-5-х готовьте большой стол )).
Каждый игрок получает личный планшет - свое жилище с обозначением окрестных территорий, куда можно отправиться на работу. Рядом находится склад для запасов, ящик и мешочек для жетонов. А также жетон роли - это начальный капитал, который не только даст ресурсы, но может и определить направление действий игрока на всю игру.
Жетонов ролей всего 7. Перед началом игры игроки сами выбирают себе роль (начиная с последнего игрока) и сразу же берут из общего запаса указанные ресурсы.
Свои стартовые возможности желательно использовать по максимуму, другим игрокам будет сложнее в процессе игры получить эти ресурсы. Поэтому часто именно начальные возможности определяют, чем же ваше селение будет зарабатывать - производством ткани, добычей серебра и т.п. Но это необязательно. В любом случае нужны будут разные виды ресурсов (но не все).
7 общих для всех игроков локаций символизируют типы местности и виды деятельности. Чтобы выполнить действие с ресурсами на своем планшете, нужно отправить свою фишку рабочего на соответствующую локацию на поле.
В лесу можно получить древесину, а какао обменять на дорогие ткань и стекло.
На ферме производим еду, шерсть или ткань.
В рудниках добываем камни и серебро (камни нужны для строительства домов, дорог; серебро продаем, оно самое дорогое, деньги всегда нужны, хотя и в небольших количествах).
В селении можно купить повозки для передвижения между локациями (это желательно сделать в начале игры), построить дома (приносят ПО) и отправить ненужные уже товары на склад.
На пристани можно выменять рыбу на еду или камни, а из древесины построить лодку (дает 2 ПО + любой ресурс, даже редкий, если еще не забрали соперники).
Рынок это вообще многофункциональное место - здесь и товары продать можно, и заказ на определенный набор товаров получить (выполненный заказ приносит хорошие ПО), и дополнительные технологии освоить (купить пристройки, которые позволят проще производить какой-то ресурс или за деньги его купить, и дают другие полезные возможности. О пристройках чуть позже). Рынок - одно из самых часто посещаемых мест, как правило, тут совершаем сразу несколько действий.
Еще одна локация - постройка дороги - очень важная. Если в начале игры мы можем за раунд достать из мешка и использовать всего лишь 4 жетона ресурсов (это мало, мы очень ограничены в действиях), то по мере строительства дороги увеличиваем это количество до 8 (это максимум, я чаще на 7 останавливаюсь).
Ниже на фото 7 жетонов ресурсов, которые я достала из мешка в начале раунда, т.к. в строительстве дороги прокачалась до 7 (это уже один из последних раундов).
Поэтому в самом же начале партии мы стараемся добыть древесину и камень для строительства дороги (если стартовая роль их не дала).
Еще один важный ресурс - еда! Без нее никуда. Во-первых, только она позволяет двигаться с локации на локацию (то есть если нет еды, рабочий будет очень ограничен в передвижениях, а значит и сделать в этом раунде мало что получится, даже если есть другие ресурсы), а во-вторых, позволяет добыть некоторые важные ресурсы - ту же древесину и камень. Так что запасаемся едой и желательно быстрее. Но важен баланс - лишняя еда будет постоянно занимать ячейки, создавая дефицит других нужных ресурсов, а на склад ее не положить и очков в конце игры она не приносит.
Количество жетонов, отведенное на игру, масштабируется в зависимости от количества игроков и указано на локациях. Например, при игре на двоих ткани или серебра будет только по 8 шт (дорогие ресурсы) - кто успел, тот и взял.
Как все это работает? В игре 4 фазы. Первая - вытягивание жетонов из мешка. Достаем из своего мешка столько жетонов, насколько мы продвинулись по треку-дороге, и размещаем их в специальном месте на своем планшете.
Вторая фаза - планирование. Решаем, как в данном раунде мы будем ресурсы использовать - что строить, что продавать. Не всегда выходит из мешка то, что в данный момент нужнее, но тем не менее надо как можно выгоднее распорядиться полученными жетонами.
Две эти фазы игроки отыгрывают одновременно. Третья фаза - действие. Осуществляем задуманное, выполняя по очереди по одному действию, даунтайма практически нет. Все использованные и вновь полученные жетоны бросаем в специальный ящик (а затем из ящика в мешок, когда тот опустеет).
Например, ниже на фото отдаю две древесины (отправив свою фишку на озеро) и получаю карту с лодкой, которая приносит серебро. Оно мне необходимо, чтобы выполнить заказ.
Победные очки в конце игры принесет практически все: и ресурсы (исключая лишь некоторые), и заполненные полки складов, и карты лодок и хижин, и карты заданий. Бесполезных действий почти нет, главное - понять, что выгоднее сделать в данный момент.
Последняя фаза - подготовка к новому раунду. Использованные повозки сдвигаем на начальное положение, передаем жетон первого игрока (это симпатичная фигурка альпака)
и добавляем новую пристройку. И вот кстати о пристройках. Очень и очень полезные штуки! Их можно покупать на рынке за деньги. Дают возможность проще добывать ресурсы (иногда покупать их за деньги, как например какао на фото ниже) или получать редкие ресурсы.
Они работают, когда фишка игрока находится в соответствующей локации (в лесу, в горах и т.д. - тип местности указан на пристройке символом), но есть и такие, которые можно использовать в фазу планирования, находясь в любой локации. В одной из партий я могла использовать при передвижении монету вместо еды (очень удобно, если есть деньги). Вторая еще круче - если в первой фазе я не вытащила из мешка какой-то очень нужный мне ресурс, то я могла один жетон сбросить в ящик, а вместо него взять из ящика что-то нужное (или тянуть еще один из мешка). Пристроек за партию можно купить только по одной на каждый тип местности, выбираем обычно те, что поддерживают нашу основную линию развития.
Зачем вообще ящик? Все вновь полученные или использованные жетоны мы бросаем сначала в ящичек. Переместим их в мешок только тогда, когда тот будет полностью пуст. Таким образом, рано или поздно из мешка выходят все жетоны, не может быть ситуации, что какой-то нужный ресурс никак не выходит.
Еще одна полезная штука - склад. Он позволяет освободить мешок от жетонов, которые уже не работают. К примеру, есть дорогое стекло (4 ПО за каждый жетон, дороже не бывает), но его нельзя никуда "вложить", даже продать нельзя (исключение - некоторые карты с заданиями). Из раза в раз оно будет выходить из мешка, бесполезно занимая место. Не брать? Но это 4 ПО каждый! На помощь приходит склад, куда мы стекло, а также другие отработавшие ресурсы и отправим на хранение до подсчета очков.
Кроме того, на складе очки приносит каждый заполненный ряд, и чем дальше, тем дороже ряды (начинать надо всегда с нижнего левого). Ряд можно не заполнять целиком, на "дешевые" ряды класть по одному жетону (в этом случае очков ряд не принесет), а более дорогие выше уже заполнять. Джокер на складе - это кукуруза (она приходит при строительстве дороги и выполнении заказов), заменяет любой товар при складировании.
Еще один способ получить очки - причем очень неплохие - выполнять заказы. Договоры на заказы заключаются на рынке за 1 монету (можем выбрать любой из колоды заданий).
У игрока не может быть больше одного невыполненного заказа, то есть заранее набрать их нельзя - каждый последующий берем только после выполнения предыдущего. Чтобы выполнить задание, нужно отправить в фазу планирования соответствующие жетоны на рынок, а затем в фазу действий, находясь на рынке, переместить их на карту задания (т.к. на рынке только 2 места для жетонов, то не более двух за раз). Понятно, что отправленные на карту жетоны уже не будут работать, то есть отправлять в начале игры невыгодно - нечего будет вкладывать в развитие. Но и затягивать нельзя, потом можно не успеть выполнить задание (а если соперник заказы берет, то нельзя игнорировать этот способ получения ПО, 2-3 дорогих заказа соперника другие действия по очкам не компенсируют). Но ресурсы, использованные для выполнения этих заданий, очков сами по себе не принесут, опять же надо искать баланс.
Еще одна возможность увеличить очки - строительство хижин. Они сами по себе приносят по 4 ПО, и кроме того увеличивают стоимость какого-то одного ресурса. К примеру, в одной из партий я построила за игру 2 хижины, которые принесли мне дополнительные ПО за шерсть и стекло, то есть за те товары, что я собирала и складировала (то есть получила очки за сами жетоны - шерсть по 2 ПО, стекло по 4 ПО, затем за полки на складе 2+3+4 очка, затем третий раз очки за шерсть и стекло, согласно свойствам моих хижин).
В другой партии я собирала дерево и ткань, соответственно брала хижины с дополнительными очками именно за эти ресурсы. Мой улов за партию - 4 лодки и 2 хижины. Лодки отлично помогли получить редкие товары (часть из них нужна была для выполнения заданий).
До финального подсчета очков трудно определить, кто же будет победителем. В игре мы развиваем собственную общину, практически не пересекаясь с соперниками (ну разве что уведем у соперника из-под носа нужную ему хижину или лодку). В Альтиплано достаточное количество раундов, можно успеть сделать довольно много, нет ощущения, что игру прервали на середине, и планы остались не реализованы. Бывает, конечно, что что-то не успели закончить (например, очередной заказ выполнить), но это не критично. Считаем очки, для этого есть специальный удобный блокнот.
В коробке можно найти мини-дополнение, состоящее из колоды карточек-условий. Они выбираются перед началом игры и приносят дополнительные ПО в случае выполнения указанных на них условий. Какие-то условия легче выполнить, какие-то сложнее. Мы чаще играем без них.
Несмотря на обилие компонентов, действий, возможностей игра не воспринимается как сложная. За один раунд не так много возможностей можно реализовать - нужно только с умом распорядиться теми четырьмя-пятью-шестью (реже семью-восемью) жетонами, что вышли в данный момент из мешка.
Рандом минимален - все жетоны рано или поздно из мешка выйдут, а значит мы сможем использовать их для того действия, для которого брали. Еду можно получить разными способами, то есть возможность передвижений между локациями есть почти всегда. Все карты мы выбираем, а не берем в закрытую. Даже казалось бы случайный выход пристроек регламентирован - пристройки 4-х видов с буквами от А до D выходят по очереди. Да и выиграть можно без них или с минимальным их количеством.
В первую очередь игра привлекает красивым оформлением, в моем случае именно арт "зацепил", и я полезла читать подробности. Во-вторых, очень приятный игровой процесс. Да, это евро, где "меняют всё на всё", но атмосферное, со своей "изюминкой" (механикой постоянного прокручивания мешка). Несмотря на кажущуюся однообразность действий, каждая партия у нас проходит по-разному - разный стартовый набор ресурсов, разные направления развития (я пробовала делать упор на заполнение склада или на выполнение заданий), нет жестких рамок, необязательно развивать всё. Малая конфликтность позволит играть с детьми (лет от 12 наверное, с дочкой я пока не пробовала, рано). Мы с сестрой играем пока только вдвоем, и нам игра нравится.
Альтиплано в Gaga.ru
Интересных вам игр!