Пандемия: падение Рима
семейные игрыВоеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, -
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, - лихие гости
Идут от моря.
Почти америтрэш
Почти варгейм
Но пандемик ли?
Мое знакомство с пандемией в первый раз провалилось после первых экспериментов с Островом. Кажется, я даже не окончила тьюториал на планшете, так было скучно. К написанию этой статьи я подошла серьезно: замучила знатоков Пандемии в сообществе, посмотрела обзоры на все виды, наиграла на планшете безумное количество партий разным составом...
Падение Рима по всем формальным признакам сложнее: лекарств-варваров нужно 5, а не 4; карт эпидемий-востаний больше; каждое племя варваров состоит из разного количества соплеменников, сеты для заключения договоров с ними нужны разные, карточек в колоде с их цветом тоже разное количество, их пропорционально меньше; "вылечить после изобретения лекарства" ="замирить варваров и превратить их в легионеров" можно только сбросив карточку цвета врага; города разноцветные; поле замкнутое - нельзя перейти как по шарику с запада на восток; самолеты не изобрели, поэтому за сброшенную карточку можно приплыть только из порт в порт (хорошо, что сбрасывать можно карточку с цветом, а не названием города назначения), как следствие - северные рубежи труднодостижимы; начальные точки разные (сложнее обмен); персонаж-фишка без легионеров сделать ничего не может, а их еще раздобыть надо; условие выигрыша - договоры-лекарства, и (новое) отсутствие на поле в данный момент воинов тех племен, с которыми договор не заключили, выигрыш по ситуации на данный момент. В отличие от пандемии, недолеченные варвары - это очень плохо, потому что любой кубик варвара позволяет поставить кубик того же цвета в следующий город, ближе к Риму. Захват вечного города варварами - одно из условий проигрыша (остальные совпадают).
Но про основное отличие я еще не сказала. Для меня, как не-фаната Пандемии, разницы нет. На бгг уровень сложности Падения Рима ниже, чем у Пандемии. Хотя выигрывших без читерских комбинаций персонажей не видно.
Пока смотрела обзоры, обратила внимание, что "ох, какая хорошая игра" скатывается к "Иберия / Дамбы лучше". Посмотрела обзоры. Иберия - это усложненный Пандемик, со строительством железных дорог, с больными, превращающими благое дело в большую проблему, Дамбы - евро-модернизация, с добавлением столь милых сердцу еврогеймеров карточек цели.
А в Падение Рима, о ужас, добавили кубики. Хотя на самом деле условия на гранях подобраны так, что проиграть битву маловероятно (но можно), все же нервный накал возрастает. Каждый бросок кубика - как бросок на амбразуру. Каждый раз обсуждаем, сколько кубиков бросать (действительно очень грамотно сделано: возрастает не только шанс на успех, но и риск потерять солдатиков). Эстетически при этом кубики безобразны. Но игрок Пандемии привык сам решать, сколько ходов а очистку города от зла. И здесь это главное интеллектуальное решение игры передано бездушному механизму. И даже тот факт, что за одно действие можно и 4 кубика одновременно убрать, не радует. Классический конфликт: чувство vs разум. А еще есть миньки-легионеры. Милые и деревянные.
Что мне нравится: историческая карта. Исторически верное движение племен (восторг: как они это сделали!) Возня с отслеживанием кубиков по стрелочкам (то, что не нравится обзорщикам и кажется чрезмерно утомительным). Разнообразие карт событий (толстенькая колода и все разные, а Лучи еще и латынь заинтересовала... Причем можно выбрать второе, более сильное условие, но придется понизить уровень опасности=вспышки) Разнообразие ролей и наличие у каждого персонажа одной функции, зависящей от броска кубика (мне совсем не хочется играть только выигрышными комбинациями). Я постоянно борюсь с соблазном перебросить кубики (Лучи не позволяет...) Я очень боюсь, что варвары разрушат мой форт, что оставшиеся без командира легионеры погибнут полным составом. Очень хорошо передается ощущение ужаса, когда каждый день, с разных сторон кто-то лезет в твой дом.
На коробке написано до 5 игроков, фишек в коробке 7.
ПС попробовала соло-вариант. Футы-нуты. Пока разложила, пока ситуацию оценила, пару ходов сделала - час и прошел, пришлось сворочиваться. Предлагается играть тремя персонажами и есть "сокровищница" - нелимитированная! вторая рука.
На бгг чаще всего встречается мнение, что вдвоем играть проще всего. Мне на планшете (15 минут - и закончил:) Бан мне, пожалуйста, за вредную пропаганду ) показалось, что идеал для Пандемика - 3 игрока, но вдвоем, потренировавшись в передачах, тоже реально выиграть (и даже с большим запасом). Но театральности не хватает. Наловчившись, понимаешь, что это игра просто про сбор сетов... Вчетвером сложнее из-за мучающих вспышек, как ни странно (но я смогла, ура!) Вы играете случайными персонажами или есть обязательные для использования ?
Фото соло-игры
Начальная ситуация:
Каждый ставит фишку и 2 легионеров в свой город (выбирает из имеющихся карт, то есть в свой ход можно сразу построить ход можно построить форт≈лаборатория, сбросив карту города). Первоначальное "затопление" произошло (используются только особые золотые карты, также в сброс пошли особые пурпурные карты, среди которых много карт Рима).
Слева - шкала "вспышек", наверху - шкала восстаний-эпидемий, вместе с увеличением карт набегов-инфицировани, уменьшается количество доступных для рекрутирования легионеров.
Из-за разноцветности со временем в городах могут оказаться толпы разных варваров.
Желтая фишка - консул. Грань кубика с орлом - особое свойство персонажа- позволяет выставить нового легионера. Итог битвы: 2 варвара уничтожены, 2 легионера пали смертью храбрых, 1 новобранец рекрутирован в легионеры. Не слишком удачное сражение. (орел у некоторых персонажей, например, у весталки - негативное свойство).
И тут же началось восстание во все еще Константинополе. Не хотят римлян, хотят остготов!
Было в Константинополе два легионера и фишка. Если бы фишки или форта не было, то сразу бы все легионеры погибли в засаде, и пришлось бы ставить 2 кубика. (если бы не было ни одного легионера, то, как в обычной Пандемии -3 кубика, если переполнение=разграбление, то форт разрушают). Кубики добавляем по одному. Если есть легионер, то кубик не ставим, легионера убираем. В результате в город сумел войти 1 варвар, все легионеры погибли.
Карнунт разграблен, шкала упадка понижена, в Аквилею вошли еще и гунны. А беззащитный Рим близко! (мне не приходили карты Рима, чтобы построить форт и спокойно с удобством рекрутировать там легионеров. Торопиться некуда - путь с востока не близок).
Выпал Новый Карфаген, но вестготы могут войти только в Равенну-следующий пункт после предыдущей стоянки. Перепрыгивать кубики могут, только если во время восстания римские граждане вздумают призвать "варягов".
Аналогично вандалы входят в Лугдун, а не Кесарию. Надо внимательно следить за стрелочками, так как есть и тупиковые пути: проскочили вандалы поворот на Рим - можно спать спокойно.
Названия все википедии известны.
Еще одно сражение. Из 7 разноплеменных варваров в живых остались только 3. Но теперь город в их полном распоряжении. Впереди - Рим!