Натуральный обмен, или Роскошь каменного века
семейные игрыДавно хотела рассказать о дополнении к игре Stone Age (100000 лет до нашей эры, Каменный век) - Роскошь каменного века. Дополнение старенькое, давно в России не переиздавалось, но мы же пишем не только о новинках, правда?
Каменный век мы очень любим, когда-то с удовольствием играли в него во взрослой компании, сейчас уже выбираем игры посложнее, но для игры в семейном кругу, с детьми по-прежнему считаю его отличной игрой. И дополнение вносит приятное разнообразие, добавляет новые возможности.
Я покупала и базовую игру, и дополнение с рук (тогда новую в продаже было не найти, это позже уже Hobby World выпустил новый тираж, но без дополнения). Коробки от дополнения у продавца не было, но все компоненты отлично вмещаются в одну коробку.
Что же в него входит? Во-первых, расширение для пятого игрока - планшет, новое племя и кубики-маркеры.
Во-вторых, новая локация на поле. Ниже расскажу, как использовать и что дает.
В-третьих, новый вид добычи - бивни мамонта (клыки), из которых племя делает украшения (кольца). 3 бивня = 1 кольцо.
Жетончики, которые не дают запутаться при подсчете очков (мне кажется, их надо в базу вкладывать, а не в дополнение).
И в-четвертых, новые хижины и карты развития, которые замешиваются с хижинами и картами из базы.
Хижины очень интересные, отличаются от "базовых" тем, что каждая построенная хижина может приносить какую-то пользу, то есть принести одноразовый бонус или работать на планшете игрока. Бонусы - новый член племени, топорик, продвижение по шкале пашни и т.д. А "работающие" хижины приносят своему владельцу 1 ресурс каждый ход или позволяют получать дерево и золото чуть дешевле. В общем, свойства очень интересные, которые игру хорошо разнообразят.
Новые карты дают новые бонусы (даже нового человечка можно получить, выкинув на кубике шестерку) и приносят очки за продвижение по шкале торговли.
Да, основное, что добавляет дополнение - это торговля. Наши племена достигли такого уровня развития, что не только сами добывают ресурсы тяжким трудом, но и начали вести торговлю с другими племенами, что значительно облегчает жизнь в каменном веке. Ведь обменивать можно любые товары, в том числе бивни, которые добываются относительно легко (как еда). Даже самый начальный курс обмена позволяет обменять 2 бивня (для добычи которых нужна четверка на кубике) на 1 золото (для его добычи нужна шестерка). А те племена, которые уже поднаторели в торговле, могут выменивать 1 бивень на 1 золото или даже совсем обнаглеть и получить 2 золота за 1 бивень! Хотя достигнуть такого уровня мастерства тоже не так просто, придется жертвовать чем-то другим.
Но обо всем по порядку. Перед началом игры на поле добавляем новую локацию - торговую хижину (пункт обмена) и трек торговли (кладется просто поверх поля, немного скользит, желательно в игре не задевать, человечков и карты класть аккуратно). Карт развития, доступных для приобретения, стало 5, но одна берется исключительно за бивни. Зато теперь не стало места на поле для хижин, поэтому они кладутся просто внизу под полем.
Каждый игрок получает дополнительно по 1 бивню.
В деревне теперь становится 4 локации - хижина торговца, пашня, хижина для свиданий и мастерская. При игре вдвоем-втроем занимать можно по-прежнему только 2 места в деревне. То есть развивать сразу все точно не получится, придется делать ставку на что-то одно (дочка по-прежнему при любой возможности занимает пашню, а я люблю и поторговать). В обменный пункт нужно отправлять сразу двоих членов племени. То есть преимущества торговли не так и очевидны, особенно в начале игры. Но хотя бы один шаг по этой шкале надо сделать обязательно!
К примеру, я строю хижину, но у меня совсем нет кирпича, не успела добыть, в карьере уже не было места. Но так как я уже немного умею торговать (мой маркер на треке торговли стоит на тройке), я обмениваю по курсу 2 к 1 бивень и дерево на 1 кирпич. Все, хижина построена.
Иногда обмен может быть невыгодным с точки зрения стоимости товаров - два кирпича я поменяла на одно дерево. Но зато вместе с хижиной я получила один топорик, которых у меня было очень мало.
А при дальнейшем продвижении торговля становится все выгоднее. При курсе обмена 1 к 1 я выменяла дерево на золото и к тому же получила бонусом к хижине нового мипла.
Торговля делает игру более динамичной почти с самого начала. Ведь в начале игры камень и золото добывать очень трудно, хижины 2-3 раунда не строятся. А прокачавшись в торговле, можно на прииски никого и не отправлять, а выменивать на золото дерево или слоновую кость.
Бивни дают возможность и карточку недорого получить (на поле ниже самую левую), что тоже добавляет динамики игре.
А хижины - просто красота. Да, они недорогие (хотя вот хижина за бивни может принести до 16 очков), но зато дают что-то приятное, что трудно получить в деревне.
Я построила 7 хижин, насобирав разнообразные бонусы. Ну и карты развития с умножением на хижины старалась брать, естественно.
Карты тоже могут подкинуть что-то приятное, в том числе нового члена племени, продвижение по треку торговли, карту развития, любой ресурс на выбор и т.д.
Эту партию у нас выиграла бабушка, которая очень любит эту игру, что с дополнением, что без. Причем выиграла с большим отрывом, а мы с дочкой были примерно на одном уровне. Я слишком большую ставку сделала на торговлю, иногда забывая, что увеличивающееся племя надо кормить. Нужно соблюдать баланс, не забывать про топорики и хорошие очки, которые могут принести карты развития. Но удовольствие от партии получили все.
Дополнение вносит хорошее разнообразие, особенно если в базу сыграно много партий (как у нас, было время, что по три партии подряд играли и очень часто). Оно добавляет динамики, новые возможности получения ПО и необходимых ресурсов. Порой получается выстроить неплохую комбинацию с получением карты путем обмена ресурсов, затем получением хижины на бонус карты (недостающий ресурс) и в конце получить еще и бонус от хижины (топорик, пашню или человечка). Выбор направлений развития больше. При этом в деревне становится теснее, но это компенсируется бонусами (нового члена племени можно получить за хижину или карту), возможностями обмена (топорики не так жизненно необходимы) и более широким выбором действий. Однозначно хорошее дополнение, мы в Каменный век теперь играем хоть и не часто (только с дочкой и бабушкой), но обязательно добавляем торговлю.
Интересных вам игр!