Inhabit the Earth
семейные игрыПредыстория такова:
Лучи как всегда хотел про животных, а лучше про динозавров (хорошо, что про акул еще ничего не придумали). Я категорически не хотела новую эволюцию (дорого, не убеждает, зеленая уйдет в небытие).
День рождения близился. Надо же дарить то, что именинника порадует, а не только меня?
Я вспомнила, что натыкалась в корзине на какую-то странную игру с детской картинкой. Решила узнать, почему она все еще в моей корзине.
Особенно порадовала цена.
Ага. Автор Keyflower'a. (давно хочу, но выращивание овец +аукцион = зачем и почему?) Мнения полярные, обсуждения на бгг разумные, свидетельствующие о реиграбельности. Самое интересное: постоянный призыв "Не покупайте детям!" (когда еще рекламщикам приходило в голову отказываться от рынка детских товаров?!) , 14+ и рейтинг сложности 3,17. С Деусом мы к тому моменту справились и я начала думать, что сына недооцениваю.
На самом деле, должна была насторожить фраза у Rahdo, несмотря на грустный смайлик: "расстался исключительно по причине переезда", да и летсплей стоило посмотреть. Когда правила оказались той самой сложности 3+, я все же заглянула в летсплей и мне показалось, что Rahdo играет чуть ли не в первый раз (мне кажется, ему это не свойственно, но я обычно смотрю только финальные мысли). Но я все трактовала в духе: "они взрослые, а у меня ребенок. Вот и хорошо".
Прозвучало излишне грустно. На самом деле, игра очень неплоха. Хотя я не соглашусь с Вэсселовским "seal of excellence". Подозреваю, что жанр гонки - не мой (эту игру часто сравнивают с "Люисом и Кларком". Только в Льюси - декбилдинг, а здесь хэнд менеджмент и табло билдинг, которые мне нравятся намного больше), но хоть одну иметь в распоряжении надо, а выбор неширок.
Проблема в сеттинге. На коробке автор трогательно рассказывает о своей любви к животным с раннего детства и желании сделать нечто биологически-просветительское (ой! А как же целевая аудитория?). Но открыв правила, читаешь странное:
"К приматам относятся также зайцы, кролики и грызуны.." и "к рептилиям мы добавили водные создания, например, тюленей"... На этом фоне "травоядные" кенгуру смотрятся логично...
(тут я поняла, что стоило прочитать оригинал, а не доверять обзорам). Юный биолог тоже сразу расстроился, заподозрив подвох. Раскладывая карту, обнаруживаешь, что Северная Америка резко увеличилась в размерах, а попытки совместить Европу с Азией вызывают головокружение.
Начав игру, замечаешь, что зверюшки эволюционируют столь же лихо и непредсказуемо, как кролики в цветы в шляпе волшебника. После чего игра становится полностью абстрактной и тебя интересуют только символы... Любые ракеты/машины, способные собирать/нет разные ресурсы были бы тематичнее.
И это несмотря на колоду из карт с разными животными. Игра на английском и немецком. В коробке я нашла две идентичные колоды и две инструкции. Перевода на русский не существует, вероятно. Английский специфический. Словно писал англичанин, старающийся донести мысли до не осиливших его великий и могучий, но не понимающий, в чем филологические проблемы иностранцев. В результате лексический запас стремится к нулю (первое время приходилось перепроверять, кто креатуры, а кто нет, конечно, такая четкость терминологии - большой плюс, но нехудожественно и не всегда очевидно, что именно автор имел в виду), зато местоимений и запятых не пожалел.
Особенно бесполезны оказались примечания к картам, ничего не прояснили. В реальности, правила исчерпывающие, хорошо структурированные, с наглядными примерами, но 11 страниц А4, во многом за счет мелочей, которые ни на что не влияют, их можно было бы и упростить. (хотя ничего сложного вроде как и нет...)
Вот здесь я упустила. И всю игру проклинала автора, что он не пронумеровал поля (зато продвинулась дальше).
А здесь проявился абсолютный абстракт. Не готова я свое выпестованное животное считать "счетчиком".
И ради понимания who is пришлось смотреть летсплей. Вот даже так.
Несмотря на все услия автора, его лингвистические потуги потерпели крах.
Одна их причин для паралича анализа (не только моего, на бгг очень много уточняющих вопросов по текстам на карточках, в том числе от англоязычных игроков). Левая от правой отличается тем, что надо (наконец-то! Так как пока эта функция кажется совсем бесполезной) учитывать и адаптированных животных? Нет! Правая учитывает все мои карточки в Европе, кроме адаптации. Тогда наиболее продвинутый - кто? У кого больше карточек эволюции+мультипликации(+адаптации?) или у чьей рептилии больше разных иконок?
Нашелся ответ на бгг! Упс, тот, кто дальше продвинулся по треку.
Вопрос абсолютно теоретический, так как шансов столкнуть лбами рептилий на одном континенте немного, выгодней мигрировать и заработать свои очки.
Дизайн... Об него все копья ломают. Мне как раз животные нравятся, несмотря на пучеглазость. Но коробка, краткие правила-подсказки-все словно из советских 80х. Причем и жетоны выдавливаются плохо, и наклеить надо самому, и подставки для жетонов собрать из картона. А уж предложение на каждое поле во время хода ставить разные определенные жетончики и кубики, чтобы не запутаться и никого не потерять в пампасах, несколько удивило. Хотя в результате мы тоже пользуемся.
Перейдем наконец-то к игре.
Наша цель... Нет, не прийти первым, а набрать ПО. ПО набираются по условиям на карточках (типичное евро) и складывая очки на жетонах на поле (рандом правит именно здесь. Жетонов три в стопке, поэтому хватит всем. Чем не семейная игра? Так же как и конец "как только третье животное пересечет финиш, игра сразу заканчивается" скорее характерен для семеек, а не взрослых стратегий. От взрослых только постоянное may. Но это право выбора ничего не решает... ).
У нас три колоды. Как только один из игроков оказывается в новой природной зоне, всем игрокам становится доступна следующая колода. Карты принципиально разные. В первой колоде только карты, позволяющие видоизменять свое животное, дополнительно кормить зверушек, быстрее передвигаться. В третьей - условия ПО. Во второй - смесь, но с другим текстом. Действителен только текст на карточке, лежащей сверху. В свой ход мы можем либо возиться с разведением питомцев в зоопарке, либо выпускать их побегать, либо кормить (=добирать карты, причем для кормежки мы переворачиваем фишку животного, чтобы его покормить снова нам придется предварительно выпустить его побегать). Цель нашей возни с картами-зверушками (мне очень понравилось): создать монстра, который сможет мигрировать на разные континенты и преодолевать различные ландшафты. Хорошо бы это делать не просто так, а учитывая символы, которые его поджидают на карте. А то один такой мой любимый чудо-монстр забуксовал и до финиша не добрался.
Как ясно из этой грустной истории, можно сделать ставку на развитие свойств, а можно решить, что "движение-жизнь", и не терять время.
Бегают зверушки тоже по влиянию карты. Механизм очень любопытный. Игрок выбирает любую карту с руки и отмечает на всех своих зверушках те же символы. Есть? На старт! Но побегут они на то расстояние, на которое позволят символы на карте. Как минимум на один ход, так как всегда есть совпадение с континентом. Если на карте кактус и у монстра кактус припасен - вперед, иначе стоп. Чередовать можно в любом порядке (если перед нами кактус, а потом елка, которой нет, то идем на кактус, а затем машем континентом). В конце или в начале забега можно мигрировать в начало соответствующей зоны другого континента, символ которого есть у монстра. Если перепрыгнули через жетон, то забираем его себе. Причем жетон можно прибавить сразу к скачущему или следующему за ним, обязательно выложенному позже и правее (вот сразу два из тех странных бессмысленных правил) , животному и использовать для удлинения пройденной дистанции уже в этот раз.
На обороте находятся карты к мини-версии. Но в правилах предупреждение о неоткалибровке данной версии+придется ограничиться только 4 классами животных (у классов разные свойства) и третью жетонов+не будет пробуксовки.
Лучи наотрез отказался от мини-версии. После проб на большой карте горел желанием. Когда сыграли, оказалось очень долго (у меня случился паралич анализа, это же надо про каждого зверушку узнать, что у него впереди, куда ему можно мигрировать, сможет ли он собрать жетоны...) Лучи повел простых животных в атаку, лишь изредка улучшая породу, не запутался с условиями ПО (как я) и выбрал самые ему выгодные, с жетонами ему тоже повезло - и выиграл! (мы играли столько, что нельзя было позволить проиграть).
Где обещанная сложность? Где мозголомность?
Несомненная польза есть. 162 названия животных на английском. Достаточно однотипные фразы на карточках. И неожиданно: к концу игры даже условия получения ПО вопросов не возникали (не будешь же привлекать внимание соперника).
На фото: с руки сброшена черепаха, чтобы запустить движение. Побегут те животные, у которых совпадает с черепахой одна иконка (рептилии, Южная Америка, лиственные леса): рептилии, обезьяны, мелочь пузатая. В Северной Америке на данный момент только одна рептилия готова двигаться. Лось с черепахой не совпал, поэтому останется на месте. Рептилия находится правее, поэтому обязательно начинает движение первой. Это важно, так как сейчас она сможет захватить жетон, который можно будет добавить к любому животному. Если жетон совпадает с одной из иконок черепахи, то его можно навсегда добавить к лосю, и он тоже поучаствовует в гонке. Несмотря на то, что рептилия - развитая, убежит она недалеко: (кубиками отмечены совпадения с картой) всего на два поля (иконка воды позволяет попасть на воду, перепрыгнув через синий жетон и взяв его, иконка Северной Америки позволяет перескочить через лося и остановиться на озере), если взятый жетон окажется елками, то можно сразу добавить его к карточке рептилиии и сделать еще один ход, на следующую елку, можно мигрировать в конце на первое поле третьей зоны на любом континенте, чьи иконки есть у рептилии. Тогда другое наше животное смогло бы мигрировать в Северную Америку (например, для выполнения условия ПО), но сейчас таких животных нет.
Перевернутая черным фоном вверх фишка соперника лзначает, что ее уже покормили. Теперь надо срочно побегать, чтобы не остаться без карт.
Upd
Сыграли еще одну партию. Уложились в час пятнадцать, но соперник все равно жаловался на мои зависания. Впечатления схожие. Хотя в этот раз Лучи решил не затруднять себя английским, поэтому просто бегал по значкам. И имел шанс выиграть, потому что все вкусные жетоны достались ему. А мои супер-развитые опять вечно в болотах увязали. Причем их развитие зависит от пришедших карт. Можно, конечно, посмотреть на поле и решить, что тебе это не нужно, и просчитать-помечтать, как быстро побежишь, если придет нужная карта, но проще положить, все равно рано или поздно пригодится. В свой ход можно выложить в табло (эволюционировать, адаптировать, мультиплицировать животное) сколько угодно карт из карт на руке, поэтому выгодно добавлять-добавлять-добавлять, если уж начал.
Выиграла я на очках карт. Есть подозрение на две неравноценно очень сильные карты.
В прошлый раз Лучи разыграл "+3 очка за каждую фишку в зоне 3" (а в зоне 3 еще и жетоны по 3 очка, и при подсчете прибавляют номер зоны, но добежать надо успеть). Я в этот раз вытянула "за зону 2" и мигрировала с одного континента на другой (по правилам, миграция - на первую клетку той же зоны) , все мои фишки там и остались. Надо было чаще "кормиться", тогда смогла бы ко всем животным прибавить удобные карты (но и так пару добавила).
При этом и Лучи мог бы добавить подходящие карты. Не обязательно иметь больше "креатур" или определенных иконок, чем противник, довольно много карт "+3 очка за ваше это животное в 3 зоне". Приблизился к финишу и ройся спокойно в картах... Особенно если видишь у соперника карточка "очковый дождь за вторую зону". Очковый салат?
В общем, мило, но оба раза концовки какие-то смазанные, хотя должны были бы быть энергичными, боевыми (поиск карты, гонка ради жетонов). Не исключаю, что гонка - не мой тип развлечения, поэтому не могу уловить задачу... Карты оживляют. Сыграть не откажусь. Если будем укладываться минут в 50 (есть шанс, если не вчитываться в карты), то очень неплохая семейная игра. Но 14+?
PS На обороте карт есть такой справочник: