Игры на освоение сложения и умножения (6+). Часть вторая.
ДидактикаДавно обещала написать вторую часть про наши игры на тренировку сложения\вычитания (первая здесь). Так как дочка начала изучать умножение в школе, то добавлю еще и про умножение.
Пост длинный. Много фото.
Такие игры носят для меня дидактический характер, и в большую часть из них я играю только для того, чтобы помочь дочке освоить математические действия. Поэтому у нас многие из них самодельные.
Еще одна игра от Банды умников (куда же без них в освоении математики) Этажики.
Что нравится: есть несколько уровней сложности - самым маленьким можно просто выкладывать карточки с цифрами по порядку, изучая порядковый счет. Мы этот вариант пропустили, он года на 3-4, наверное.
Раздаем игрокам по 6 карт, на стол кладем две карты с цифрами. Задача игроков в свой ход выложить как можно больше карт с руки на те, что на столе. Класть можно карту с таким же числом или на 1 больше\меньше.
Например "нижний" игрок в свой ход смог выложить 5 из 6 карт. Ход переходит к другому игроку. Как только первый игрок выложит свою шестую карту, он берет звезду и набирает снова 6 карт на руку. Для победы нужно получить 5 звезд.
Наш вариант второй: каждый игрок получает по 6 карт, задача та же - избавиться от них. В свой ход можно выложить любое количество карт с цифрами (этажей), если они соответствуют условию на воздушном шаре. В случае, если на руке есть карты с воздушными шарами, то их можно выкладывать, меняя условия на выгодные для себя.
В процессе приходится складывать в пределах 18 (можно варьировать сложность и убрать карты шаров с большими цифрами), вычитать, а также просчитывать варианты условий (есть условие класть только четные/нечетные - дочь с помощью этой игры и выучила эти понятия).
На фото ниже игрок выложил сначала карты, значения которых можно получить прибавляя или отнимая два от предыдущей карты (карты кладут в стопку, а не лесенкой, это я для наглядности положила).
Затем игрок сменил условие - выложил карты шаров - и положил оставшийся этаж (нечетный по условию). Таким образом избавился от всех шести карт с руки и взял себе звезду. Игра до 5 звезд.
Черные карты (ночные этажи) дают возможность выкладывать их в ход соперника, если вдруг открыто подходящее для них условие. При игре с шесилетками правила рекомендуют их не использовать.
Что мне не нравится в игре: качество самих карт - тонкий картон (с картами из Спящих королев например - ни в какое сравнение). Учитывая цену игры это недостаток. Коробка тоже хлипкая, мне досталась поврежденная.
Во-вторых, в процессе игры требуется постоянное перетасовывание карт. Учитывая, что они выкладываются в 2 стопки (этажи и шары), то чтобы эти стопки смешать, требуется много времени. В игре возникает значительная пауза.
Последняя карта, если она лежит наверху стопки с шарами, означает, что следующий игрок берет 2 карты и пропускает ход. Пока это условие никто не поменяет, выкладывать можно этажи только с тем числом, которое указано на верхней карте на столе.
********
Веселее и быстрее проходит партия в Шустрого садовника. Игра не только на счет, но и на память и внимание. Подробно о ней рассказала здесь.
*********
Игра, заставляющая производить в уме простые операции - Супер фермер.
И хоть здесь мы оперируем не напрямую цифрами, а животными - кроликами, овцами, свиньями и т.д., считать приходится немало - выпал на кубиках кролик? Значит на нашей ферме прибавление - потомство даст каждая пара кроликов. Кроликов стало слишком много? Вымениваем на соседней ферме их на овцу по текущему курсу. Самое дорогое животное - лошадь, считаем, сколько коров, свиней или овец с кроликами надо за нее отдать. При этом нельзя забывать, что в любой момент на ферму могут наведаться волк и лиса. Заводить собак для охраныили нет - тоже надо решать (а они недешевы).
На фото ниже у игрока 5 кроликов и на кубиках выпал 1 кролик - всего 6. Каждая пара дает потомство, то есть игрок добавляет себе еще 3 кролика.
На фото ниже игрок, чтобы получить лошадь, должен отдать всех животных, которые у него есть на планшете. Очень дорогой обмен, но зато лошадь "несгораемая" - волк ее не утащит.
Пришел волк, но ему никто не достанется, т.к. на ферме живет большая собака (по цене равная корове). Но после визита волка собаку, к сожалению, придется скинуть.
Выиграет тот игрок, который на своей ферме соберет хотя бы по одному животному каждого вида.
Не знаю, в чем магия этой игры, на первый взгляд она довольно простенькая (и придумана лет 100 назад). Но всем, кто у нас в нее играл, она понравилась (брат даже купил домой такую же играть с сыном, хотя настолки в их доме - редкие гости).
Многое зависит от удачи: если вдруг вас часто посещают хищники, то шансов выиграть мало. Но обычно они выпадают пару раз за игру каждому игроку, главное не забывать заводить сторожевых собак.
*******
Коробочка от Степ Пазл с громким названием Мой первый компьютер. Внутри скрываются обычные пластмассовые счеты и инструкция.
В инструкции несколько заданий на счет, сложение, вычитание.
А также можно просто поиграть, строить фигуры из бусин.
Ксюша использовала эти счеты в том числе для подсчета очков в играх: на них складывала и вычитала, можно и умножение попробовать. У них была очень удобная подставка, но до счетов добрался наш малыш и подставку сломал.
*****
Потренироваться в счете можно и с помощью игры Морской коктейль.
У нас самодельная.
У каждого игрока есть домики с цифрой от 1 до 5. В каждый домик можно заселить жителей, у которых на карте указана такая же цифра.
На морском дне у нас водятся крабы и осьминоги, но друг друга они не любят и в одном доме не уживутся. Игроки по очереди выкладывают карты с крабами и осьминогами в центр, суммируя значения карт. Тот игрок, который выложил карту и получил число 12 или больше, забирает себе всю получившуюся стопку карт и расселяет жителей в дома.
Так продолжается раунд за раундом. Но необходимо учитывать, что если вы забираете себе, скажем, и краба, и осьминога во 2-й домик, то их обоих придется сбросить (напомню, в одном доме они не уживутся). Так что выкладывая карту надо учитывать, нужна ли вам вся эта стопка или нет, может быть придется больше сбросить, чем взять себе.
В конце игры (когда закончилась колода) игроки подсчитывают количество очков (складывают цифры на всех картах жителей во всех домиках). Выиграл игрок с большим количеством очков.
Не скажу, что играем часто, но игра достаточно интересная и неплохо тренирует навыки счета.
*****
Еще одна игра, которая тренирует и сложение, и вычитание, и умножение с делением, новинка 2017 года - Морозные каникулы. У нее очень красивое праздничное оформление, но купить игру сразу я не решилась, сначал решила попробовать соорудить из подручных материалов и посмотреть, как у нас пойдет.
Оригинальные поля и планшеты игроков:
Сканов наверное еще нет, не нашла (если вы купили эту игру, буду очень благодарна за сканы), поэтому маленькое поле я напечатала с картинки на сайте игроведа, елочки нашла в сети «неродные» и немного доработала, а большое поле не печатала - Ксюша раскрасила какой-то рисунок (и очень этим гордится - она сама разрисовала поле для игры), оно в игре вообще только для того, чтобы фишки разложить.
В оригинальной игре фишки - это картонные жетоны с цифрами. Я не нашла такие жетончики, но зато попались деревянные фишки, которые мы вместе с Ксюшей раскрасили акриловыми красками и маркером написали цифры.
Играем так: на большое поле выкладываем фишки с цифрами от 1 до 36 - это елочные шары. У каждого игрока есть своя елочка, рядом кладем маленькое поле (тележку с оленем) и на него сразу 3 любые фишки с большого. В свой ход игрок кидает 3 кубика, затем с выпавшими числами на 2-х любых из них или на всех 3-х производит любое арифметическое действие\действия. Получившееся число ищет на большом поле. Если оно там есть (еще не забрали), то перекладывает соответствующую фишку на маленькое поле. Затем с этими же числами на кубиках (их уже нельзя переворачивать или перебрасывать) производит другое действие\действия, чтобы получить число, которое есть в тележке у оленя (только что выложенное брать нельзя). Если получилось, игрок забирает этот шар себе на елку. На все про все отводится одна минута (песочные часы на 30 секунд отмеряют время 2 раза, за ними следят соперники). Ничего не нашел - пропускаешь ход.
Например, на фото ниже у игрока выпало на кубиках 6, 6 и 4. Он составил пример - 6*6-4=32. Взял фишку со значением 32 с большого поля и переложил на маленькое. Затем с этими же значениями кубиков (на этот раз взял только 2 значения) составил пример 6+4=10 и взял себе фишку с цифрой 10 с тележки оленя на свою ёлку.
В 1 минуту уложился.
У следующего игрока выпали значения 6, 4 и 3 (кубики можно перебросить, пока не брал еще ни одной фишки). Он составил пример 6*4=24 и переложил соответствующую фишку в тележку оленя. Затем сосчитал 4+3=7 и взял семерку себе. В минуту тоже уложился. И так далее.
Игра заканчивается, когда на большом поле осталось 8 фишек-шаров.
Подсчет очков: сначала игроки считают количество фишек на своей ёлке, затем считают, шарики скольких цветов у них есть (всего 6 цветов), результаты складывают. Еще один возможный показатель ПО - количество фишек каждого цвета (к примеру, у кого больше зеленых, тот получает по каждому очку за зеленую фишку, остальные игроки ничего не получают и так по каждому цвету).
Пример подсчета очков на фото ниже: у первого игрока 8 шаров = 8 ПО, есть фишки всех шести цветов, значит еще + 6 очков (всего 14 уже). Дальше сравниваем с соперниками - зеленых фишек у всех по одной, никто дополнительных очков не получает. У первого игрока синяя одна, а вот у третьего две, значит третий игрок получит 2 очка, а первый и второй ничего за синий цвет не получат. Оранжевых фишек две, но и у второго игрока две, значит оба получают по 2 очка. У первого еще 2 розовых, значит еще +2 очка. За красный цвет никто дополнительных очков не получит, за желтый получит второй игрок 3 очка, остальные ничего. Таким образом первый игрок набрал 18 очков. Свои очки считают все игроки и определяется победитель.
Половина прелести игры в красивом офрмлении (одна сторона зимнее-новогдоняя, а другая летняя, там не ёлочные шары, а мороженое). И сами действия вроде бы неприкрытая математика, а вот играть интересно! Причем можно играть с ребенком на равных (дав ему песочные часы с чуть большей продолжительностью), а не поддаваться каждый ход, как во Фрукто10, например.