Любимая игра папы: Энергосеть.
семейные игрыБудет много некачественных "самопальных" фоток и лишних букв. Кто не испугался, прошу подкат.
Вступление, или до Энергосети
Самая первая игра, в которую мы с мужем играли, была Мафия. В походе, у костра. Романтика. Муж играл сильно, но это было и его проблемой, его на всякий случай пытались вывести из игры в самом начале, и ему приходилось дальше быть ведущим. Еще в студенческих походах, конечно, играли в карты. Часто в преферанс (в походах меня и научили играть в преферанс). Муж играл тоже очень сильно, но карты есть карты, в преферанс у меня был шанс выиграть. В отличие от шахмат, в которые мы пытались играть вдвоем, когда уже появились дети, и собраться на преферанс было некогда и не с кем. В шахматы я всегда проигрывала, и играть мы перестали (компьютер играет сильно, с ним муж и играл, и сейчас часто играет).
Появление Энергосети в нашей жизни
Годы шли, появились и подросли дети. Я начала искать какую-нибудь интересную настольную игру, чтоб было интересно не только детям, но и папу увлечь. А в совсем детскую игру он играть не станет (чтоб играть с увлечением в простые детские игры, наверное, нужен особый склад характера). Выбор мой пал на Энергосеть, в магазинчик (даже сейчас и не вспомню, что за магазин, где-то в районе Новокузнецкой, но точно не Игровед) мы случайно попали вместе с мужем, и это было мое везение, потому что я купила Энергосеть, а муж решил купить Агриколу (я тогда вообще про нее ничего не знала), потому что "должна быть хорошая, раз такая дорогая".
Ну, об Агриколе - отдельный рассказ. А сегодня постараюсь рассказать об Энергосети, которая, бесспорно, занимает первое место в нашем семейном рейтинге настольных игр.
У нас старая базовая версия, с картой Америка/Германия. Коробка без органайзера, но нам он и не нужен. Внутри коробки - карта, Домики-фишки игроков на 6 человек, ресурсы, деньги, карты станций.
В этой же коробке у нас помещается еще одна дополнительная карта, и дополнительные карты станций (это покупали отдельно, когда поняли, что любим Энергосеть)
Подготовка к игре занимает достаточно много времени. Каждый игрок в начале игры получает 50 электро (электро - это валюта энергосети), набор домиков-фишек, и карту-памятку.
Еще нужно подготовить игровое поле, расставив на шкале топливо, ну и выбрать банкира, который в процессе игры будет заведовать финансами, и кого-то, кто будет в конце каждого раунда по схеме добавлять ресурсы.
Да, еще кто-то должен отвечать за рынок станций, первоначально он выглядит так
Немного о станциях. Они отличаются по видам топлива, и по количеству городов, которые смогут отопить.
Например, станция 10 сможет отопить 2 города, для этого ей потребуется два "кубика" угля. Станция 34 отопит 5 домов 1 ураном, а станция 18 отопит 2 дома бесплатно.
Еще нужно выбрать, какую область закрыть на карте (в зависимости от количества игроков удаляется разное количество областей)
Когда все готово, можно начинать.
Игра проходит в три этапа. Внутри каждого этапа будет несколько раундов, а внутри каждого раунда - еще строго определенные "подраунды".
Начинается все... с бурных споров, какую область на карте удалить (но это еще ничего), и кто будет ходить первым. Да, в этой игре очень важно, кто будет ходить первым. Вернее, кто будет ходить последним. Да-да, в этой игре очень выгодно быть "последним".
Итак, бурные споры чем-то закончились, очередность определилась (на карте есть специальная шкала очередности, и очередность эта будет от раунда к раунду меняться).
Первый игрок начинает торги за станции. Вначале в торгах только первый ряд станций. Их начальная цена указана в левом верхнем углу карточки, с этой цены и начинаются торги. Когда кто-то купит станцию, станции с нижнего ряда передвигаются в верхний, и становятся активными для торгов, и добавляется карта из колоды. Поэтому очень выгодно быть последним в торгах, можно будет купить наиболее привлекательную для начала игры станцию.
Когда все купили себе станцию, меняется очередность игроков, первым становится тот, у кого станция с самым большим номером, и далее по убывающей.
Далеее нужно обеспечить станции топливом. Рынок топлива находится внизу карты. Цена одной единицы топлива указана в правых верхних углах блоков. На деньги, оставшиеся после покупки станций, игроки покупают топливо, и начинает тут тот, кто оказался последним в шкале очередности (а это несомненная выгода, ведь топливо можно купить дешевле). На одной станции может храниться запас топлива не более, чем в двойном размере, чем требуется на одно отопление.
Ну вот, топливом все запаслись (покупать его вначале можно без запаса, топливные кризисы если и случаются, то уже в конце игры, а вначале лучше экономить денежки на другие нужные приобретения).
После обеспечения станций топливом следует этап строительства. Начинает здесь тот, кто стоит последним в шкале очередности. Быть первым при строительстве - это, конечно, большой плюс (но вот при первом строительстве я даже и не знаю, лучше ли быть первым: с одной стороны, можно занять интересные места, а с другой, последний уже видит, как расположились соперники, и может выбрать место, где не будет ограничен в развитии).
Ну, например, можно начать так
Или так
Строительство одной станции вначале стоит 10 электро. В одном городе поначалу можно строить не больше одной электростанции. Цена соединений указана на соединениях. Они бывают дорогими, дешевыми, и даже бесплатными (в моих примерах игроки встали на бесплатные соединения, и заплатят только по 20 электро - стоимость строительства двух электростанций). А вот дальше, в следующих раундах, развиваться можно только от первоначально построенной электростанции, и придется оплачивать стоимость всех соединений, связывающих вновь построенную станцию с имеющейся.
Например, игрок, играющий желтыми фишками, заплатит далее 28 электро (20 - за дома, и 3+5 - за соединения)
А красный заплатит 23 электро, построив всего один дополнительный домик (у него дорогое соединение)
Все построились? Пришло время получать доход от энергоснабжающей деятельности. Нужно посчитать, сколько домиков построено на карте. И посмотреть, а есть ли мощности, чтоб столько отопить? И достаточно ли топлива? Если все сходится: построены дома, куплены электростанции, закуплено достаточно топлива, то игроки сбрасывают топливо, необходимое для одного цикла отопления, и получают деньги по специальной шкале (чем больше отопишь - тем больше получишь денег).
Далее все будет из круга в круг повторяться.
Когда кто-то достроит определенное число домиков (зависит от количества игроков, у нас это обычно 7 домов), то открывается второй этап, он ознаменует то, что в каждый город на карте можно строить уже не один дом, а два. Если Ваш дом оказался вторым в городе, то цена его строительства будет не 10, а уже 15 электро.
Цена строительства первого, второго и третьего дома в городе указана на каждом городе (и на картах Америки и Германии эта цена всегда будет 10, 15 и 20).
Теперь в одном городе могут соседствовать красные и желтые домики, в первом этапе это не допускается.
Также со сменой этапа меняется (увеличивается) количество ресурсов, которое добавляется в конце каждого раунда.
Параллельно со строительством домиков, надо не забывать, что сколько бы домов Вы не построили на карте, деньги будете получать только за то количество, на которое у Вас хватит мощности станций (т.е. если у Вас домов на карте, например, 7, а станция может отопить всего 5, то и денег получите лишь за 5 отопленных домов, если, наоборот, домов 4, а станция отапливает так же 5 домов, то получите за отопление 4 домов, часть топлива сгорит вхолостую).
Третий этап начнется тогда, когда в колоде электростанций выйдет карта третьего этапа (вначале игры она кладется вниз колоды, а потом постепенно продвигается кверху, но вниз докладываются другие станции, по какому принципу - понятно описано в правилах). Кстати, о правилах. Они укладываются в небольшую брошюрку и интуитивно понятны (в отличие от многих-многих других сложных и интересных игр, где сначала мне приходилось долго и с трудом разбираться в правилах).
Когда начинается третий этап, можно строить третий дом в городе (но два два или три своих дома в один город поставить нельзя), опять увеличиваются запасы топлива на топливном рынке (но и этих увеличенных запасов под конец игры может кому-то не достаться).
Игра заканчивается, когда какой-то игрок достраивает на карте определенное количество домов (зависит от числа игроков). Когда это происходит, текущий раунд заканчивается (но если кто еще не успел построить в этот раунд дома, он сможет это сделать). А выиграет тот, у кого в итоге оказалось больше всех отапливаемых домиков. Например, если кто-то достроил завершающий дом, это не обязательно значит победу. У этого игрока может, например, не оказаться достаточного количества станций, или не будет топлива на какой-то из станций.
Станций можно иметь всего три, если хотите купить еще, то одну из своих придется скинуть в сброс. А менять станции придется, ведь в начале игры на рынке дешевые станции, да и денег на покупку дорогой станции еще не заработано.
Три станции в идеале должны в сумме давать отопление победного числа домов (а лучше - еще больше, ведь если кто-то в конце игры достроит и отопит домов больше необходимого для победы минимума, то он и выиграет).
Здесь станции в сумме могут отопить 15 домов, этого достаточно для победы, например, в игре вшестером. А вот если для победы нужно построить и отопить 17 домов, то придется менять какую-то станцию на более производительную. Ну, и не забыть вовремя запастись топливом.
Из всех наших игр, Энергосеть - наиболее сбалансированная, и наименее зависящая от удачи (только в Агриколе (из наших) от случайности зависит еще меньше). Но бывает, конечно, что Вам будет катастрофически не везти с покупкой станций (они выходят на рынок случайным образом), или на карте не остается места для дальнейшего развития.
Из моих детей дочке пока сложно дается освоение этой игры, остальные играют практически на равных, и на равных с папой. И этой игре почти всегда отдается предпочтение, когда долго не можем договориться, в чего же мы сегодня поиграем, и нет ограничения по времени (потому что партии длинные, могут затянуться на 4 часа и больше).
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Всем удачи!