Лоскутное королевство, или королевское домино.
семейные игрыЭту игру довольно часто упоминают в нашем сообществе. Появившись лишь в прошлом году, она уже занимает 41 место в рейтинге семейных игр bgg. И складывается впечатление, что это - не предел. Посмотрим на нее поближе.
Это игра для всей семьи, игра для детей, игра для небольшой компании. Нижний возраст можно ограничить умением складывать и умножать. Производитель рекомендует начинать в 8 лет. Количество игроков - 2-4 человека.
Итак, у каждого игрока есть свой королевский замок.
Но вот незадача - вокруг замка нет земель, достаточных для поддержания престижа и вообще жизнеспособности королевства. Эту незадачу мы и должны исправить.
Цель игрока - объединить земли вокруг своего замка оптимальным образом. Так, чтобы при финальном подсчете очков они принесли наибольший результат.
Подготовка (для 4 игроков). Каждый игрок получает клочок земли с замком выбранного цвета - отсюда начнется земельная экспансия. Тайлы местности перемешиваются, четыре из них выкладываются в ряд открыто в соответствии с числовыми значениями (от меньшего к большему), остальные тайлы складываются в коробку. На четыре открытых тайла рандомно выставляются фишки королей. Рядом с открытыми тайлами выкладывается еще один ряд из четырех тайлов, также с соблюдением числовой последовательности.
Теперь можно начинать игру.
Процесс. В каждом раунде очередность игроков определяется положением их фишек на тайлах местности: в нашем случае сначала будет ходить игрок с желтой фишкой, затем с синей, зеленой и розовой.
В свой ход игрок берет земельный тайл, на котором стоит его королевская фишка, и присоединяет этот тайл к своему королевству. Располагая тайл, нужно учитывать два правила:
- Хотя бы один квадрат тайла должен соприкасаться либо со стартовым полем под замком, либо с таким же квадратом ранее выложенного тайла
- Королевство не должно превышать размер 5х5 квадратов
После размещения тайла, игрок переставляет фишку короля на незанятый земельный тайл второго ряда. После чего ход переходит следующему игроку.
Каждый раунд заканчивается, когда ряд с тайлами разбирается игроками.
Теперь из коробки нужно взять четыре новых тайла, составить из них ряд и продолжить разбор земельных участков.
Окончание игры. Игра заканчивается, когда все игроки создали государства, размером 5х5 квадратов.
Теперь мы считаем очки. Каждое королевство будет состоять из разных областей (поле, лес, море и т.д.). Стоимость области равна произведению количества квадратов области на количество корон, размещенных в этой области. Общая стоимость королевства равна сумме стоимости всех областей.
В нашем случае победителем оказывается игрок с синей фишкой. Он набрал 62 очка (большой лес - 6*2=12 очков, море - 10*5=50 очков, поля и маленькие леса - 0 очков):
В игре предусмотрены дополнительные варианты правил и подсчета очков, что дает возможность разнообразить или усложнить задачу игроков.
Впечатления. Игра действительно хорошая. Очень простые правила, при этом игра глубокая. Вы можете и должны планировать свои действия на несколько шагов вперед (в этом смысле очень полезно знать состав земельных тайлов). Несмотря на то, что каждый строит свое собственное королевство, взаимодействие между игроками имеется, ведь ваш выбор участка может неплохо подпортить планы соперника. Мне очень нравится это балансирование при выборе тайла: чем сильнее участок вы выбираете сейчас, тем меньше будет возможность выбора в следующем раунде.
Слабые места в игре. Я бы хотела отметить два минуса. Один из них вполне объективный - в коробке точно не хватает блокнота для подсчета очков. Понятно, что можно взять бумажку, телефон, калькулятор. Но небольшие индивидуальные блокнотики, выполненные в общем стиле игры, были бы очень кстати, и я бы за них с удовольствием заплатила.
Второй минус субъективный. Игра отлично играется на четверых игроков. А вот на трех или двух, на мой взгляд, уже сильно хуже. При игре втроем вы выкидываете из коробки двенадцать тайлов. И это практически лишает вас возможности планировать свои действия на несколько ходов вперед. Частично это исправляется тем, что тайлы выкладываются не рандомно, а исключаются двенадцать штук с номерами от 1 до 12 (т.е. самые слабые участки). Но все равно картина игры несколько меняется.
При игре вдвоем вы играете двумя фишками игроков (т.е. в каждом раунде выбираете по 2 земельных участка). Здесь планирования остается еще меньше и пропадает эта красота выбора между сейчас и потом. Для дуэльной игры есть вариант строить королевство размером не 5х5, а 7х7. Это несколько решает проблему, но все равно не позволяет приблизиться к той игре, которая получается у четырех игроков.
Поэтому я бы сказала так: если вы в основном играете вчетвером - игра вряд ли вас разочарует. Особенно, если ваши игроки сейчас осваивают таблицу умножения. Если вас меньше - используйте усложненные правила, а лучше пригласите в гости друзей и наслаждайтесь игрой на четверых. Ведь игры для того и нужны - чтобы объединять людей.