Эпизод третий. Портрет
Задания к эпизодамДоговоримся на берегу - выполнение домашнего задания публикуется отдельным постом в разделе фотошкола.
Пишем Эпизод третий. Портрет.
Фотографии - под кат. На критику не обижаемся, с написанием нового задания не торопим *).
ИТАК, тема беседы - ПОРТРЕТ
Не с диафрагмы и выдержки начинается наше увлечение фотографией. Наша, мамская, фотография начинается с первой улыбки малыша, с первых его шагов, проказ и достижений. И, порой, бывает просто некогда подумать - какой стоит режим, сколько выставлено ISO и так далее... Конечно, со временем мы доведем технические моменты до автоматизма, но снимать-то хочется уже сейчас :)))
У нас нет возможности выставить свет, повесить подходящий фон и поменять расположение людей в кадре без риска нарушить момент. Так что можно сделать для получения интересного кадра в таких условиях? Какие способы использовать?
Так или иначе съемка начинается с выбора точки съемки (не путать с ракурсом) - близко или далеко, слева или справа, снимающий определяет точку, из которой объект съемки может быть запечатлен в лучшем виде. Более того, именно выбор точки съемки во многом определит будущую композицию снимка.
Второй важный этап — кадрирование (заполнение пространства кадра). Выбрав точку съемки мы перемещаем объектив, , выбирая ниалучший вариант для изображения. Тут мы зачастую пользуемся зумом - возможностью приближать или удалять (масштабировать) изображение.
РАБОТА С ПЛАНОМ
Давайте разберемся,Какие есть приемы портретной съемки и как меняется портрет при смене ракурса и масштаба.
Существет три варианта - крупный план, поясной и ростовой портреты. Классическим фокусным расстоянием считается от 70 до 100 мм (правильно передаются пропорции лица и можно отойти подальше, не смущая съемкой "в упор".
А теперь "СЛАЙДЫ" :)))
Пример №1.
Знакомьтесь - крупный фронтальный план!
На самом деле это Федя, отличный парень и КВН-щик, который еще не знает, что его фотография используется мной для урока по фотографии :)
Вернемся к снимку. Такой фронтальный портрет по праву считается одним из классических вариантов построения. Точка съемки - напротив губ, глаза - на расстоянии примерно трети от верхнего края кадра, плечи развернуты от камеры, не отвлекая внимания от лица, резкость на глазах, что, в принципе, логично. Фон размыт и на себя внимания не оттягивает.
Пример №2.
Еще один фронтальный крупный план, Но взгляд направлен "из кадра". Здесь важно, чтобы он (взгляд) не упирался в край фотографии - еще говорять - "взгляду нужно дать пространство".
Пример №3
Крупный план с ракурсным искажением. Высокая точка съемки дает возможность зрительно сузить лицо, сделав довольно сильный акцент на глаза. Нелепая же поза фотографа позволяет запечатлеть прекрасную улыбку :)
ВАЖНО
В портрете более выигрышной является поза, при которой плечи должны быть развернуты иначе, чем лицо. Это дает возможность из одной точки съемки иметь два фиксируемых ракурса, что лишает снимок статики.
Пример №4
Погрудный портрет. Классический паспортный. Обычно при вертикальной ориентации фигура располагается по центру кадра, линия глаз - примерно по линии верхней трети (Правило трех третей еще свежо в памяти? :)
Не забывайте, что в любом случае - возможны варианты.
Пример №5
Поясной портрет. Одним из главных классических условий является наличие рук в кадре.
ой, извинте, это портрет рук.
А вот поясной портрет:
А это - поясной "безрукий" :) По суставам не режем!!! Выше, ниже, но не по ним.
ВАЖНО
Руки в поясном портрете играют практически равную роль с глазами, становятся важной частью композиции и очень сильным выразительным средством. Но и конкурирующим композиционным центром могут тоже стать.
Пример №6
Так называемое "ковбойское кадрирование"
Как видите - руки уже в любом случае попадают в кадр, а кадрирование в нижней части фигуры получается по бедрам.
Руки есть, разворот корпуса есть, улыбочка :) Идем дальше :)
Пример №7
Мы все ближе и ближе к портрету в полный рост. Но есть еще один тип кадрирования портретов.
Пример №8
Ростовой портрет. Стандартное заполнение кадра - фигура посередине. Снизу и сверху от фигуры примерно одинаковое расстояние.
Я, обычно, избегаю фронтальных классических ростовых портретов (если только это не гвардейцы в карауле), но экспериментировать всегда можно и иногда получаются впечатляющие результаты. Ну вот я конкретно не большой любитель "классики". Наверное, именно поэтому я отправила Машу к этой фактурной стеночке и попросила погрустить :) вроде и полный рост, но уже поживее.
Чем не "полный рост"? :) Просто поза "сидя"
Пример № 9
Нестандартное кадрирование портретов. Обычно их называют жанровыми. Иногда - "детальная съемка". Мне без разницы. Просто я знаю, что именно эти "детали" могут оказаться красноречивее глаз.
ВАЖНО
Основные ошибки и как их ибежать
Интересный сам по себе яркий, разнородный фон, в результате модель теряется на снимке ------- изменить точку съемки или значительно увеличить план. Все, что не работает на сюжет - удаляем беспощадно.
Модель слилась с фоном --------двигаемся вправо или влево, либо изменится тональность фона, либо поймаем контровый свет, который отделит изображение снимаемого
Освещенное "в лоб" лицо в центре снимка (можно дополнить такой портрет фотографией профиля и отпечатками пальцев) ------ смещаемся в сторону, приседаем, поднимаемся выше, отвлекаем модель от позирования на что угодно (ой, птичка пролетела)
ГДЕ БУДЕМ РЕЗАТЬ?? Сложный вопрос, правда? Иногда отрезанная макушка вызывает бурю негодования, а иногда еще и больше бы эту самю макушку резануть... -----------в любом случае, это тема для отдельного разговора, НО лучше не заниматься расчлененкой путем изменения плана, а если уж заниматься, то со смыслом.
ракурсные искажения - укороченные ноги, огромная голова обычно не украшают (кстати - одна из самых главных ошибок при съемке детей и животных) ------- опускаем точку съемки или не берем в кадр значительную часть туловища(как на пр.3)
Модель "разрезана" линиями окружающей среды - горизонтом, забором ------ меняем ракурс
Мимические гримасы ------ это уже выбор момента съемки, лучше снимать устойчивые выражения лица.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Три портрета, желательно одного и того же человека в трех разных планах. Любых. Избегайте однообразия, одинаковости эмоций и позы.
Фотографии делать после прочтения урока, а не выбирать из старых коллекций :) Разбирать полеты будем вместе.
ФотоУСПЕХА ВСЕМ