Эпизод второй. Композиция. Правило трех третей.
Задания к эпизодамПостоянный и довольно сложный вопрос - так что же включать в кадр, что нет. От чего избавиться, что привнести и как.... Масса вопросов, в решении которых никакой, даже самый умный фотоаппарат не примет участия. Это решать нам с вами. Нам решать, что в кадре будет главным, что второстепенным, мы - режиссеры наших фотографий. А правильно срежиссировать нам поможет КОМПОЗИЦИЯ. И начнем мы с правила трех третей.
Я сознательно не употребляю фразу "золотое сечение" - оно имеет несколько иные пропорции, а сейчас мы изучим более простую форму.
Слово "Композиция" произошло от лат. "сочинение, расположение, составление". Означает объединение отдельных элементов в единое гармоничное целое. Это довольно сложная задача. Вкус, дизайнерские склонности, чувство меры, знание психологических тонкостей восприятия цвета и форм, богатый эмоциональный и жизненный опыт...... Кошмар просто, сколько всего нужно знать и уметь.... Страшно? Ну страшно ведь?
Однако, как и в любом деле, есть ряд несложных правил, которые помогут нам строить кадр просто и интересно.
Итак, мегапопулярное правило трех третей! Прошу любить и использовать:)
Кадр про вертикали и горизонтали делим на три равные части - получаем девять секторов.
Обычно начинающие фотографы все помещают в центре кадра. Ну логично же - и резкость в камере по центру наводится... Об этом, кстати, тоже необходимо будет поговорить - напомните, если забуду.... Так вот, в принципе, расположение объекта съемки по центру возмножно, НО лишь как осознанный художественный прием. Правило трех третей (ПТТ) как раз для того и существует, чтобы фотография ожила, получила динамику.
К примеру, в верхней трети снимка можно поместить небо. В двух нижних — землю. Снимок приобретет основательность. Или наоборот — увеличить присутствие неба, дать «воздушную перспективу». У снимка появится глубина и легкость. Таким образом, фотограф управляет настроением зрителя.
Кроме того, на пересечении вертикальных и горизонтальных линий образуются так называемые «узлы внимания», они обозначены на рисунке. Психология восприятия такова, что именно на этих точках человеку приятнее всего видеть объекты или элементы. Взгляд останавливается здесь независимо от формата кадра или картины. Именно поэтому важные объекты снимка располагать следует в этих точках.
Если же мы хотим подчеркнуть статичность предмета, его неподвижность - тогда имеет смысл располагать объект на "мертвых линиях" или в их перечении.
Светуль, вот - разрисовала твою картинку - надеюсь, что ты не против :)
Следующее важное правило — левой руки.
Для большинства людей естественно смотреть сначала в левый верхний угол изображения, соскальзывая взглядом в правый нижний.
Полоса из левого верхнего угла в правый нижний — это так называемая «проходная зона». Все, что в ней расположено, имеет второстепенное значение, и, кроме того, есть четко выраженная направленность движения сверху вниз. Соответственно, то, что расположено в правом верхнем и левом нижнем углах кадра, имеет существенно больший смысловой вес для зрителя.
В соответствии с правилом левой руки, если нужно выделить на фотографии, к примеру, дорогу, то ее лучше пустить из левого нижнего угла в правый верхний. Таким образом, на пути естественного движения, слева направо, взгляд будет «спотыкаться» о границы дороги. Но стоит «отзеркалить» фотографию, и дорога просто потеряется на снимке, глаз не воспримет ее как важный элемент, он будет соскальзывать по ней. Этот пример наглядно демонстрирует не только действие правила левой руки, но и такую особенность человеческого восприятия, как асимметрия. Кадр и его зеркальная копия всегда воспринимаются по-разному.
Существует и другая теория восприятия зон внимания - что взгляд может двигаться по кругу - от верхней правой точки против часовой стрелки к нижней правой...... Но об этом в другой раз :)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ИЗМЕНЕНО
Отдельным постом размещаем две свои фотографии, на которых соблюдено правило трех третей и центр внимания находится в одном из пересечений линий. Снимки должны быть сделаны после урока.
Фотографии, размещенные здесь больше не комментирую.