Хорошая статья по линиям в кадре
Копилкаhttp://www.smart-alien.ru/raznoe/kurs/kompozicia/linii/linii.htm
Более внятно я бы не смогла, поэтому делаю копипаст, чтоб не мучиться. Если смогу когда-нибудь упростить и это - напишу отдельную статью.
Что такое линии в кадре? Какие они бывают? О чём вообще речь?
Во-первых, «реальные» линии. Это самое простое… представьте, что вам надо сделать карандашом приблизительный набросок того, что изображено на фотографии. Для этого вам придётся проводить карандашом какие-то линии на бумаге, так? Длинные линии и короткие, прямые и кривые, ломанные и гладкие… Так вот, эти самые линии, которые вам придётся проводить карандашом на бумаге и есть те самые «реальные» линии в кадре.
Во-вторых, есть ещё и «смысловые» линии. Это такие линии, которых реально на бумаге (или экране) не видно, но они подразумеваются. Например, это линия направления взгляда, линия направления движения, линия наклона головы и плеч при той же портретной съёмке и т.д.
Далее, линии могут быть «ярко выраженными» (для «реальных» линий это значит, что они чёткие и отчётливо различимые, а для «смысловых» - что перемещение по данной линии имеет важное значение для построения задуманной композиции), а могут быть наоборот «слабо выраженными» (фактически, это все остальные линии в кадре).
Длинная (т.е. например не менее трети или половины размера кадра), гладкая и ярко выраженная линия может стать одной из доминирующих линий в кадре (их может быть несколько, они могут быть как «реальными», так и «смысловыми»).
Не очень понятно? Внизу несколько примеров…
Красным пунктиром показаны некоторые ярко выраженные «реальные» линии. Жёлтым пунктиром показаны слабо выраженные «реальные» линии. Синим пунктиром показана ярко выраженная «смысловая» линия. Зелённым пунктиром показаны две второстепенных «смысловых» линии.
Красным пунктиром показано несколько ярко выраженных ДОМИНИРУЮЩИХ «реальных» линий. Жёлтым пунктиром показана одна из НЕ доминирующих «реальных» линий.
Идём дальше…
«Глаз любит» двигаться по линиям, особенно по доминирующим и ярко выраженным,
поэтому если у Вас в кадре присутствует одна или несколько таких линий уходящих за пределы кадра (весьма частая ситуация, например, та же линия горизонта), то глаз, не осознанно двигаясь по ним, тоже будет постоянно «уходить из кадра» - у зрителя возникнет ощущение дискомфорта, словно «что-то раз за разом заставляет» его отвести взгляд от фотографии. Простейшее «лекарство» - разместить на конце(-ах) линии какой-то предмет(-ы). Пример: если линия горизонта на фотографии моря хотя бы с одной стороны будет упираться НЕ в край кадра, а в например скалу, то это будет намного лучше (в идеале – нечто в этом роде на обоих концах линии).
Кстати, этим свойством восприятия (любовь глаза двигаться по линиям), можно даже специально пользоваться. Для этого делают так: линия выходит из левого нижнего или верхнего углов (это для стран с письменностью «слева-направо», для других - наоборот) и заканчивается на каком-то объекте (расположенном, как правило, в одной из четырёх «зон внимания » по золотому сечению, см. далее где это), на котором по задумке зритель должен остановить взгляд.
Если в кадре присутствуют ярко выраженные доминирующие верт. или горизонт. линии
они НЕ должны делить кадр на равные части (пример с линией горизонта, делящей кадр напополам, был в самом начале в разделе «стандартных ошибок»).
Если в кадре присутствуют линии, в реальности соответствующие параллельным линиям
и они в соответствии с законом перспективы сходятся в точку (например, линии обочины дороги уходящей вдаль и пересекающиеся в точке на линии горизонта), то эту точку очень желательно располагать НЕ в центре кадра (обычно её располагают опять же в одной из четырёх «зон внимания» по золотому сечению, про которое будет ниже).
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ.
Если максимально упрощённо, то…
Пример. Посмотрите на рисунок ниже и сравните свои ощущения от двух вариантов построения композиции.
Согласитесь, в том случае, когда край стены ближе к девушке, а горизонт ниже - намного лучше всё смотрится, да? В чём дело? А в том, что в этом случае расстояние от левого края экрана до края стены равно приблизительно одной трети от ширины кадра. И аналогично, расстояние от линии горизонта до верхней границы кадра тоже равно одной третьей от высота кадра:
Откуда взялась эта цифра «1/3»? Ну если быть точнее, то не «1/3» ( => 1:3@ 0.33), а «3/8» (=>3:8@ 0.38) и взялась она как раз из того самого закона «золотого сечения» (золотое сечение – это деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (т.е. АВ:ВС=АС:АВ), это отношение равно примерно 5/8). Именно такое (не ближе и не дальше!) расположение длинных и чётких вертикальных и горизонтальных линий подсознанием воспринимается «как гармоничное» (почему так – никто толком сказать не может, но… но именно так обычно и получается).
Что-то как-то не очень до конца понятно, да? :-)
ОК, опять же, переходим из теоретической плоскости к практической…
Запомни ПЕРВЫЙ рисунок:
Горизонтальные линии расположены на расстоянии 3/8 размера кадра по вертикали от верхней или нижней границы кадра. Аналогично вертикальные линии расположены на расстоянии 3/8, только уже горизонтального размера кадра и соответственно от левого или правого краёв кадра. Рисунок можно растягивать как угодно. ПРАВИЛО ПЕРВОЕ.
Четыре чёрных «жирных» точки на рисунке слева - это те области, в которых «взгляд задержится, отыскивая что-то важное». Эти четыре точки – это и есть четыре дополнительных «центра внимания по золотому сечению» (помимо уже упоминавшегося стандартного центра кадра). В них следует размещать те объекты или предметы (или части их), на которые по вашей задумке зритель должен посмотреть попристальнее, уделить им больше своего внимания при разглядывании фотографии (кстати, также как и при разглядывании картины, также как и кинокадра и т.д.).
ПРАВИЛО ВТОРОЕ.
Если в кадре присутствуют какие-либо протяжённые реальные линии (например, линия горизонта, вертикальные линии дверного проёма и т.д.) или смысловые линии (направление взгляда или жеста, линия изгиба тела или наклона головы и т.д.), то эти реальные или смысловые линии должны по возможности совпадать с одной из шести линий на рисунке слева.
Пример применения этих правил:
Пример применения правила первого (которое про четыре «зоны внимания»).
Три из четырёх центров внимания по золотому сечению (обозначены красными точками на рис. справа) совпадают с определёнными объектами. Левый верхний – с корабликом вдалеке, левый нижний – с головой нижнего человечка, а правый верхний – с головой человечка в дупле дерева. Причём два последних расположены ближе к ртам человечков, что придаёт ощущение, что они разговаривают.
Пример применения правила второго (которое про совпадение линий).
Совпадающие линии выделены красным цветом (остальные – показаны зелённым для ориентира). Как не сложно заметить, совпадает линия горизонта (это «реальная» линия) и смысловые линии: линия по центру ствола дерева, линия тела вертикально стоящего внизу человечка и наконец смысловая линия направления взглядов обоих человечков, т.е. образно выражаясь, так сказать «линия их диалога».
Запомни ВТОРОЙ рисунок:
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ.
Разные, отдельные по смыслу объекты или предметы, должны находится на фотографии в областях, закрашенных на рисунке слева в разный цвет. Или наоборот, специально размещая несколько объектов или предметов приблизительно в области, закрашенной в один цвет на рисунке слева, можно как бы «связывать их», т.е. они будут восприниматься как «связанные по смыслу» и т.д.
Рисунок можно вращать, переотражать и растягивать как угодно.
Четыре чёрные пунктирные линии совпадают с соответствующими линиями из предыдущего рисунка и показаны просто «для ориентира».
Назначение короткой светло-голубой пунктирной линии – это показать, в какой точке короткая чёрная сплошная линия пересекла бы границу кадра, если её продолжить до этой границы.
Иллюстрация третьего правила:
Пример применения правила третьего (которое про «три зоны» для разных объектов).
Оба человечка (связанные друг с другом диалогом «в единое целое», т.е. «связанные по смыслу композиции») находятся соответственно в одной общей области (выделена синеватым цветом). Совершенно отдельный по смыслу и не связанный никак с происходящим объект «горы на дальнем плане» размещён соответственно в своей собственной области (выделена зеленоватым цветом), где кроме них больше ничего нет. Море, солнце и кораблик (заметим, что в принципе, эти три объекта вполне естественно воспринимаются вместе друг с другом) расположены соответственно все вместе в третьей области (выделена красноватым цветом).
Не спорю, возможно правого человечка следовало бы опустить чуть-чуть ниже так, чтобы соответствующий центр внимания располагался ближе к его уху (тогда бы возникло стойкое ощущение, что нижний человечек говорит, а верхний – слушает его). Далее, вместо дерева и дупла, следовало бы наверное его посадит на какой-нибудь например валун или кусок торчащей из земли скалы (а то получается, что единый объект «дерево» явно присутствует как в «красноватой области», так и в «синеватой» - по идее, такого желательно избегать). Но… нет, была конечно мысль сказать, мол так я хотел подчеркнуть то, что… и далее длинный и очень умный монолог, но… но если честно, на самом деле просто было лень заново рисовать и пробовать как лучше :-) Если есть желание и интерес – попробуйте «поиграться» с этим самостоятельно :-)
Ну и напоследок....
наблюдается интересный эффект от ОБИЛИЯ линий определённого типа:
Если в кадре много «ломанных» линий – у зрителя возникает ощущение какого-то напряжения, дискомфорта, «неправильности происходящего» и т.д.
Если в кадре наоборот много «плавных» линий – у зрителя возникает прямо противоположное ощущение покоя, умиротворённости, спокойствия (вспомните те же подчёркнуто округлые формы башенок православных храмов).
Если в кадре много ровных вертикальных линий, то это вызывает у зрителя ощущение «возвышенности», «лёгкости», «невесомости» и т.п. (вспомните например католические костёлы с их обилием вертикальных линий).
Если в кадре много ровных горизонтальных линий – это вызывает ощущение «незыблемости», «основательности», «приземистости», не подвижности происходящего и показанного (хорошо например для показа того же «бетонного бункера, капитально и навеки врывшегося в землю», "древней пирамиды" и т.д.).
Если в кадре много диагональных линий– это наоборот вызывает ощущение динамики, движения, «изменчивости и текучести происходящего».
Стоит помнить, что в зависимости от композиции и конкретного случая, иногда даже одна единственная (а НЕ обилие!) преобладающая линия может «задать настроение» фотографии в зависимости от того, к какому из перечисленных типов она относится!