Питер Пауль Рубенс. Ч2
Обзоры живописиПродолжение этого http://www.babyblog.ru/community/post/mamarazzi/1696700
«Пир у Симона фарисея» около 1618
-Накал страстей. Бурное столкновение разных человеч. характеров.
Во время пира у фарисея Симона к Христу подошла грешница и полила его ноги душистым маслом. Симон осудил Христа- грешница осквернила Христа прикосновением. Христос ответил: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много».
Содержание картины у Рубенса- выходит далеко за рамки конкретного сюжета:
-Широкая шкала эмоций, настроений и «движений души»:
-В группе Христа и, сидящих рядом, трех его учеников - "движения души" сокрытых в её глубине - высоких, благородных чувств доверия, сострадания, сочувствия.
-В группе фарисеев - "движения души" - откровенное безразличие. Взрыва «бурных страстей» — озлобления, гнева, открытой враждебности.
= Неразрешимый конфликт. Бесконечное столкновение. Усилены образными средствами — Драматическими контрастами света и мрака. Покоя и движения, выраженными в рисунке, композиционном ритме и колористическом строе.
= Эмоциональная сила композиции!
= Нет ненужных подробностей. Важная деталь углубляет общую мысль. Даже уносящая кость собака- не как случайный мотив, а живописная метафора алчности.
- Композиция из конфликта за столом перерастает в размышление об бесконечной борьбы добра и зла.
«Пир у Симона фарисея» не является целиком собственноручным произведением Рубенса, а исполнен по его эскизу учениками. Рубенс лишь завершил работу.
К концу 1610-х годов, практика использования многочисленных учеников и сотрудников художника (особенно при работе над картинами большого размера и крупными заказами)- стала обычной. Рубенс уже не мог, в отводимые ему сроки, справляться с обилием сыпавшихся на него, со всех сторон, заказов.
Многие современники художника, да и он сам, на том этапе творчества, значительно выше ставили идею произведения, его замысел, группировку масс, а не качество исполнения.
Также, силами мастерской Рубенса, была создана:
«Снятие с креста» (В Эрмитаже)
При частичном участии Рубенаса, были исполнены картины: (т.к. ему заказывали повторение этой полюбившейся композиции)
«Венера и Адонис» около 1614
Рубенс всегда сам сочинял композицию будущей картины- на небольшом эскизе. По этому эскизу его ученики писали картину на большом холсте. Потом Рубенс проходил кистью по бол. эскизу и сам исполнял наиболее важные места. Рубенс «тщательно обучал» своих учеников и «использовал их в соответствии с их склонностями и способностями».
Посмотрите еще раз на картину «Пир у Симона фарисея». Лучший из учеников, по мнению Рубенса, был ван Дейк. Он-то и написал - головы двух апостолов, - ближайшего к Христу (закрывшего рот платком) и показанного в фас, справа от толстяка в шапочке. Причем эти образы отличаются от фигур на разработанном Рубенсом первоначальном эскизе. Очевидно, ван Дейку была предоставлена значительная свобода в исполнении порученной ему части. Рубенс доверил талантливому портретисту, ван Дейку- передать внутренний эмоциональный мир человека и раскрытие динамики человеческой души. А это только усилило остроту положенного в основу композиции драматического конфликта.
В соём доме, Рубенс, организовал школу гравероврепродукционистов. В школе, ученики, делали рисунки гризайлью по композициям Рубенса. Сам Рубенс почти не гравировал, но энергично вмешивался в работу граверов и направлял её ход на всех стадиях.
Рубенс быстро оценил значение хороших гравюр - как наилучшего средства популяризации своих художественных идей! Его требования к граверам были более жесткими, чем к живописцам. От граверов он требовал неукоснительной точности передачи малейших деталей своих композиций, ища в них хороших, добросовестных исполнителей.
Иногда Рубенс тщательно разрабатывал цветные эскизы маслом. Пример:
«Портрет Шарля де Лонгваля», 1621
Гравюра была выпущена в память о его гибели. Лонгваль был убит при штурме крепости в Венгрии в 1621 году.
Лонгваль: шарф командующего через плечо, маршальский жезл в руке и орден Золотого Руна на шее.
Портретный овал.
Символы его военных и гражданских заслуг - заключены в венок из лавровых и дубовых листьев, вокруг овала.
Справа от овала — Геракл с палицей- олицетворение Силы Он попирает ногами фигуру Раздора (змеи вместо волос) и семиглавую гидру Зависти. За ним — крылатая фигура Согласия, передающего державу имперскому орлу.
Слева от овала — Безопасность, скорбящая о смерти своего защитника. За ней -крылатая Виктория, в шлеме, протягивает орлу пальму мира.
В нижней части — алтарь, и два скрещенных факела — символ траура. Слева и справа от алтаря — скованные мужские и женские фигуры покоренных рек и городов.
На алтаре оставлено место для посвятительной надписи, а над нею помещен щиток для герба.
Аллегорические фигуры обрамления - воплощают идею мира и единения как основную цель военных побед.
Язык аллегории был широко популярен в то время. Рубенс широко пользовался этим языком в своей исторической живописи. Язык был -живым и действенным средством выражения, (высоким слогом говорил о современной исторической действительности и воплощал абстрактные понятия в живых образах). Основу этого языка составляло всестороннее знание античности — ее эмблематики, литературы, изобразительного искусства. Также Рубенс великолепно знал латынь.
Рубенс очень любил читать. Любил когда читают вслух ему.
Рубенс коллекционировал древности: собирал скульптуру, изделия из металла, античные монеты («медали») и особенно глиптику — резные камни. У себя дома, он построил круглую залу с единственным окном наверху, чтобы добиться совершенно ровного освещения- там разместил свое собрание художественных произведений и всяческих чужеземных редкостей.
Собирая свои коллекции, Рубенс стремился не упустить ничего для себя интересного. В 1618г, он обменял некоторые из своих картин на античные мраморы, у посла из Голландии.
Одной из картин, для погашения счета на мраморы, Рубенс предложил произведение небольшого размера:
В Эрмитаже, "Уход Агари из дома Авраама", между 1615 и 1617
Это была одна из лучших «кабинетных» картин мастера. Это были его собственноручные работы — эскизы маслом и картины «кабинетного» формата. Их, Рубенс, предпочитал писать на дереве дуба.
Такой эскиз, Рубенс выполнил перед большой работой:
«Охота на львов», 1621
Никак не могу найти нормальную репродукцию этой картины. Это изображение тоже, для меня, сомнительно.
Попозже еще поищу и расскажу о ней в след. части)
To be continued ...
Могу что-то не правильно писать. Так что- простите, если что)
Источник- интернет :) Отсюда