Питер Пауль Рубенс. Ч1
Обзоры живописи..Когда читаешь статьи- большинство потом забывается) А когда читаешь, думаешь, копируешь, вставляешь, правишь, хотя бы в электронном виде- уже намного продуктивнее)))))) Ну, не от руки же писать, всё-таки :) А тема ОЧЕНЬ интересная!
Так что, для себя и для вас, по мере своих возможностей- буду создавать посты =)
Читайте. Впитывайте каждую строчку. Думайте. По ссылке пройдите и там посомтрите, почитайте.
Приятного ;)
1. Биография: Бегство с семьей. Отец умер. Тяжелые переезды. С 14 лет лет учился живописи у своих родственников-художников. Крупные мастера многому его научили. + Латинская школа дала стремление.
В 1598 году получил звание свободного мастера.
Неутолимая жажда знаний, неустанное стремление к совершенствованию мастерства- неотъемлемые качества натуры Рубенса.
В 1600 году отправился в Италию. Приехал туда уже с багажом знаний и представлением и освоей дороге в искусстве. Италия расширила кругозор искусства. Италия помогла выработать свой собственный художественный язык.
Работал придворным живописцем- во дворце копировал картины- богатейшие собрания произведений искусства, пользовавшехся мировой известностью.
Первые его самостоятельные работы (не копира) - были портреты.
"Не его руки", но руки его соотечественника - «Портрет Маргариты Савойской, герцогини Мантуанской». См. как писали тогда, около 1608 года:
Работа Поурбуса - савойская принцесса в свадебном наряде невесты Франческо Гонзага.
= Тип официального репрезентативного изображения (Для придворного искусства Испании в 16-17вв.)- стал интернациональным.
"Поражает некоторой дисгармонией: пластичность головы и кистей рук VS бесформенность объемов фигуры. Пластика открытой кожи и фигура, закованная в геометричность объемов платья (драгоценная расшитая "броня")."
Одновременно, примирение дисгармонии = гармония единства, гармония обще-выстроенного портрета (утонченность вкуса, мастерство).
Придворный портрет 17в: Одинаковые позы, жесты. Драпировка фона. Передача мельчиайших деталей одежды. Искусное мастерство, но не творчество, т.к. многие писали так - одинаковые портреты.
Рубенса не устраивало пистаь то, что могли бы написать обычные придворные живописцы. Рубенс ценил свой талант )) Такие рамки, для него, оказались жесткими.
Но он всё-равно, учитывая укоренившуюся практику написания портретов того времени, вдохнул новое свежее, освобождая от жесткости письма, застылости композиции, напряженности образов.
Рубенс внес в портрет- Свободу. Жизнь. Фон- пейзажный или архитектурный.
Более всего это раскрылось- в алтарных композициях - картинах для итальянских церквей, в .
В Эрмитаже есть эскиз алтарного образа, одной из таких композиций - "Поклонение пастухов":
(В раннем творчестве, Рубенс, выполнял эскизы- изображение будущей композиции в меньшем масштабе, чтобы показывать их заказчикам).
"Поклонение волхов (пастухов)" 1608год:
Рубенс глубоко постиг живописную итальянскую культуру. Его считали "своим".
"Поклонение пастухов" - одна из самых его "итальянских работ":
-Два яруса- верхний- парящая группа + нижний- Мария с младенцем.
-Общий принцип построения композици- пло диагонали в глубину ( по трем головам: пастух во весь рост-обернувшийся юноша-пастушка, всплеснувшая руками-к младенцу).
Прототип- Корреджо - "Поклонение пастухов" (Ночь)
+ Переработка Караваджо «Мадонна пилигримов»
-Рубенс впитал и прявил: Свободу мазка. Глубокую и Насыщенную красноватая тональность - от венецианской живописи (использовал тонированный красный грунт). Рубенс глубоко чтил Тициана (венециан. живопись)
-Младенец излучает яркий свет.
-Рубенс подчеркивает материальность - как будто открывается реальность. (Всё это супротив итал. Корреджо).
-Теснее сближает фигуры.
-Мария приподнимает покрывало, показывает младенца Христа - пастухам.
-Вся группа у границ переднего плана- зритель вовлечен в происходящее, оно рядом.
-Ощущение живого соприкосновения: Телесность осязаема. Развернуть композиции к зрителю.
-Рубенс убирает из композиции Корреджо быка и осла.
- У Корреджо ассиметричная композиция. Композиция Рубенса - строгая согласованность и равновесие всех частей. Торжественный строй. Монументальность.
Рубенс изучал античную пластику. делал зарисовки с тех памятников, которые его поразили. Копируя, он искал в каждой статуе -живую модель, послужившую ей прообразом.
Он пристально вглядывался в достижения художников, работавших рядом с ним. Не пропуская новинки искусства.
Рубенс искренне восхищался современниками: Аннибале Карраччи и особенно Караваджо.
Караваджо (итал.живопис.) сочетал монументальность образа с почти физически ощутимой его воплощением.
Рубенс копировал - Караваджо, «Положение во гроб»
Далее, у Рубенса умирает мать. И Рубенс остается жить на родине. Рубенс женился. На родине никто не мог соперничать с Рубенсом.
Мастерская Рубенса: появились многочисленные ученики и помощники. Рубенсу пришлось откланять многи епросьбы принять людей в число своих учеников. Он умел учить ремеслу, развивать индивидуальные склонности каждого из своих учеников.
Рубенс привел в систему главные законы своего искусства, разработал общезначимый художественный язык.
В Эрмитаже: «Христос в терновом венце», около 1612
«Отцелюбие римлянки», около 1612
«Статуя Цереры», около 1615
В цвете
Им характерны пластичная красота:
-Ясность композиционной структуры.
-Пластичность моделировки фигур.
-Знание античного канона пропорций.
-Насыщенные, открытые цвета.
-Плотный белый меловый грунт.
-Огромная внутренняя эмоциональность.
"Христос в терновом венце" - Скрытая динамика, волевой накал в мускулах фигуры Христа. Герои Рубенса- Высокие примеры стойкости. Несломленности человеческого духа.
"Отцелюбие римлянки" - духовный порыв объединяет фигуры отца и дочери. Статичная форма классического треугольника. Драматизм. Герои Рубенса- Героическое начало в человеке. Способность к подвигу.
Вдохновлялся античностью, литературой, мифологией, памятниками древности; для первотолчка к собственным композициям.
А «Статуя Цереры» -конкретный античный памятник - Статуя богини растительности и земного плодородия. Но Рубенс всё-равно:
-Поместил скульптуру в архитектурную нишу, где белизна мрамора выделяется еще рельефнее.
-Холодный тон.
-Теплота детской кожи.
-Яркие краски плодов.
-В позу памятника внес легкий изгиб - движение. Стремился ощутить в камне биение сердца.
Источник вдохновения- зарисовки памятников античного искусства из Италии. Но нужно понимать разницу между камнем и изображение- трактат "о подражании статуям". Он вдыхал жизнь в мрамор.
«Союз Земли и Воды», около 1618
Как же я любила репродукцию этой картины, на даче..когда я была маленькая =))))))) Очень любила!
Благодетельный союз двух стихий — Земли и Воды, без которого невозможна жизнь, который дарует человеку все земные блага.
Картина завладевает вниманием зрителя с первого взгляда. Рассчитана на активное сопереживание зрителя. Рождает ощущение сопричастности.
-Скомпонована по принципу -фонтанной скульптуры. Группа картины открывается навстречу зрителю: выплывающий тритон, трубящий в раковину и, играющие в воде, путти выносятся волнами за пределы рамы - как бы к ногам зрителя.
-Живописная светотень.
-Динамика. Динамика связана с изображением человека в момент наивысшего напряжения его физических и духовных сил, обуреваемого страстями и подчиняющего себе их. От высот человеческого духа до сферы самых низменных чувств и неподвластных разуму инстинктов.
-Отражение, в искусстве, оттенков человеческих эмоций.
Экспрессия Рубенса- мастерство изображения «движений души»: бурная и сокрытая в глубине души.
"Рубенс впитывал всё чужое, был переполнен величайшими образцами, но следовал тому началу, которое носил в самом себе" Делакруа
To be continued ...
Могу что-то не правильно писать. Так что- простите, если что)
Источник- интернет :) Отсюда