Картинка для привлечения внимания:)) Что это и откуда - ниже:)
Продолжаем ТН Деревня на Руси (стартовали с Анастасией, но эта тема уже целиком собственно скомпонованная) - в этот раз интересуемся костюмами жителей нашей деревни. Занятие затянулось у нас надолго ввиду сада, болезни и т.п., поэтому пусть вас не пугает обилие видео, все это смотрелось в разные дни. К тому же активных занятий особо не было по причине болезни.
Посмотрели
видео, тематические картинки с мужиками и бабами:) Называли предметы их одежды и обуви. Прослушали раздел про одежду у
Чевостика.
Женская одежда и головные уборы
У нас есть 3 куколки в народных костюмах от ДеАгостини. Посмотрели на их наряды. поводили хороводы. Девочки, с этими куколками, оказывается тоже целое увлечение у народа - собирают, меняют, улучшают!
Одели бумажных куколок, назвали их Уля и Филя и разыграли шутливую сценку (Алиса была за Улю, я ей говорила ее реплики:)) (
источник):
Уля: Здравствуй, Филя!
Филя: Здравствуй, Уля!
Уля: Что, Филя, мать гостинцы прислала?
Филя: Мать прислала лепешек-оладушек.
Уля: А где же они?
Филя: Я их под лавку положил.
Уля: Экий ты чудак!
Филя: А ты бы, Уля, как?
Уля: Я бы их в печку положила, ты бы пришел и поел тепленькие. (расходятся, возвращаются обратно)
Уля: Здравствуй, Филя!
Филя: Здравствуй, Уля!
Уля: Что, Филя, мать гостинцы прислала?
Филя: Мать прислала сарафан.
Уля: А где же он?
Филя: Я его в печку положил.
Уля: Экий ты чудак!
Филя: А ты бы, Уля, как?
Уля: Я бы его на плечики в шифоньер повесила, чтобы не помялся. (расходятся, возвращаются обратно)
Уля: Здравствуй, Филя!
Филя: Здравствуй, Уля!
Уля: Что, Филя, мать гостинцы прислала?
Филя: Матушка прислала коровушку.
Уля: А где же она?
Филя: Я ее в шифоньер на плечики повесил, чтобы она не помялась.
Уля: Экий ты чудак!
Филя: А ты бы, Уля, как?
Уля: Я бы ее в хлев отвела, водой напоила, сена задала. (расходятся, возвращаются обратно)
Уля: Здравствуй, Филя!
Филя: Здравствуй, Уля! Уля: Что, Филя, мать гостинцы прислала?
Филя: Матушка прислала Настеньку.
Уля: А где же она?
Филя: Я ее в хлев отвел, водой напоил, сена задал.
Уля: Экий ты чудак!
Филя: А ты бы, Уля, как? Уля: А я бы конфетками угостила, чаем напоила. (расходятся, возвращаются обратно)
Уля: Здравствуй, Филя!
Филя: Здравствуй, Уля!
Уля: Что, Филя, мать гостинцы прислала?
Филя: Мать прислала свинью.
Уля: А где же она?
Филя: Я ее конфетами накормил. Да чаем напоил.
Уля: Экий ты чудак! Филя - простофиля!
А вот Маше кокошник велик оказался:)
Тогда предложила Алисе шаблон кокошника, хотела, чтобы она украсила пластилином. Отказалась, потребовала краски. Смешала все, получила серый. Мы говорим, надо же, чтобы яркий, цветной, красивый, добавь желтых, красных узоров. В итоге сверху намазано красным:)) Показала, как делать орнамент из пластилина, но она все равно не захотела.
Еще склеили таких матрешек, назвали цвета их сарафанов, размеры и немного поиграли в прятки.
Искали тени
Подбирали наряды по цвету (
ТК Россия от М. Суздалевой)
Еще раз проговорили про суть и символику орнаментов в украшении одежды. Посмотрели некоторые варианты.
Я нарезала остатки липкого материала от
набора и выдала Алисе элементы для украшения сарафана. Вот что накреативил мой маленький дизайнер:)
Потом нарядились и устроили "танцевальный" орнамент - если я показывала кружок, Алиса приседала, линию - кружилась. Танцевали под шутливую песню
Во кузнице.
Вместе раскрашивали (думаю, понятно, где чья работа:)), но иначе уговорить не получалось.
Рубахи
Тут мы много времени посвятили изготовлению одежды изо льна. Прочитали "Как рубашка в поле выросла", параллельно подбирали соответствующие картинки
(
источник). После я попросила Алису по карточкам выпложить логическую последовательность, но пришлось помогать.
Посмотрели, как
учительница рассказывает о процессе выращивания льна с детками. Много разговоров, часть я проматывала. Вот
еще ролик, но мы пока не смотрели. Много информации на сайте
Родная тропинка. Возможно, мы попробуем инсценировать процесс выращивания льна в одном из следующих занятий по этой теме.
Сделала Алисе массаж "БИЛИ ЛЁН"
Били лен, били - стучать кулачками по спине.
Топили, топили - растирать ладонями.
Колотили, колотили - похлопывать.
Мяли, мяли - разминать пальцами.
Трепали, трепали - трясти за плечи.
Белы скатерти ткали - чертить ребрами ладоней.
На столы накрывали - поглаживать ладонями.
Обувь
Конечно же, лапти. Показала Алисе, как наматывали портянки, завязывали лапти. Ваня, правда, у нас в исподнем:)) Решила сначала ему сшить рубаху и порты, но первый опыт оказался неудачным. И я решила (вспоминая пост Лизы:)), что не буду продолжать попытки дальше. На бегу лучше этого не делать, очень хотелось бы заняться этим всерьез, но пока не получается.
Спела Алисе частушки, она не очень поняла, наверное, но слушала с улыбкой.
Ах, Алеша, ты, Алеша,
У тебя гармонь хороша.
Лапти новые скрипят,
Танцевать ему велят.
2. Гуляй, Матвей,
Не жалей лаптей,
Тятька лыка надерет.
Лапти новые сплетет.
3. Наши девки нарядились,
Надушились, набелились,
Девки в гости званые
Только лапти рваные
4. Как на празднике Кирилл
Всех изрядно уморил.
Оба лаптя развязал.
Пляску русскую сплясал.
Поиграли в народные игры: кто дальше бросит лапоть и Башмачник (хотя вдвоем, конечно, совсем не весело).
Башмачник
Играющие становятся в круг и берутся за руки. В середину круга садится на скамеечку «башмачник» и делает вид, будто шьет сапоги, напевая:
- Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки!
В это время играющие быстро ходят по кругу, произнося слова:
- Примеривай, примеривай!
После этого «башмачник» должен, не вставая со своего места и не передвигая скамейки, протянув руку, поймать кого-нибудь из участников игры. Пойманный и «башмачник» меняются местами.
Ну и, наконец, вернемся к заглавному фото:)) Попались на глаза такие очень милые открытки с детками. Я решила что-то воплотить с Алисой (хоть и не совсем, прямо скажем, деревенские дети:)) Вот что получилось (а как бы славно вышло с профессиональным фотографом и тщательно подобранным реквизитом!).
С последними открытками примем участие в Конкурсе «Живые картины».
На этом мы не заканчиваем наше изучение русской деревни:)) Все в самом разгаре!