Музеи для малышей (дошкольников)
Музеи и выставкиЯ очень люблю детские экскурсии. Со старшей дочкой мы постоянно ходили по музеям и выставкам, мы были в очень многих музеях Москвы, Европы и других стран, мы много раз бродили по залам Третьяковки, и смотрели произведения искусства в Лувре и Прадо, десятки раз ездили в Дарвиновский и были в восторге от зоопарка в Чехии, изучали историю в музее Москвы, удивлялись культуре майя и ацтеков в антропологическом музее Мехико, и были очарованы музеем маяка в Испании и т.д и т. п.
Музеи - это память, это история, это возможность воочию увидеть то, что нельзя встретить в обычной жизни, это познавательная деятельность и эмоциональное развитие. В силу возраста, маленьким детям сложно мысленно вообразить размеры слона или представить, как это находиться внутри ракеты, или по картинкам из книги почувствовать мощь Богатырей Васнецова.
На мой взгляд, посещать музеи лучше с экскурсией, ведь то, что мы знаем, дети от нас и так услышат, а там есть возможность получить новые знания, другая подача материла. И кстати, взрослые тоже часто делают для себя открытия, на вот таких да-да детских экскурсиях.
И вот сейчас, у меня опять маленькие дети, и я опять с удовольствием окунаюсь в музейную тему. И с радостью хочу отметить, что стало намного больше музеев, где проводят экскурсии не только для школьников, но и для деток садовского возраста, а недавно даже увидела экскурсии для двухлетних!!! малышей; появилось много новых интерактивных экскурсий, где можно потрогать, подвигаться, поиграть; стали популярны квесты в музеях и огромное количество всевозможных мастер-классов. И это здорово!
А еще очень классно посещать музеи со своей компанией единомышленников, которые тоже любят искусство или интересуются историей. Например, у нас есть свой МУЗЕЙНЫЙ ЧАТ для ДОШКОЛЯТ, где мы собираемся вместе на ту или иную экскурсию (если кому интересно, пишите в личку, кину ссылку. внимание! у нас в основном экскурсии для детей ДОШКОЛЬНОГО возраста).
Что еще хочу сказать, спрос рождает предложение, и сейчас появилось много компаний, фирм и людей, которые проводят множество экскурсий на всевозможные темы в разных музеях, парках и выставках. Они активно продвигают себя в соцсетях и предлагают много бонусов в виде подарков, «бесплатных» фото и т.д. Во-первых, это недешево, и во-вторых, увы, часто непрофессионально. Мне всегда интересны разные варианты и новые форматы, и мы попробовали уже несколько таких фирм. Итог - разочарование. Из пяти последних экскурсий (фирмы разные) только ОДНА!!! , действительно, была «правильная». Я профессионал, я много лет работаю с детьми, и сразу вижу, что неправильно.
Вот, например, основные ошибки таких экскурсий:
- очень много цифр и имен. Поверьте, маленьким детям (а мы ходили строго на заявленный возраст) не нужно такое количество информации, они не могут понять, что такое 5 тыс. лет до нашей эры или 50 градусов жары. Я понимаю, желание молодых экскурсоводов дать, как можно больше информации, но это не на экскурсии для детей 4-6 лет, они мало того, что ничего не запомнят, они просто этого даже не поймут.
- искажение фактов. Для того, чтобы упростить информацию для малышей, экскурсоводы подменяли понятия. «Женщины на Руси носили кокошник, это такая шапка для женщин». Да, кокошник и шапка - это головные уборы, но кокошник не является шапкой. А папирус не является бумагой, это разные вещи. На нашей экскурсии в ГМИИ им Пушкина собрались достаточно развитые ребятишки, многие из них уже были знакомы с темой Древнего Египта и фараонов; мало того, среди нас был мальчик, у которого был папа работает в Египте. Так вот этот мальчик отвечал на все вопросы экскурсовода (ребенку около 5 лет), но он каждый раз «впадал в ступор» , когда девушка называла папирус бумагой, сначала он еще пытался объяснить, что такое папирус и как его делают, но потом «махнул на это дело рукой». И да, Наполеон, никогда не был царем. Царь - это титул монархов Русского государства. Ну в общем, Вы поняли о чем я…
- обилие незнакомых слов для малышей. Как Вы думаете, сколько ребят детсадовского возраста знакомы с понятиями - тюрьма, нимб, курган и т.д.? Правильно, немногие. Если такие слова, действительно, необходимы для использования в процессе рассказа, то их нужно хотя бы вкратце объяснить, возможно показать на картинке, или постараться заменить на более понятные для деток.
- вопросы, рассуждения. Детям нужно задавать вопросы, в том числе открытые (экскурсоводы используйте ТРИЗ!), загадывать интересные загадки. Недавно прочитала занимательную заметку у Ксении Несютиной:
«Такая история. Мы с детьми записались на серию экскурсий по Москве. Гуляем. Гид рассказывает про Кремль. При этом он использует два подхода:
1 Сам что-то рассказывает. Тут детям приходится просто запоминать.
2 Задает открытые вопросы детям и они сами пытаются что-то придумать и выдвинуть гипотезы. Здесь больше включается мышление.
После прогулки разыгрывается интерактивная игра. В ней ведущий задаёт вопросы, которые только что звучали на улице. Гид рассказывал какой Кремль за каким строился: деревянный, потом белокаменный. В игре дети со скрипом вспоминают и сосчитать какой по счету текущий Кремль все равно не могут. Такое ощущение, что дети слышат это впервые… Хотя с момента как им это рассказывали прошло 20 минут.
А вот другой вопрос: "Почему есть башни круглые, а есть прямоугольные". На него гид не дал готового ответа на прогулке и предложил детям самим высказывать гипотезы. Идей было не много и никто из детей не догадался до правильного ответа.
Но когда этот вопрос появился в игре, то дети наперебой начинали рассказывать. Все запомнили. Хотя казалось бы информация гораздо сложнее!»
- отсутствия движения. Ну не могут дети в силу своих возрастных особенностей стоять на одном месте продолжительное время, им физиологически необходимо движение, изменение позы. Знаете, чем мне особо понравилась та единственная экскурсия? (я сейчас пишу только о последних пяти экскурсий через частные фирмы. А так , конечно, есть много чудесных экскурсий, и в том числе, на которых мы побывали). Тем, что часть информации дети «прочувствовали» через тело! Они изображали, как травоядные динозавры отбивались от хищников массивным хвостом, пытались дотянуться до самых верхних листочков, сжимали кулачки и «перетирали» ими пищу, а потом , наоборот, изображали руками острые зубы плотоядных.
- нелогичность построения экскурсии. Вот ходим мы, ходим по Красной площади, экскурсия заканчивается и тут нам говорят, а теперь мы идем искать клад. Здорово! Но к чему? Почему не обыграли эту тему раньше? Не коснулись темы кладов и монет в течение экскурсии? Ведь очень интересно можно рассказать детям, где прятали, зачем и как находили , показать малышам разные старинные монеты с изображением зверей, известных людей, городов и т.д. И вообще, у многих отсутствует логичность в повествовании, перескакиваем с одного на другое, такое впечатление, что надергали кучу интересных фактов и «кинули в один котел», в результате получилось «не вкусно».
- непродуманность деталей. У многих экскурсоводов был с собой реквизит. Раздали интересные предметы посмотреть детишкам. И началось «я хочу того мишку, я хочу эту свистульку» (экскурсантам 3-5 лет). Сумели дать, сумейте сделать так, чтобы не было слез. А еще отдельное мастерство потом обратно собрать, и так чтобы в это время экскурсия не прерывалась. Или например, не точенные карандаши и не пишущие фломастеры, когда надо рисовать. Или пазл, распечатанный на обычном листке А4, который должны собрать дети, а собирает экскурсовод, потому что подул ветер, и листочки могут разлететься.
- заигрывание с детьми. Сейчас я говорю не об игре, это здорово, когда она присутствует, а именно о заигрывании, когда девушка-экскурсовод хочет быть с детьми своей, всех выслушать, всем сказать доброе слово, всем уделить внимание, а в результате получается хаос. Многим детям хочется что-то сказать, и одно дело, дать ответ на загадку, и другое всей группе во главе с экскурсоводом слушать про бабушкиного кота. В общем, я хочу сказать, что детей надо уметь сдерживать, дипломатично и аккуратно их останавливать, и помнить, что дети и родители пришли на ЭКСКУРСИЮ.
- подача информации. Знаете, как на одной экскурсии девушка привлекала внимание детей? Громкостью! Поверьте, если детям интересно, они не будут рассматривать рисунок на футболке у соседа, просить попить-поесть у родителей, они будут СЛУШАТЬ. Сейчас вспомнила чудесный момент, когда мы со старшей дочкой были на экскурсии в Третьяковке, и экскурсовод обратила наше внимание на… стул… стул, у которого были ножки в виде львиных лап. Тихим таинственным голосом она сказала: «Представьте, что ночью, когда все люди уходят из музея, можно услышать легкие шаги…». Дети, взрослые, все завороженно смотрели по сути на обычный стул… стул с лапами животного….
- невладение материалом. Нет, конечно, в рамках экскурсии все хорошо, никто по бумажке не читал, рассказывали много и разного, НО! шаг влево- шаг вправо - и все, «поплыли». Были моменты, когда вопросы задавали дети, были - когда родители. И вот здесь очень видна разница между профессионалами и любителями. Как правило, музейные экскурсоводы, те которые непосредственно работают в музеях, знают в этой области намного больше, чем тема экскурсии, а наши юные леди явно не владеют такими обширными знаниями, да в принципе это и невозможно, многие из них проводят экскурсии по разным музеям. Ну хорошо, можно все не знать, но нужно научиться выходить из таких щекотливых ситуаций. Например, на одной экскурсии девушка явно не знала, что ответить и отвечала «наугад», увы, «угад» не всегда оказывался правдой. А ведь можно обыграть ситуацию, предложить ответить родителям, или отметить какой интересный вопрос и дать его в виде домашнего задания и т.д.
Из положительных моментов данных экскурсий хочу отметить: хорошая четкая организация мероприятий, и видно было, что девушки-экскурсоводы, действительно, старались. А да, еще как правило, на таких экскурсиях делают фото и дарят подарочки. Если честно, по мне, лучше без презентов и дополнительных услуг, зато уменьшить стоимость экскурсий.
В целом, я не переживаю и не жалею потраченных денег, это опыт, и я за то, чтобы пробовать новые форматы и открывать новые горизонты. Везде можно найти свои плюсы и свои минусы. А мы будем пробовать дальше 🙂
Зато! если Вы нашли "того самого" экскурсовода, держитесь за него, постарайтесь попасть на все его экскурсии, возможно, по абонементной программе, возможно, договорившись частным образом. Например, попав случайно на одну экскурсию, мы все были под таким впечатлением от человека, от его знаний, от умения общаться с детьми, ну в общем, профессионализма во всем, что я потом ГОД!!! искала контакты и пыталась попасть к ней на экскурсию. И вот, скоро идем 🙂
p.s. недавно моя старшая дочка поступала в институт культуры, и там был большой тест по искусствоведению. Она позвонила после экзамена, и сказала: «Мама, представляешь, на какие-то вопросы я смогла ответить только потому что мы были с тобой на экскурсиях в музеях!»
С чего начать:
- Дарвиновский музей - на мой взгляд, самый интересный для малышей, большой, много интересных экспонатов. Кроме того, много интерактивностей, тут можно и птиц послушать, и посмотреть, как двигаются динозавры, и животных покормить виртуальных животных и т.д.
- Музыкальный музей им Глинки - тоже много интересного, есть абонементы и экскурсии для совсем маленьких деток
- Зоологический музей МГУ
- Музей сказок «Жили-были» и «Буратино-Пиноккио»
- Музей Космоса
- Третьяковская галерея
- Музей А.С. Пушкина на Пречистенке
- Музей Васнецова
- Палеонтологический музей и т.д.
Натка
Есть какие-то особенные экскурсии в Третьяковке? Да и в других
Не представляю, что там 3хлетке делать
04.09.2019
Ответить
Елена
Третьяковка официально работает только со школьниками. Есть частные фирмы, которые проводят экскурсии для малышей. Хотя на мой взгляд, первое знакомство с Третьяковкой в таком возрасте лучше самостоятельно. Посмотрите Богатырей Васнецова, его же Аленушку и Серового волка с Иван-Царевечем; познакомитесь с Мишками в сосновом бору Шишкина и т.д.
а так для 3х леток уже во многих музеях есть интерактив и экскурсии. Например, начните с Дарвиновского и Музея Глинки.
05.09.2019
Ответить