дневник читающей мамы апрель 2020
дневник читателяВ этом месяце прочитала много, но больше половины перечитывала старое.
И.Ильф, Е.Петров 12 стульев - решила перечитать, благо книга теперь есть дома, хоть и дешевенькая, но своя( Фильм Гайдая я в детстве обожала, наверное, по количеству пересматриваний этот фильм у меня лидирует( Даже муж, когда мы стали жить вместе, обратил внимание на мой нездоровый (по его мнению) интерес к этому фильму! Считаю, что это лучший фильм по книге, а Гомиашвили - лучший Бендер вообще из всех( Кстати, решила пересмотреть фильм с Мироновым освежить память. Первую серию я посмотрела около года назад, когда купила и перечитала книгу. Теперь добила все остальное. Впечатление не поменялось. Из Бендера сделали какой-то манекен. Киса как-то теряется. Ни одной сцены на натуре!!! Очень жаль, что у Гайдая не было возможности снять фильм полнее. А вот книгу я читала всего пару раз. (С Золотым теленком все вышло наоборот. Читала книгу миллион раз, фильм смотрела редко). И сейчас, перечитывая эту книгу, я постоянно представлю себя образы из фильма, интонации героев. То, чего нет в фильме, кажется мне не таким уж интересным. Наверное, потому, что они не были тысячу раз перечитаны, обдуманы.
Золотой теленок - прочитала быстро, но какого-то особого удовольствия не получила, к своему удивлению. Все-таки, видимо, есть предел, пресыщение. Ну и настроение тоже влияет. Все равно хорошая книга, и я рада, что теперь она есть у меня дома.
Д. Роулинг Гарри Поттер и Кубок огня (аудиокнига) - первые 3 книги я прочитала, освежила в памяти, а вот 4 часть поймать никак не могла, а потом вообще все закрыли, и я решила послушать ее в аудиоформате. Слушала долго, тк далеко не всегда выпадает такая возможность. Помню по своим подростковым впечатлениям, что эта часть была очень интересной. Но конец книги меня неприятно удивил. Я уже забыла все это, хотя основной сюжет помнила неплохо. Видимо, память стерла плохое( Я считаю, что смерть ученика была тут лишней. И вообще, будучи взрослым человеком я, наверное, более серьезно отношусь к этим вещам.
Гарри Поттер и орден Феникса - эта часть была для меня совершенно новой. Но меня заранее предупредили, что 5 часть довольно нудная и не самая удачная, поэтому я была готова. К тому же книга оочень толстая. Действительно, сначала очень много "нытья" - у Гарри, видно, начался переходный период, потому что он постоянно ноет, обижается, ему все не нравится и тд и тп. Мне вспомнился герой книги про орден драконов, который тоже был склонен к такому поведению. Ну и общий фон - все плохо, одни плохие события...Опять Гарри в школе изгой, большинство считают его психом.. Было это уже, не интересно. Но потом ситуация улучшилась, стало интересно. В общем, слишком большой объем книги, много пессимизма и нытья в начале - это минусы. Но все же книга интересная, сюжет захватывающий. Очень хочется прочитать следующую часть, но придется опять слушать.
В. Крапивин Голубятня на желтой поляне - перечитала замечательную фантастическую книгу Крапивина.
Б.Алмазов Оглянись! - в книгу входят две повести. По сути, они являются продолжением друг друга по времени, но главные герои в них разные . В первой повести Деревянное царство герой Петька - большой врун и фантазер. Прочитав множество книг, он мечтает о подвигах, насыщенной жизни. На каникулы его отправляют в глухую деревню, и от этой поездки он не ждет ничего хорошего. (Вспоминаю Сотника, Крапивина - были похожие сюжеты). Но поездка оказалась совсем другой. Именно в деревне Петька понял, что такое настоящая жизнь, настоящие ценности.
Во второй повести герой Леша - ровесник Петьки, но у него проблемы гораздо серьезнее. Он достаточно сложный мальчишка. К своему 7 классу Леша вынес горькую правду - главное в жизни - сила и деньги. Он полностью отдается дзюдо, чтобы чувствовать себя уверенным, уметь постоять за себя, выглядеть крутым. Однако у него вообще нет друзей, он очень одинок. Однажды вся жизнь Леши рушится - мать собирается выйти замуж, что он расценивает как прямое предательство и доказательство того, что она его не любит, из секции дзюдо выгоняют, отец отказывается взять его к себе... Леша попадает к незнакомому ему художнику, который кажется ему супергероем, и они приезжают в ту самую деревню, где провел каникулы Петька. Через какое-то время Леша понимает, что и художник, и его отец, которых он считал "крутыми" - обыкновенные воры , но выбраться из этой истории оказывается не так-то просто... Он тоже "перерождается" благодаря деревне, деревенским людям. Но это перерождение происходит очень медленно, Леша упорно не желает открыть глаза, признать, что он был не прав, что его идеалы были ложными.
Сначала первая повесть мне как-то не очень понравилась. Язык показался суховат, чего-то не хватало. Вторая повесть мне понравилась больше. Она более напряженная, более динамичная. Но во время чтения второй части я стала как-то по-другому оценивать и первую. Они обе в своей целостности воспринялись по-другому. И вот, закончив читать книгу, я вдруг захотела перечитать ее заново. Не помню уже, когда такое со мной случалось. И перечитала.
Я вспомнила, когда мы в школе проходили писателей-деревенщиков - Распутин, Астафьев и др. (к разговору о литературе в школе - вот что-то остается, запоминается, а вот в универе у нас 20 век крайне плохо изучался, оттуда ничего не вынесла), то говорили о том, что основные их темы - уход людей от природы, от своих корней, о том, что это приводит к разобщенности, к самым плачевным результатам, к трагедии. Так вот здесь я увидела то же самое, только в детско-подростковом варианте. О городских детях нельзя сказать, что они оторвались от корней - они к ним и не прикипали( Они вообще о них ничего не знают. Петька прожил свои 13 лет, и не знал о том, что пережил его родной отец в годы войны. Ни разу не испытал ни к кому жалости. Дети почти не видятся с родителями, не разговаривают. Духовные ценности, которые должны транслироваться из поколения в поколение, для них заменили импортные шмотки, жвачки, идеал легкой жизни (для Леши идеал - его отец, бармен, который хорошо зарабатывает на чаевых, и к тому же потихоньку спекулирует), или абстрактные "книжные идеалы" - романтика, подвиги. И если бы не случилась в их жизни эта случайная поездка в деревню, возможно, эти идеалы так и остались бы для них главными в жизни. Только в деревне Петька понял, что такое настоящая жизнь. До этого жизнь его была такая: "Будильник, манная каша, дорога в школу, "АБДС равняется...", "Волга впадает...", "Александр Сергеевич Пушкин раскрыл характер..." "Проведите перпендикуляр...", "Новгородское вече было...". Дорога домой, борщ, две котлеты, компот - и опять "АБСД, Волга, вече" только это уже приготовление домашнего задания". Знакомо? А здесь вдруг оказалось, что и он, Петька, способен делать важные, нужные дела, более того - он действительно способен совершить подвиг! Да, настоящий подвиг!
Тема народного творчества, искусства, которой уделяется важное место в книге, для меня оказалась несколько неожиданной. Наверное, сейчас она уже неактуальна - все, что можно было разворовать - разворовали, что можно было спасти - спасли, что можно было перенять - переняли. Но забывать об этом нельзя.
В общем, подводя итог, хочу сказать, что творчество Алмазова отличает обращение к действительно серьезным темам и проблемам, тем, которые надо осмысливать, оценивать, обдумывать. Я рада, что купила и прочитала эту книгу. Уверена, что буду к ней возвращаться.
Мне вспомнился "президент" Козлова, книги Крапивина, перечитала бы, кстати, с удовольствием. Но в чем отличие того же Козлова и Крапивина от Алмазова - у них герои положительные, и им приходится бороться, отстаивать свои интересы. А у Алмазова герой на распутье, и позиция его изначально "отрицательная". В чем-то это даже интереснее. Но вообще книги нельзя сравнивать. Они просто разные. И хорошо, что они есть. И те, и те. И хорошо, что они мне попались в жизни, пусть и поздновато.
Наверное, неудивительно, что после Алмазова руки потянулись к книгам Крапивина, которые, благо, есть у меня дома. Прочитала Колыбельную для брата и Мальчик со шпагой - обе я уже читала несколько раз. И перечитала с удовольствием.
М. Ибрагимбеков Пусть он останется с нами - книжка удивила своими размерами - оказалась совсем небольшой. Повесть я бы назвала психологической. Она написала от лица мальчика лет, наверное, 13-14. Мальчик, по всей видимости, достаточно спокойный, неконфликтный. Он живет с отцом и бабушкой. Отец - очень сложный человек. Рос в детдоме, безумно любил свою жену, на ребенка любви просто не хватало. А потом жена умерла, и он с головой ушел в работу в милиции. И вот в какой-то момент у мальчика вся накопившаяся обида начинает искать выход. У меня слезы набегали на глаза, когда читала, я вообще остро воспринимаю описание взаимоотношений детей с родителями. Конечно, повесть затронула, оставила след в душе. Но все же мне бы хотелось, чтобы был какой-то более интересный сюжет. Эпизод со львом вполне можно было вписать во что-то другое. И финал. Да, отец обнял сына, может в первый раз в жизни( Но значит ли это, что все изменится? Не хватает чего-то, чтобы можно было вздохнуть с облегчением и быть уверенным, что в этой семье все будет хорошо.
Л.Давыдычев Чумазый Федотик - прихватила эту книгу заодно на распродаже. Отзывы вроде неплохие. Вот решила прочитать, чтобы определить, на какой она возраст - можно читать Лиде или дать ей на самостоятельное чтение. Прочитала - но так и не поняла(( Сначала в книге рассказы о девочке Оле, дошкольнице, и ее дедушке. Они вместе проводят время на даче, в городе. В каждом рассказе - эпизод из их жизни, зарисовка. Взрослым интересно наблюдать за детьми - как они открывают мир, как у них формируются понятия, суждения. Насколько интересно это будет читать детям - не знаю. Может, тем, кто любит такую неспешную, неконфликтную, созерцательную прозу. Остальные рассказы похожи, только про других детей. Меньше всего мне понравился как раз рассказ про Федотика. Он какой-то... странный, непонятный, я бы сказала бестолковый. Я попробую Лиде почитать, если будет время( думаю, она будет слушать, но насколько такая книга нужна и важна ей сейчас - я не знаю.