Первые шаги в самостоятельном чтении
Обучение чтениюС чего все начиналось... с магнитных букв на холодильнике, с поиска гласных звуков в именах родных, рисования букв на песке, мелом на асфальте... Вот гласная "мчится" на встречу согласной - так рождаются слоги. Через пару дней ребенок несёт букварь и просит научить читать. С удовольствием занимаемся несколько дней, пальчиком ведем "А" к "У". Только " М" называем "Эм". Эх, не подумала мама ранее, что читать будем звуки) Перерыв на полгода: убрала из поля видимости все буквы и букварь. За эти полгода я успела подготовиться: изучила материалы по обучению чтению, нашла множество идей для игр со слогами, словами в один, два слога и т. д.
Значительную роль сыграли дневники чтений в ДК. Отдельное спасибо хочу выразить Марине Ника1313: игры с написанными на карточках слогами, словами стали у нас фаворитами. А ещё дети любят игры с мячом. В общем, время проводили весело и с пользой: выполняли действия, написанные на взятой из стопки карточке (например, ем, сижу и т. п.) или бросали друг другу мяч, загадывая слово с искомым звуком (если звука в слове нет - мяч отбиваем, не ловим).
Все буквы к началу чтения не учили. Незнакомые буквы изучались по мере чтения букваря. Без фанатизма читались книги "Аля, буква А и Кляксич" Токматовой, "Азбука бабы Яги" А. Усачева и т. п.
Так сложилось, что букварей было несколько. Ни один до конца не прочитан. Самый первый и самый значимый стал букварь Н. Жуковой: с него начали, по нему занимались дольше. Мне книга импонирует конкретными рекомендациями для родителей.Сноски с рекомендациями есть и на разворотах букваря:
Все тексты со словами, разделенными на слоги. Читать данные тексты, дочь стала отказываться после прочтения маленьких детских книжечек.
Подход к слиянию букв, постепенность прочтения слогов, характерные для букваря Жуковой, наблюдаются в книге "Читарик Смешарик". Отличительной особенностью является то, что ребенок учится читать вместе с героями книги. На мой взгляд, для первого букваря в данном издании много информации о знаках препинания, видах слогов и т. п. К книге обратились, когда читали уже небольшие предложения: закрепили чтение слогов и познакомились со знаками препинания.
Старый букварь 1992 года выпуска разнообразил подход к чтению Н. Жуковой: здесь и картинки для составления/обсуждения рассказа, и экскурс в историю, есть тексты без разбиения слов на слоги. Разнообразие внесли и небольшая тетрадь от изд. Стрекоза "Читаем, пишем, играем" ( на фотографии разворот букваря Н. Жуковой и тетради от изд. "Стрекоза") :
Сейчас занимаемся по "Научите меня читать" О. Крупенчук от изд. Литера-детям и "Тренажёр по чтению" Т. А. Куликовской от изд. "Стрекоза" . Не каждый день, раз в неделю ориентировочно.
"Научите меня читать" включает несколько подходов к формированию навыка чтения, дочь весьма охотно играет-читает:
Перспектива работы с тетрадью "Тренажер по чтению" ребенка в восторг не приводит, особенно, когда отрабатываются чтения сложных для него слогов. Игровая методика автором используется. Есть у ребенка здесь помощница - собачка Чита, буквы ходят в гости друг к другу и т. п. "Помощницу" Читу вырезаем из тетради, для плотности мы ее наклейки на картон:
Читаем обычно по развороту, при затруднениях - по странице и дополняем играми в тему. Результат замечательный: меньше ошибок в чтении слогов, слов соответственно, произношение становится более чётким.
На нижней фотографии внизу разворот тетради "Развиваем технику чтения" (фото обложки выше). Задания однотипные, дочь справляется легко. Для повышения самооценки рекомендую)
Чуть не потеряла из виду еще несколько книг-тренажеров:
"Зайка" - журнал для самого первого чтения. Есть наклейки (в прямоугольниках написаны слова, нужно их прочитать и наклеить соответствующую картинку), разные игровые варианты. В журнале подобраны простые слоги, слова; всего три буквы. Ребусы ребенок год назад категорически отказывался читать, теперь разгадывает:
По двум другим только начинаем читать. "Читаем после азбуки" содержит разнообразные задания, развивающие скорость чтения, внимание. Пока задания на ускорения принимаются с энтузиазмом:
Нижний разворот на фотографиях принадлежит книге "Читаю сам". В нем в основном работа с текстом.
Стараюсь подобными книгами ребенка не нагружать. Тем более сейчас уже выбирает сама, что читать из стопки заранее подготовленных мной книг (по сложности текста).
Визуализация первой самостоятельно прочитанной стопочки отлично поднимает настроение ребенку:

О чем или о ком прочитанный сюжет рассказывает. На непонятные слова задаёт вопросы. Единственное, что меня смущает - торопится читать, "догадывает" слова. Вместо "зайчонка" может прочитать "зайка" и т. п. Если остановить и попросить перечитать, прочитает не спеша правильно.
Хотела зафиксировать сроки, в которые освоили слоговое чтение, перешли к текстам. В октябрьском дневнике чтения 2018 г. была заметка о начале занятий по букварю Жуковой (ребенку примерно 5,5 лет, читали по настроению). В Февральском дневнике чтения 2019г. я отметила опыт совместного прочтения "С Новым годом, Шмяк! " (авт. Роб Скоттон): дочь читала за Шмяка почти все реплики. Потом была книга "Про девочку Машу и куклу Наташу" В. Чижикова.
О первых самостоятельно прочитанных книгах пишу отдельно.
Такой опыт складывается. Верю, что кому-то дневник наш пригодится)