ЧЕГО БОЯЛСЯ ПЕТЯ

Да уж. И как сочетается Петрановская и стишок, где высмеивают ребенка за развитое воображение и чувство страха?
11.03.2020
А зачем их сочетать? Я очень сдержанно отношусь к Петрановской. Единственная книга, которая мне у неё безоговорочно нравится, это "Что делать если..." Но там вроде как раз говорится, что над своими страхами надо смеяться, если я не ошибаюсь.
11.03.2020
У Петрановской в главе про страхи две ключевые мысли, очень важные. Первая. Своего страха не нужно стыдиться, бояться темноты - это естественно, когда-то страх темноты (прежде всего, одиночества в темноте) позволил человеку (как биологическому виду) выжить в природе. Страх темноты связан с работой воображения, а воображение - очень важная и нужная способность. Вторая. Бороться со страхом темноты при помощи ума (рацио) бессмысленно. Даже если ребенок умом понимает, что это всего лишь халат на вешалке, ему всё равно страшно, потому что воображение рисует из очертаний халата монстра. Чтобы победить свой страх нужно обратиться к фантазии. И, прочитав все это, вы вспоминаете стихотворение "на тему". В стихотворении, во-первых, самым грубым образом высмеивается Петин страх и образы, которые рождает в темноте его воображение. А во-вторых, для решения проблемы никак не предполагается использовать воображение. Петя якобы перестал бояться, потому что не захотел, чтобы его считали трусом. В реальности, мы же понимаем, что стыд как мотивация может привести только к одному - загнать страх внутрь. У Петрановской: "И заснуть невозможно, лежишь и трясешься, плачешь уже тихонько, чтобы не услышали и не ругали..." Вот честно, стихотворение Маршака - последнее, что я бы захотела прочитать детям после совместного чтения Петрановской. Если только в качестве примера "как не надо".
11.03.2020
Неужели вы не понимаете разницы между смеяться над страхами (в том смысле, в котором об этом пишет Петрановская - представить страшную ведьму на роликах и с бантиками в волосах и т.п.) и высмеивать, стыдить человека, который боится?
11.03.2020
Посмеяться, оно никогда не вредно. Посмеяться над собой, над своими недостатками и проблемами. Чувство юмора и самоирония в значительной степени облегчает жизнь. Не стоит относится к себе слишком серьезно. Так же как не стоит относится слишком серьезно к этому стихотворению. Так же как не стоит относится слишком серьезно ко всему, что написано у Петрановской. Если есть проблема у ребенка - применяйте описанные ею методы, возможно, они помогут, а могут и не помочь, потому что знаете ли иррациональные страхи могут признаком невроза и иных псих.расстройств, и тогда возможно кроме психотерапевтических методик потребуется еще и медикаментозная поддержка. В остальном, не вижу причин клеймить стихотворение только потому, что оно не пропагандирует психотерапевтические методики, озвученные Петрановской.
11.03.2020
На мой взгляд, "смех" в этом стихотворении не имеет никакого отношения к самоиронии и помощи через юмор. Это самое банальное пристыживание за "трусость", типичный для совка приёмчик ;-) А своевременная и адекватная поддержка ребенка близкими взрослыми очень важна, чтобы не довести до невроза.
11.03.2020
Как по вашему можно научиться самоиронии? Откуда ребенок должен узнать, что над недостатками можно посмеяться? Ну, я не знаю, почитайте, еще что-нибудь по психологии, кроме Петрановской. Терапевтические сказки в психологии строятся по тому же принципу, что и это стихотворение. Вот например сказка из книги "Лабиринт души. Терапевтические сказки" (под редакцией О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева). Выделила чёрным курсивом то, что вы называете "совковым приемчиком". В начале книге там даны описание этого метода терапевтических метафор. Методы, изложенные Петрановской, не единственно возможные и не панацея. В области в психологии всё очень индивидуально, каждый ребенок индивидуален, у каждого свои индивидуальные реакции, мотивации и проч. Ну, правда ведь нельзя мыслить так прямолинейно и безальтернативно. Вам не нравится стихотворение, вы считаете, что вашему ребенку оно причинит вред, нанесет психологическую травму, да ради Бога не читайте, я ж вам не навязываю. Нам стихотворение понравилось и имело положительный эффект. Мы обсудили с ребенком, храбрый не тот, кто не боится, а тот кто умеет справляться со своим страхом, а способы справится со страхом могут быть разные. Какой-то ребенок, прочитав это стихотворение, подумает, вот Петя же смог, значит у смогу, значит у меня получится так. Это тоже мотивация и если она работает, то данная методика терапевтических метафор, ничем не хуже методики Петрановской. 24. Белочка Нуся Возраст: 5-8 лет. Направленность: Страх темноты и одиночества, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость. Ключевая фраза: «Как темно и страшно!» В одном сосновом лесу жила-была белочка Нуся. Была она очень хорошая, добрая и веселая. И бы­ли у нее мама и папа, которые очень ее любили: заботились о ней, приносили орешки, играли, читали на ночь сказки. Но вот однажды зимой Нусины мама и папа ушли в соседний лес за шишками и оставили ее дома одну. Нуся не часто оставалась дома одна, это было для нее непривычно и не очень приятно. В тот день неожиданно поднялась метель, от которой в беличьем домике сделалось очень темно и неуютно. Испуга­лась Нуся. Ей всегда было жутковато, когда наступала ночь и делалось темно. А тут вроде еще ночь не на­ступила, а страшно, да и родителей все нет. Забилась белочка в дальний угол комнаты, сидит и дрожит. Ждет не дождется, когда же придут мама с папой. Нусины зубки так сильно стучали от страха и так гром­ко она вздыхала и охала, что белочка, живущая по соседству, не выдержала и крикнула ей: Эй ты! Маленькая трусишка! Перестань дрожать из-за всяких пустяков! Да,- отозвалась слабым голосом Нуся,- тебе хорошо, ты не боишься. А я одна в темной ком­нате, то и дело чудятся всякие ужасы и привидения. И что же мне делать, если я не могу, не умею быть смелой?! Эх, ты! Глупая плакса,- прокричала соседка.- Я вот тоже одна, в темноте, но я ничего не бо­юсь. А тебе лишь бы поплакать да покапризничать. Обидными показались Нусе эти слова. Собралась она с духом и говорит: Неправда! Пусть я боюсь темноты, но я не плакса и не капризуля. И вообще, я очень даже хоро­шая белочка. Помогаю маме и слушаюсь ее. Но... почему-то мне всегда страшновато в темноте. Хм, нашла чего бояться. Я понимаю, медведя там, волка или охотника. А-а-а... ты, наверное, еще очень маленькая. И как тебе не стыдно! Ведь родители тебя оставили дома одну, как большую, а ты... Слушала это Нуся и все больше понимала, что и впрямь она уже не так мала, раз оставили ее дома одну, как ее соседку. Негоже ей уже дрожать как осиновый листок, оказавшись в темноте. Но как же ей не бояться ее? Напряглась Нуся. Терпела-терпела, думала-думала, как победить ей страх. Наконец, набралась она смелости, вздохнула поглубже и как выскочит на середину комнаты, раз­махивая лапками: - Я самая смелая из всех белочек! Никого и ничего не боюсь! Уходите прочь, страшные призраки и духи! Вот я вам сейчас задам! Осмотрелась она в темноте и почувствовала, что и впрямь ничего не боится и никаких привидений в помине нет. Засмеялась тогда Нуся над собой и поняла, что нечего ей в темноте бояться, разве что соб­ственного страха. А тут, словно испугавшись Нусиной смелости, и метель кончилась, снова на небе появилось сол­нышко. В это же время подошли и Нусины родители: Нуся, Нуся! Как же ты тут одна, без нас, в эту страшную метель? Мы так к тебе спешили! Ничего, мамочка! Мне было ни капельки не страшно!- отозвалась белочка. Вот умница! Совсем ты у нас взрослая. С тех пор Нуся уже никогда не боялась оставаться одна в темноте. Вопросы для обсуждения Чего боялась Нуся? Что помогло Нусе перестать бояться? Что еще можно было сделать?
11.03.2020
Ну и что с того, что пристыживание как прием использует в метафоре некий психолог?.. впрочем, если принципы гуманной психологии для вас абстракция...
12.03.2020
Да, для меня вся психология и психотерапия сами по себе абстракция. Это я, вам как клиент психотерапевта, говорю. Слепой ведет слепого. Как раз сейчас читаю книгу, всегда, художественную, "Лжец на кушетке", но написана американским психиатром и описывает закулисную жизнь американских психотерапевтов. Очень любопытно, кстати. Понравилась одна мысль, высказанная, в диалоге двух психиатров. Прощу прощения, возможно, цитата будет ни совсем точная, т.к.пишу по памяти: " Называть психотерапию наукой все равно, что называть наукой алхимию". Вот прям 100% попадание в мои личные ощущения от общения с этой кастой. Большинство психотерапевтов работают по шаблону. А я также, как автор книги, убеждена, что нет и не может быть универсального рецепта, протокола в психотерапии. Поэтому ровно отношусь ко всему, что пишут психологи. Любые из них. Принимаю к сведению, пробую по мере необходимости, подбираю то, что работает конкретно в моей ситуации, с моими детьми и т.п. Но думаю, спорить с вами бесполезно. Давно заметила, что фанатики от Петрановской, не переубеждаемы. И всегда готовы идти в крестовый поход на еретиков.
12.03.2020
Я не копаю так глубоко литературу. По этому принципу можно большую часть мировой литературы бросить в топку. По-моему, это глупо. В стихотворении не написано, что надо высмеивать чужие страхи, здесь написано, что над этим могут смеяться, и это правда. Прочитав, такое стихотворение ребенок будет готов к тому, что вне семьи над этим могут смеяться. Что в этом плохого? Предупрежден, значит вооружен. Если есть желание, можно обсудить, чтоб сам он так не делал. Мотив преодолеть свой страх ради того, чтоб тебя не считали трусом в коллективе - чем этот мотив плох, если он работает? А вообще по поводу Петрановской. То, что она пишет - это абстрактные модели. Реальный мир далёк от идеальных шаблонов. И сколько лет существует установки Петрановской? Как наши предки жили и воспитывали детей без них-то? Прям даже не знаю.
11.03.2020
🤦🏻‍♀
11.03.2020
К сожалению не вижу, что за смайлики вы поставили, в мобильной версии почему-то их не видно. Хотела добавить, что в стихотворении не сказано, что мальчик загнал страх внутрь, лежит боится и плачет молча, чтоб не ругали. Это ваши с Петрановской домыслы))) не все детские страхи иррациональны. Для многих детей достаточно осознать, что то, что казалось страшным ночью днем оказывалось безобидной вещью. А Петрановская описывает тяжелый случай, когда этого не достаточно. И что с этим делать.
11.03.2020
Да в том то и дело, что недостаточно! Если у ребенка на самом деле страх темноты, то этого не достаточно. Там два фактора: инстинкт (это определено эволюционно, в диком мире оказаться одному в темноте для человека - смертельная опасность) и воображение. Ребенок, может, и перестанет бояться халата, когда поймет, что это всего лишь халат, но его воображение тут же нарисует новые пугающие образы из других очертаний и теней. А если ребенок случайно испугался чего-то в темноте, включили свет, рассмотрели, успокоился и забыл, то это не называется страхом темноты и вообще не является проблемой.
11.03.2020
Какие иллюстрации! Супер) У нас это стихотворение зачитано до дыр уже давно) С моего детства достался вот этот сборник (он практически без иллюстраций):
11.01.2020
Есть ещё вот такая на тему страха темноты https://www.labirint.ru/books/479630/
11.01.2020
Тоже вспомнила стихи на эту тему. Ой Павлина Фоминс Кто забрался в книжный шкаф И листает книжки? Это, может быть, жираф? Или...это мышки? Кто-то спрятался в комод, И шуршит там чем-то. Может быть соседский кот Там жует печенье? За портьерой...кенгуру, В маминых сапожках... Кто там прячется в углу, Слева от окошка? Может это Бармалей В дом пробрался ночью? Ой, включите свет, скорей. Мне же страшно...Очень! Свет включили...чудеса, Нет мышей, жирафа... Оказалось, что глаза Велики...у страха. Не трус Анжела Бецко Я ни капельки не трус, Просто чуточку боюсь Мухоморов и гадюк, Всяких непонятных штук: Джиннов, троллей, великанов, С тараканами стаканов, Без стаканов тараканов, С дыркой маленькой карманов, Всех на -ОВ: клопов, жуков, Комаров и пауков, Червяков, и индюков, И червячных их носов, Всех на -ЖЕЙ: ежей, ужей И особенно моржей, Всех на -ШЕК: лягушек, мошек, Мышек, мушек, вошек, блошек, Всех на -АК: собак, кусак, Задавак, макак и драк, Всех на -ЛЕЙ: шмелей и тлей, А еще густых соплей. Ну а в общем - я не трус. Только чуточку боюсь. Только мигом заберусь С головой под одеяло И начну считать сначала: Индюки, шмели и козы, Комары и паровозы, Паучки и сундучки, Пиджачки, сачки, очки, С великанами стаканы, Без карманов тараканы, И колючки, и вонючки, И жучки, и даже Жучки, Штучки, дрючки, закорючки, Злючки, тучки и пахучки, Щучки, внучки и тянучки - Маловато будет в кучке!
11.01.2020
У нас есть в четырехтомнике Маршака. Том "Урок вежливости". Иллюстрации те же, что и в Вашем издании. С.Маршак. Урок вежливости. Стихи повести в стихах
11.01.2020
Спасибо. Наверно, буду брать. У нас полного сборника Маршака нет. Есть небольшие сборники и отдельные произведения. Дубли получатся. Но давно думаю о том, что Маршака нужно пополнить. Пожалуй, это время настало. Самуил Маршак — Стихи и сказки для самых маленьких = обложка книги Самуил Маршак — Рассказ о неизвестном герое обложка книги Самуил Маршак — Кошкин дом обложка книги Самуил Маршак — Стихи для любимых детей обложка книги Роберт Стивенсон — Вересковый мед обложка книги
11.01.2020
Этот четырехтомник неплох, там довольно много иллюстраций, хотя они и не полностью по сравнению с изначальными изданиями, правда вот в "Чего боялся Петя" - все, что и в Вашем. Но это не полное собрание сочинений. Баллады там есть, но не все, Рассказа о неизвестном герое нет - его пришлось докупать. И наверное есть еще что-то, про что я не знаю, и его в четырехтомнике нет.
11.01.2020
Одного из четырех томов еще и в наличии нет.
12.01.2020
Жалко конечно, но может быть скоро переиздадут?
12.01.2020
Заказала пока три. Круглый год, который отсутствует - наиболее дублируется, может, и не нужен он нам.
12.01.2020
Такое действительно часто бывает, что есть все, дубляж не нужен. А если нужен - наверняка придет к Вам каким-то иным путём. У меня получалось до сих пор всегда книги находить, у которых закончился тираж, но мне очень хотелось их получить.
12.01.2020
У меня эта история вот в такой книге Самуил Маршак — Бабушкины книжки обложка книги Можно попробовать поискать по оглавлениям в сборниках Маршака АСТ - они большие мастера перетасовывать сборники в совершенно невообразимых комбинациях стихов и сказок.
11.01.2020
Хорошее издание)). А мне про страх темноты у Михалкова стихотворение нравится).
11.01.2020
Не помню такого. Что за стих?
11.01.2020
У нас это стихотворение в вот такой книге
12.01.2020
О козе, ёлке и волке Ищу Веселых чижей с илл.Карлова