Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
Сообщество Детские книги

ЗАПИСЬ

Лика 5 января, 00:04 , Геттинген ···

Первоклассное чтение

Мне очень жаль, что за всеми наши большими и радостными семейными событиями прошлого лета я совершенно забросила писать наши с Катей дневники чтения.
И всё-таки, об одной части прочитанных нами летом и осенью книг я не могу не написать - о нашем первоклассном чтении.
Ведь Катя нынче пошла в первый класс, и, конечно, к этому событию у нас дома была подобрана целая выставка книг.


Тут стихи и проза жизни, старинные школы и современные, русские и немецкие. В роли первоклассников тут куклы, слонёнок, маленькая внучка Бабы Яги, и - разумеется - дети. Самые настоящие, живые, с косичками и стрижками, живущие в разные времена и в разных условиях. Но всех их объединяет одно - они идут в первый раз в первый класс. И очень-очень при этом волнуются.
У нас дома тоже все волнуются - как оно там в школе будет? Но глядя на большинство книг из моей подборки я чуточку волнуюсь и о другом - как-то оно будет, понравятся ли мои книги Кате, поймёт ли она их, найдут они отклик, помогут ли они ей хоть чуточку перестать волноваться перед школой?

Должна сказать, что волновались мы все напрасно.))

Мы начали читать с книжек полегче, позаманчивее, на мой взгляд.
Про кукол.

Господи, как же это скучно написано!... Я еле домучала эту книгу, практически в самом начале чтения осознав свою промашку - это не для чтения вслух, это для самостоятельного чтения. Вот там она наверное пошла бы получше - текст простой, шрифт крупный, иллюстрации миленькие.

И сама история незатейливая - девочка Жозефина играет в школу со своими шестнадцатью куклами. Дело происходит сто лет назад и реалии, конечно, совсем другие и язык местами не очень понятен. Приходилось обяснять, почему у кукол такие непривычные имена, почему они все поломаны, почему Жозефина говорит так напыщенно. Но проблемы у Жозефины самые насущные - кукол надо мирить, следить за их внешним видом, учить математике и всё такое. Катя слушала внимательно, но не особо впечатлилась и повторить сюжет в игре не пыталась.

Книжка про маленькую Ёжку у нас не пошла совсем.

Странице на десятой Катя начала скучать - приключения всё-таки совсем не её жанр. И у меня сложилось впечатление, что ей банально рано такое, текст достаточно сложен:
«- Изъясняешься ты, Ёженька, уж больно витиевато и коряво, как министры по телевизору. Ну, ничего, школа тебе поможет. Будет у нас в роду первый учёный»...
На том мы книгу и отложили, практически не начав. Надеюсь, что и Кате школа поможет, вернёмся к книге через пару лет.

Дальше будет веселее.))
Слонёнок пошёл учиться. (Узнаёте фирменную Танину мышку?))

Это первая пьеса, которую я читала Кате, пришлось проявлять чудеса артистизма. Ребёнок был в восторге - смеялась, подпевала, повторяла. И просила продолжения. Но у нас нет, а аудиверсия как-то уже не захватила. Тогда мы прочитали кнжку ещё разок.)) Сюжет всем известен же, да? Слонёнок хочет учиться, но мама никак не может найти ему подходящую школу и в конце концов приводит его в школу для мышей.

Очень весёлая история в стихах! Весьма рекомендуем. ))

Продолжу про стихи. У нас их не так много было в подборке.

Две тонкие книги Агнии Барто.

Восемь стихотворений в бюджетной версии от Махаона,

семь стихотворений в чуть более солидной от Речи. Три стихотворения из них есть в обеих книгах, остальные не пересекаются. Книга от Речи мне нравится больше - и выбором стихов, и форматом, и иллюстрациями, конечно.

Просто её издали позже, поэтому у меня дома оказалось их две. Ибо куда ж без классики?

Зато в в сборнике «Я иду в школу» целых десять современных (ну, как минимум по сравнению с Барто) поэтов.

И хоть далеко не все они непосредственно о школе, не включить его, с таким говорящим названием, я в подборку не могла.

Этот сборник мы читаем выборочно, изредка и будем читать ещё долго. Но как же я довольна, что он ко мне попал! В нём столько всего яркого, неожиданного, радостного!

Тот, кто носит хлеб в полоску
С ананасной колбасой,
Тот, кто в валенках выходит
Под столом гулять босой,
Заводные макароны
Провожает в магазин,
Тот, кто делает зарядку,
Как квадратный апельсин,
Кто весьма во всём серьёзен,
Как педаль от огурца...
НИ ЗА ЧТО ЧИТАТЬ НЕ БУДЕТ
ЭТУ ГЛУПОСТЬ ДО КОНЦА!

Или вот

Ухватясь за грядку цепко,
Поспевала чудо-репка.
Но подкралась к репке Мышка,
Дёрг-подёрг! - и репке крышка.
Как же так она смогла?
И на помощь не звала?
Мышка сказок не читала -
Мышка се-е-ерая была.

Наталья Забила. Маленькая школьница.

Стихотворение даже ещё и не про моё детство. Школьная форма у меня, правда, была похожа, и даже портфель.
Но вот машины, мебель, обувь - из другой, более ранней и более столичной жизни, у моей мамы таких ботинок наверняка не было.

Ах, да, само стихотворение очень трогательное, хорошо передаёт волнение первого школьного дня, поэтому очень хорошо попало в наше настроение.

Ещё две книги из тех же времён, с такими же школьными формами, портфелями, чернильницами, раздельным обучением мальчиков и девочек...
Рахиль Баумволь. Самый большой подарок.

Не смогла я пройти мимо таких родных рисунков Пахомова в этой книге.

И рассказы в ней такие же родные, простые, даже где-то самые обычные - как раз то, что Катя любит, никаких приключений, обычные дети, их мамы, бабушки, просто жизнь. И ничуть её не смущает, что всё это было давным-давно, потому-что девочки с тех пор всё-таки мало изменились. Жаль, что книжка короткая.

Но по счастью была ещё одна, длинная.
Евгений Шварц. Первоклассница.

Вот тут уж было, что прочитать про девочку Марусю. И вы не поверите, но у нас даже нашлось общее. Например, у нас тоже дети сначала учатся писать карандашом, а когда готовы сдать тест, переходят на чернила. У нас, правда, уже не чернильницы, но всё ещё перья, не шариковые ручки. И дежурные у нас тоже есть, хоть и функции у них другие. И парами ходить долго приходится учиться. И в первый раз в школу идти так же волнительно. И учительница неизвестно какая достанется - тут нам повезло, молодая, симпатичная и добрая.

Словом, я напрасно волновалась , Катя с Марусей подружились.

А ещё с Таней и Алёнкой из книги Любови Воронковой «Солнечный денёк».

Они ведь тоже пошли в школу, а я ведь про них чуть было не забыла!

С ними нам было сложнее - это Лена у меня выросла в деревне у бабушки и ей не надо было объяснять, что такое покос или дойка. А Катя хоть и живёт по моим меркам в самой что ни на есть деревне, но жизнь тут и теперь совсем другая. Спасибо ютубу, выясняли как работает жатка, например. Или зиму вот, возьми. Даже представить не может, что такие морозы и снегопады бывают, что в школу разрешают не ходить. Два мира - два детства... Книгу определённо надо прочитать попозже ещё раз. И в музей поехать, под открытым небом. Где все эти прялки-маслобойки. Но это всё приложится, главное же, что Таня с Алёнкой понятны. И пусть человеку надо объяснять про звёздочки и командиров, но про ответственность вот уже не надо. И про дружбу, взаимовыручку, помощь друг другу. Хорошая книга, честная, правильная.

Ещё несколько рассказов о советских первоклассниках мы прочитали в сборнике «Первый раз - в первый класс».

Читал её папа, так что я своего мнения сказать не могу, а его особенно не зацепило.

Зато вот про Фридера они у меня всю осень читают.
Гудрун Мебс. В школу! - кричат бабушка и Фридер.

Тут уже реалии чуть более понятны Кате, хотя мне лично очень хочется спросить переводчицу - какого ...? почему фунтик? Откуда она взяла это слово, которое у меня лично иначе чем как с поросёнком из известного советского мультика не ассоциируется? Ну, есть же нормальное слово "кулёк". Которое и по форме и по содержанию прекрасно объясняет что такое эта наша Schultüte - кулёк с подарками. У меня лично в детстве даже подарки других форм, полученных на всяких ёлках именовались кульками, а тут-то уж и форма соответствующая. Кроме этого фунтика у меня проблем к переводчику нет, и я намерено выбрала переводную версию, русский у нас всё ещё воспринимается лучше. Так вот Фридер и его бабушка. Они, конечно, весьма колоритны. Я в роли бабушки себе Рину Зелёную представляю.

Как она делает вид, что злится на внука и вообще ей его проблемы совершенно не интересны, но всеми своими действиями она доказывает нам совершенно обратное, поэтому я её люблю. А Фридер - обычный такой мальчик, то праздничные штаны вареньем обляпает, то кулёк пресловутый рассыпет. Но пока у человека есть такая бабушка, всё ему нипочём. Даже практически сорванный первый урок бабушка смогла вернуть в правильное русло. И вот уже все смеются. И не смотря ни на что радуются. И устраивают друг другу сюрпризы. Поэтому наверное Катя и продолжает слушать до сих пор истории из его жизни теперь уже снова из толстого сборника, читанного в прошлом году. Впрочем, на некоторых из них стоило бы, конечно, написать, как это делают, например, у нас в некоторых телепередачах с рискованными опытами : «Liebe Kinder! Bitte nicht nachmachen!" - "Дорогие дети! Пожалуйста не повторяйте!»

Продолжим про фунтики кульки, у меня есть ещё, что про них сказать. Немецкому школьному (или сахарному) кульку - Schultüte, Zuckertüte - больше двухсот лет. Их дарят детям в первый школьный день, чтобы подсластить дорогу в школу.
Фото из Википедии, 50е годы прошлого века.

В ранишние времена кульки росли на сахарнокульковом дереве во дворе у учителя и как только они достигали нужного размера - пора было идти в школу.
Об одном таком дереве идёт речь в стихотворении A. Sixtus. Der Zuckertütenbaum.

Правда, разведением кульков и уходом за сахарно-кульковым деревом занимаются в ней гномы.

Очень яркая книжка и весёлое стихотворение, читали с удовольствием.

Можно легко заметить, что сахарное кульководство за последние 200 лет шагнуло сильно вперёд, и кульки вырастают не только гораздо больше, но и совершенно причудливых форм. (Это в тот день, когда приходил школьный фотограф, кульки перед началом уроков лежали тут все вместе, я потихоньку сфотографировала.)

И внутри уже всё меньше сладостей.


О других школьных традициях, об истории и развитии школы можно прочитать в одной из замечательных книг издательства Настя и Никита.
Елена Литвяк. История школы: Про парты, перья и терадки.

В тоненькой книге как обычно скрывается много интересного.

Но мы её до сих пор не прочитали - мне кажется, до большей части информации Кате нужно ещё немножко дорасти.

Ещё одна непрочитаннная книга с нашей полки - Чудеса в решете или Калинкина школа для первоклассников, автор С. Сахарова.

Очень хорошая книга! Большая и солидная внешне, и очень разнообразная внутренне - там и рецепты, и игры, и поделки, и зарядка, и планирование, и часы...

Эта книга целая энциклопедия и способна заменить собой десяток других. Именно поэтому мы за неё и не берёмся пока - объёмы чтения у нас небольшие, и мне больше нравится читать десять разных книг, чем одну и ту же. Тем более, что у нас уже есть Вестли, которую мы и так читаем который год. И ещё всё-таки побаиваюсь, что устарела она...
И вообще в идеале бы её уже самостоятельно читать, на мой взгляд. Но когда Катя до таких объёмов дорастёт, даже не представляю.

И последняя книга в моём этом обзоре из горячо любимой нами серии Wieso?Weshalb?Warum? - Зачем? Отчего? Почему? Я иду в школу.

Книга с её восемью разворотами прочитана и изучена на сто рядов за последние года 2-3. В книге немножко про буквы и цифры, много про путь в школу и правила дорожного движения. Про школьные предметы и перемены, про первый день в школе...



Самое-самое насущное для детей от4 до 6 лет. Кажется, эту книгу серии не переводили на русский язык, оно и понятно, много пришлось бы менять, не только подписи к картинкам. Я с нетерпением жду, когда подобная книга появится на русском, я за всех российских будущих первоклассников очень порадуюсь. Или она уже есть?

И в заключение не удержусь, покажу ещё раз открытки, которыми поздравили Катю многие знакомые и незнакомые люди, в том числе те, с которыми мы с удовольствием общаемся здесь.

Спасибо всем ещё раз большое!


1

КОММЕНТАРИИ

Ольга 25 февраля, 13:12 , Людвигсбург
                                    

Ого, как много замечательных книг! Очень интересный обзор.

Мне кажется я своему куплю книгу от WWW и все))))

Ответить
Ольга 12 января, 09:08 , Подольск
                                    

Лика, вот это подборка!! Ещё вернусь к ней))

Ответить
Тусёныш 8 января, 01:44 , Москва
                                    

Мы с сыном читаем книги ,и в том числе про школьников ,но вот про первоклассников именно я как то не додумалась выделить . И многое ускользнуло от нас ,надо будет наверстать . Спасибо за подсказку ))😘

Ответить
Vanity Fair 6 января, 01:36 , Мюнхен
                                    

Я про некоторые книги из вашего "школьного" списка и не знала, Лика, очень понравились иллюстрации в советских, такие простые и понятные детям. Спасибо!

Ответить
Лика 6 января, 08:46 , Геттинген
                                    

И нам они нравятся)) Буду рада, если пригодится.

Ответить
Елена 5 января, 12:38 , Москва
                                    

Спасибо, с удовольствием почитала, полюбовалась!

Последнюю я тоже буду ждать и надеяться на русском, и с нашими реалиями) чего бы не помечтать))

Ответить
Лика 5 января, 12:45 , Геттинген
                                    

Лен, мечтать полезно! Особенно вслух - Мироздание слышит. Перевести эту книгу толка мало, её надо заново написать для российских школьников. Удивляюсь, что никто этого не сделал до сих пор.

Ответить
elena 5 января, 12:22 , Санкт-Петербург
                                    

Поздравляю первоклассницу!!! Как ей в школе после садика? Нравится? В школе только немецкий язык? Хорошее у вас чтение. Я уже тоже начинаю присматривать и книги и школы, хотя еще полтора года до школы. Фридера мы уже читали. Варе очень нравятся истории про него. Мне понравилась такая традиция с кульками. Мне казалось, что в нашей книге и написано кулек. Потом приедем домой, посмотрю - у нас другое издание - одна толстая книга со всеми историями. Про слоненка я читала девчонкам, но, видимо неудачно, как то не увлекло ни меня, ни их. Книги с окошками про школу нам не перевели, может еще переведут. Хорошего чтения Вам и с Новым Годом)

Ответить
Лика 5 января, 12:39 , Геттинген
                                    
Спасибо! Да, Кате нравится в школе, и мне тоже. Переход у нас случился достаточно плавно и без стресса. В школе только немецкий, но мы ходим по субботам ещё и в русскую школу.
У нас в толстой книге про Фридера все части, кроме этой.
И вам хороших книг в новом году!
Ответить
Ника1313 M 5 января, 10:26 , Усть-Каменогорск
                                    

Ой, Лика какой пост чудесный - такой ностальгический! Спасибо!
Жозефину я не решилась купить, полистав в магазине, показалось слишком дорого для сухого перевода. Мне тогда что-то так надоели переводные книги! Все искала чего-то душевного. Ретро-книжки все любимы, обожаю их. И иллюстрации люблю. На таком диване с валиками мы учились кувыркаться и делать стойку на голове ))
Кульковая традиция меня сразила еще в сентябре, я о ней раньше не слышала. И совершенно согласна с твоими претензиями переводчику - кулек они и в Африке кулек, а никакой не фунтик )))
Слоненок у нас весь в одной книге, читали мы его всего лишь раз и только пару частей - пьесы на публику для меня слишком утомительны, хотя дети слушали, не отвлекались и были согласны слушать еще.

Ответить
Лика 5 января, 11:46 , Геттинген
                                    
У мой бабушки такой диван был))
Мы тоже, как выясняется, любим ретро-книжки.))
С пьесами согласна - утомляет.
Ответить
ЛАНА 5 января, 09:29 , Париж
                                    

Сахарова устарела, имхо. Еще они ее адаптировали под современность. И лучше б этого не делали, оставили б ретро книгу.

Андрюша идет в школу хорошая книга из серии "из детства бабушек и дедушек". Марка страны гонделупы и 8 голубых дорожек тоже про первоклашек.

Ответить
Лика 5 января, 11:47 , Геттинген
                                    

К сожалению двух из этих трёх нет в продаже, и не было уже, когда я начала ими интересоваться...

Ответить
Ника1313 M 5 января, 10:28 , Усть-Каменогорск
                                    

У нас советская и детям нравится. Летом купила букинистику в идеальном состоянии, подарила первокласснице - ей очень нравится. И ее старшей сестре (6 кл) когда-то очень нравилась, я им давала перед школой почитать.

Ответить
ЛАНА 5 января, 09:24 , Париж
                                    

Я тут читала одного французского педагога. Он пишет о важности ритуалов в переходе ребенка от одного качества в другое. И в качестве положительного примера приводит эти кулечки в Германии. Во Франции такого нет - дети просто пришли в школу И сели за парты учиться. Да, так скучно и не торжественно. Мне стало обидно, что российский опыт не известен) все таки наш День знаний с цветами, формой нарядной, первым звонком - это круто и психологически, оказывается, очень правильно.

Ответить
Лика 5 января, 11:51 , Геттинген
                                    

Что, ни линеек, ни поздравлений?

Я тоже считаю, что это круто и правильно. У нас всё торжественно и празднично, со специальной службой в церкви, речами, концертом, первым уроком. Ну, да вместо цветов учителям - кульки детям, но я в этом году нашей учительнице тоже цветы подарила и рассказала про российскую традицию. )) Учительница сказала : "Очень хорошая традиция".))

Ответить
ЛАНА 5 января, 12:06 , Париж
                                    

У нас мальчик знакомый цветы с детского сада дарит на 1 сент и 8 марта) сначала очень удивил женщин, а потом они привыкли)

Ответить
Екатерина 5 января, 09:23 , Обнинск
                                    

С "первоклассным" годом вас! Спасибо за обзор. Прочла с удовольствием. Нашла несколько пересечений. Книга автора Баумволь мне тоже безумно нравится иллюстрациями и простотой текста. Из серии "Настя и Никита" о школах думаю книгу обыграть, читать, тоже, показалось рано. "Солнечный денек" в этом году не читался, отрывками. В прошлом году 2 раза перечитывали. Стихи Барто актуальны сейчас.

Пьесу о слоненке нам надо: новый жанр и про школу. "Чудеса в решете" заинтриговала. Как думаете, не на один раз почитать?


Ответить
Лика 5 января, 11:52 , Геттинген
                                    

Спасибо! Слонёнка рекомендую. А про Чудеса в решете не знаю даже, осилим ли мы её хоть один раз. У меня её в детстве не было, но знаю, что многие в своё время зачитывались ей.

Ответить
Екатерина 5 января, 12:21 , Обнинск
                                    

Я посмотрела фотографии страниц на сайтах "Чудеса в решете". Брать не буду. Многое мы играя, учимся делать. Во времени уже ориентируется. Идеи о составлении списков нужных вещей мне знакомы из статей, книг современных психологов. Что-то подобное на более старший возраст буду присматривать. По ходу чтения что-то делаете из нее?

Спасибо за дневник еще раз.

Слоненка в корзину закинула) В раздумьях книге Шварца. Несколько раз клала в корзину и удаляла.

Ответить
Лика 5 января, 12:43 , Геттинген
                                    

Шварца мы прочитали на одном дыхании. Но, конечно, вам лучше знать, что вашим детям может понравиться.))

Про Сахарову я написала - мы её ещё не начинали читать. 🤗

Ответить