Книжные чаепития 23/12/19
Книжные чаепития (сюда не пишем)А давайте сегодня просто поговорим.
За чаем, за кофе или какао, или за тарелкой супа или прожеванным на бегу пирожком, самсой или хот-догом. Да неважно за чем именно. Просто повод есть.
Бросишь взгляд на свои полки, где книги стоят совершенно беспорядочно, не по темам, не по возрасту, а просто втиснутые по росту и времени покупки, чтоб знать где примерно искать. Пробежишься глазами по корешкам, зацепишься за что-то, вспомнишь, что кто-то говорил про ту, что в ней кровища рекой, а здесь диалоги грубые, а там вообще герои пьют и курят. Так вот есть тема.
Чего мы боимся? Какую книгу не дадим ребенку в руки? Что для нас совершенно неприемлемо? Всегда или в определенном возрасте? Какие цепочки рассуждений мы выстраиваем в голове применительно к ожидаемому воздействию книги на ребенка?
Отличный пример таких рассуждений приведен в новой повести Аи Эн "Азот и Селедочкина", вошедшей в шорт-лист Книгу.ру. (Настя, большое спасибо за наводку)
"Многие мамы накручивают трагизм на пустом месте, это вторая опция, встроенная в них по умолчанию. Если у ребенка жар - значит, коклюш, корь, свинка, холера и чума. Папиллома волдырем вспухла от жидкого азота - рак, проказа, гангрена. Ах, еще и аллергия вокруг, покраснела кожа - ну все, саркома в последней стадии. Пошел на новый кружок, гуляешь в новой компании - ужас, его заманили в секту! Разговаривает со случайным прохожим - о, нет, это же маньяк! Получил четверку - все, покатился по наклонной, сейчас пойдут тройки, двойки, сигареты, водка, наркотики. …Как только мамы массово выживают с этой опцией?"
Мы ведь все большие специалисты по части подобных рассуждений ))
Вот совсем недавно в библиотеке перед встречей ребят из педколледжа с Рудашевским у меня с их преподавателем произошел такой мини-диалог.
- Совсем молодой автор? Вот это его книги? - листает, - уже столько написал, интересно, кто-нибудь здесь их читал?
- Я читала эту, - тычу пальцем, - и еще вот эти, по одной-две главы, чтоб составить мнение.
- Ну вот где же их взять, чтоб дети смогли бы ознакомиться?! - восклицает педагог.
- Так они есть в интернете, в свободном доступе.
- Ой, нет! Мы не разрешаем детям читать в интернете!
- В смысле "не разрешаете"?????????? - мои представления о современном образовании лопались сразу по всем швам...
Я услышала только фразу, что будущие учителя должны уметь работать с книгой, хотела возразить, что они должны уметь работать с ТЕКСТОМ, но началась встреча. А я все пыталась уразуметь абсолютно невпихуемое в мою голову - лучше не читать вообще, чем читать в интернете... Доктор, я не верю, что со мной что-то не так, почините этот мир!
Я покупаю и ставлю книги на свои полки в таких сумасшедших количествах вовсе не потому, что боюсь читать и бродить в интернете!
Если вы думаете, что фото из этого поста делались для него специально и что-то там выражают, то - нет, это просто фотографии полок и стопок, сделанные когда-то не помню зачем. Стопки - чтоб ужаснуться количеству купленного, а полки - просто так.
Я вообще большой пофигист, неисправимый оптимист, убежденно верующий, что для читающего ребенка никакая фигня не страшна - прочтет, пожмет плечами, попробует - выплюнет. А иначе как можно верить в волшебную силу литературного слова, если мы боимся, что два случайно встреченных нелитературных его немедленно победят? И я вовсе не сторонник исключительно дистиллированной поэзии и выхолощенной прозы. Но я тоже порой задумываюсь...
И как-то хотелось бы услышать и понять то, что витает в воздухе. Классифицировать разные страхи, сгруппировать их. Чтоб получилась какая-то выборка, чтоб понять наши ожидания, наши запросы к современной литературе.
Чего боятся в книгах современные родители?
Поговорим?