Совместные чтения : Обсуждение "Дом, в котором..."Мариам Петросян
Рада всех видеть на очередных наших совместных чтениях - обсуждениях , сегодня на повестке у нас "Дом, в котором..."Мариам Петросян . Хочу поделиться с вами статьей Леонида Мойжеса, в которой , возможно, есть ответы на многие вопросы, возникающие при чтении книги, как то , например, незавершенность сюжетных линий, куда и почему "пропадают герои", "разорванность повествования".
"«Дом, в котором…» Мариам Петросян занимает особое место среди современной русскоязычной литературы. Книга неизвестной ереванской художницы вышла в издательстве «Гаятри» 10 лет назад, в 2009 году. В романе рассказывалась история учеников странного закрытого интерната для детей-инвалидов - собственно, Дома. Его воспитанники боятся и не любят внешний мир, живут в соответствии с собственными уставами, а некоторые могут похвастаться способностями, недоступными обычным людям. Впрочем, до последних страниц мистика в романе упоминалась лишь вскользь, через намёки, сны, видения и отдельные ритуалы воспитанников.
Странноватая завязка, неожиданно, не отпугнула читателей - книга Петросян стремительно завоевала популярность. В том же 2009 году ей присудили «Русскую премию», самую престижную награду для русскоязычных произведений, написанных за пределами РФ. Тогда же «Дом, в котором...» занял третье место в номинации «Приз зрительских симпатий» на «Большой Книге».
Произведение Петросян обсуждают, в нём копаются и пытаются разобраться серьёзные литературные критики, и, одновременно, по нему проводят ролевые игры, а интернет заполоняют фанфики и фанатские рисунки, дополняющие иллюстрации самой Петросян.
История написания «Дома, в котором…» заслуживает отдельного байопика. Мариам Петросян, художник-аниматор из Еревана, начала придумать отдельные истории и персонажей ещё в 80-е, когда сама была ровесницей героев. Но «официальной» датой начала работы над романом считает 1991 год. По собственному признанию автора, она писала книгу для себя, создавая особое выдуманное пространство, куда можно «просто войти и побыть там».
А тем временем мир вокруг изменялся: в 91-м развалился Советский Союз, и спрос на анимацию в Ереване упал. Параллельно разворачивался Карабахский конфликт. Петросян с мужем уехали на пару лет в Москву, жили в районе Кунцево, в квартире с друзьями, где на две комнаты приходилось девять человек. Неформальный стиль общения, специфические соседи и наличие у этой квартиры собственного свода «правил», отделявшего её от внешнего мира - всё это нашло своё отражение в книге. В 1995 году Петросян вернулась на родину, где снова получила работу на «Арменфильм», а позже стала домохозяйкой.
И всё это время Петросян продолжала писать роман, игнорируя большие политические бури постсоветского мира. Автор сознательно старалась включать в книгу как можно меньше указаний на то, в какой стране и в каком десятилетии происходит действие. Но определённые приметы времени всё равно просачиваются, благодаря вниманию Петросян к ярким деталям.
Всегда остававшаяся художницей, она сначала нарисовала героев, а уже потом написала про них. Герои вообще играли в её творчестве ключевую роль - Петросян неоднократно признавалась в том, что писала книгу «от персонажей», просто выдумывала их и смотрела, как они себя поведут, что будут делать, как изменятся. Из-за этого роман с самого начала не имел, да так и не приобрёл законченной структуры.
"Когда пишешь для себя, не ограниченная ни объёмом, ни временем, ни мнением окружающих, получается почти нескончаемый сериал. Первый сезон, второй, третий и так далее. Когда нужно собрать весь этот рыхлый материал во что-то целое, начинаешь выкидывать лишнее, оставляя (по возможности) то, что просто не в состоянии выбросить. Отсюда неизбежные дыры, провисание сюжета и оборванные сюжетные линии."Мариам Петросян, в интервью «Частному корреспонденту»
Отдельные куски своего текста Петросян показывала мужу и друзьям, кому-то посылала их по почте. И в 2007 году несколько таких отрывков сложными и окольными путями попали в руки главному редактору издательства «Гаятри», Шаши Мартыновой. Она отыскала Петросян и предложила опубликовать книгу. Та согласилась, и начался мучительный процесс редактуры.
Дело в том, что роман, который мы называем «Дом, в котором…» - на самом деле, лишь малая часть огромного текста, созданного Петросян за десятилетия, с 1991 по 2009 годы. По сути дела, редактура тут была не менее важна, чем написание - если бы Петросян выбрала другие отрывки, мы получили бы совершенно другую книгу, с иной концепцией и историей.
Характерно, что окончательное название придумала вообще не автор - когда она отправляла рукопись редактору, в названии стояло «Дом, который», в честь знаменитого стихотворения. Нынешнее название предложили уже в издательстве.
Но больше всего проблем у Петросян вызвала необходимость как-то закончить произведение. Сразу после предложения о публикации ей казалось, что за отведённый срок - с января по сентябрь 2007 года, - она легко справится с этим. Но задача оказалось почти непосильной - множество начатых раньше линий не сходились воедино, какие-то персонажи, по словам Петросян, «сопротивлялись», диалоги, призванные подвести точку в отношениях между героями, приходилось вымучивать.
Даже в окончательной версии многие линии в финале кажутся оборвавшимися или просто забытыми, потерявшимися среди других сюжетов. Но всё-таки книга была закончена, и с 2009 года началось её триумфальное восхождение."
__________________________________
Что касается меня, то у меня крайне двоякое впечатление от книги. Я жалею, что изначально покопалась и узнала историю создания, узнала о толпах подростков- фанатов. Меня всегда отталкивает стадное проявление восторга, доходящее до фанатичного исступления, по-любому поводу. Но, если разобраться, в зависимости от того, под каким углом я смотрю на произведение, тогда оно мне нравится или нет- если это просто мир, другой мир, где персонажи- это люди ( не дети), где прописаны проблемы общества в целом, и его отдельных персонажей в частности, тогда книга мне интересна, даже очень понравилась. Она напитана яркими, глубокими эмоциями, раскрываются потаенные чувства героев, элементы мистицизма тоже необычны и притягательны....
А вот если смотреть, как читают это подростки " это про нас"... то тут я в шоке, кто наши герои, господа))) . Это как когда то была моя реакция на фильм "Бригада"(герои- кумиры ни одного поколения, а по факту - это преступники и бандиты, которые хотят не работая , жить в шоколаде, за счет других). Да, изначально, проблема социальная- брошенные дети- инвалиды, это ужасно, но, читая, конечно, о физических отклонениях не вспоминаешь совсем, дети с тяжелыми психическими отклонениями представлены нам как совершенно нормальные, причем в чертах которых современные подростки ищут себя, и находят оправдания своим поступкам под девизом "меня так же не понимают". И фанаты кричат "если этот шедевр не понравился, значит Дом тебя не пустил...." жесть...
Короче, буду смотреть на книгу в общем, не разбирая и не задумываясь )))
Уверена, что вам тоже есть что рассказать о своих ощущениях после прочтения. Как вам однозначно неоднозначный роман Мариам Петросян "Дом, в котором..."?
До встречи в обсуждениях!!