Серафима Орлова "Голова-жестянка"
подросткамОчень жесткая, но очень классная подростковая книжка.
Ещё 5 лет назад я с жадностью и без разбора заглатывала современную подростковую литературу. Сейчас, начитавшись от души и где-то насытившись, становлюсь всё более и более придирчивой. Да, далеко не всё, что пишется сейчас для подростков, одинаково хорошо. Есть книги откровенно плохие, есть хорошие, но чего-то в них не хватает. А есть хорошие однозначно и безоговорочно. "Голова-жестянка" - одна из них.
Сюжет достаточно прост. Имеется 14-летняя Женя, полгода назад перенесшая серьезную травму, в результате которой она повредила ногу и получила сильное сотрясение мозга. Имеется ее друг, причастный к этой травме. Друг? Или уже недруг? Или что-то большее, чем друг? Имеется семья: любящие, но не очень близкие родители, дед, который "слегка ку-ку", старший брат со своей девушкой. Имеется школа, учителя, подруги... И всё это, все эти люди безмерно раздражают. Хочется орать, психовать, делать гадости. Хочется сделать всем плохо. Если плохо ей самой. Если она понимает, что теперь всё не так, как прежде, Сама она не такая, как прежде. "Я злой человек. Я жесть." А хочется-хочется-хочется, чтобы всё стало, как раньше. Но назад возврата нет. Зато можно - вперёд. Туда, где появился новый интерес, робототехника, где появился новый человек - Станислав Карин, умеющий не только организовать и заинтересовать ребят, но сделаться для них другом, тем близким взрослым, к которому можно на "ты", которого можно всегда позвать на помощь, который тоже ошибается, но никогда не сдается.
Вся книга - это метания и поиск себя в этом мире девчонки, на которую навалилось слишком много. Просто ли быть подростком? Да сложно! А подростком, непохожим на других? С вечно болящей и распухающей ногой, с дурацкой тростью, с головой, которая не знаешь, что может выкинуть в следующий момент. А хочется доказать всем свою нормальность! Своё "я не хуже"! Идти на физру вопреки запретам родителей, отправляться за несколько километров по льду, чтобы не дойти и чудом быть спасенной, пытаться наладить отношения с тем, кто очень важен, и понять, "что он стремается-то меня? Почему нельзя вернуть всё как раньше?"
Да-да, молодежного жаргона в книге предостаточно. Но...это совершенно ее не портит. Потому что все эти слова и выражения здесь совсем не для того, чтобы найти легкий путь к читателю-подростку, это не заигрывание с ним. Это - речевая характеристика героини. Только так могла разговаривать эта описанная автором Женя - Жесть, от имени которой и ведется повествование. Иначе не было бы правды в книге. Иначе, думаю, и 16+ на ней не стояло бы.
Зато насколько здорово она обрисовывает некоторые моменты! Насколько точные дает характеристики!
"Обычно люди в незнакомом месте сначала накричат, а потом объясняют, куда пройти. Правила обращения с детьми диктуют им подобное поведение. Найти бы эти правила и сжечь весь тираж."
"Правильно говорят, что выпускной для родителей, а не для детей. Это родители друг перед другом хвалятся своими детьми, кто кого вырастил - всех умнее, всех сильнее, всех пятерочнее, во славу котикам. На худой конец, меряются богатством, у чьей дочки платье самое шикарное."
"Мама, почему твой родной человек для тебя неправ, а чужой прав? Что это за логика, когда мы все опираемся на чужое мнение?"
И очень зацепило высказывание Жениного брата:"Короче, я подумал, что мы все противные, но жалко будет, если мы все помрём, даже не попытавшись сделать друг для друга что-то хорошее."
Предисловие к книге написал Эдуард Веркин. Хорошее предисловие. В тему. Не всегда так бывает. Но и повесть эта совершенно в его духе. В той плоскости, где от смешного до страшного не то, что один шаг, а просто расстояние отсутствует. Смешное от страшного отделяет только тот угол, под которым ты смотришь на ситуацию, причем угол это постоянно меняется. И вот что он в этом предисловии пишет:"В 14 лет такое бывает. Катишься куда-то, шарахаешься из стороны в сторону, наступаешь на грабли, бьешься лбом о встречные столбы, звереешь понемногу. То есть не понемногу. Вроде всё нормально, день как день, всё в порядке, а что-то дребезжит в голове, аукает, то ли на ногу наступили, то ли мир опрокинулся, то ли переходный возраст, но особо волноваться не стоит, перебесится - мука будет. Повесть Серафимы Орловой как раз про это. Не про то, что мука, а про то, что перебесится. Вот только перебеситься аккуратненько и без последствий мало у кого получается."
Конечно, сказать лучше, чем Веркин, вряд ли получится. Важно только понять, что жизнь не застряла во вчерашнем дне, что впереди еще ох как много всего! - и именно поэтому "лада самара" возвращается, сдавая назад по обочине, чтобы всё-таки забрать меня и мою вредность в светлое будущее..."