Наше чтение 5,3 года
дневник читателяВ школе когда училась, терпеть не могла вести читательские дневники - это ж скука какая!
Ну прочитал, ну получил удовольствие (или не получил), но зачем об этом писать-то, время тратить?
А сейчас вот в очередной раз убедилась, что надо...
Мало того, доросла уже, кажется, до решения свой-мамский дневник вести чисто для себя. А то потом спрашивают подруги: "посоветуй вот такого плана почитать", а я им: "эээ... ну вот читала классную с пол года назад... только не помню автора. Да и название как-то не слишком помню..." (старость что ли?) И самой иногда вспомнить не помешает.
Правда, сейчас читаю один огроменный цикл толщенных томов уже третий месяц - их-то точно не забуду. А вот как перейду на что помельче, так надо записывать. Иначе аж обидно за свой склероз.
О чем я? А, да! О детских книгах!
Так вот, 4 недели мы с сыном, значит, что-то читали-читали... Затем я посмотрела на прочитанное и поняла, что чего-то не хватает.
У меня не все книги на месте лежат. Часть подруги деткам своим берут почитать. Часть на дачу для перечитки переезжает, кое-что даже продаю/отдаю. И вот смотрю я, стало быть, на прочитанное и острое ощущение нехватки чего-то важного. А чего-не могу вспомнить.
Я ж давай шариться по полкам (вдруг попадется на глаза и вспомню). Неделю рыскала. А оно не попадается - и все тут! Забыла! Потеряла! Не помню.
И сын такой же. (но с него-то какой спрос? он до сих пор не всегда помнит, что после воскресенья снова понедельник идёт).
И вот устала я искать утерянное.
Покажу вам все прочитанное за исключением неизвестного элемента - Х.
Ой, с чего же начать?
Давайте с самого впечатляющего!
1. Эмиль из Лённеберге.
Во-первых очень рада, что "схватила" именно этот сборник. Потому что были варианты. Оказалось потом, что это абсолютно полный сборник и кроме него историй про Эмиля нет. (Не считая маленького сборника про сестренку Иду, которую мы месяца три назад тоже уже прочли). Все. Эмиля прочли всего и это в этом сборнике единственный на наш взгляд минус. Иллюстрации прекрасны и с точки зрения художественной ценности и с точки зрения передачи атмосферы произведения и с точки зрения достоверности соответствия повествованию.
Вот парочка из них, но это нужно не только показывать, но и одновременно читать.
А теперь о Линдгрен. Я в нее влюбилась окончательно.
В детстве как-то не читала её (не было дома). Только смотрела в мультфильмах и фильмах. Про того же Эмиля есть старый сериал, кстати, очень хороший. Миш уже тоже посмотрел его после прочтения книги.
И всегда пребывала во мнении, что есть вещи, которые просто пренепременно надо прочесть ДО просмотра, а есть такие, которые можно просто посмотреть в качестве мультфильма или кино. Например, Карлсона, который живет на крыше я сыну читать не планировала. Думала мультфильмом обойтись. Но после прочтения приключений Эмиля мнение свое кардинально поменяла.
Линдгрен надо читать ВСЮ. Это совершенно отдельное от экранизации удовольствие. Вот это язык! Все эти ее обращения к читателю, окунание его в атмосферу, эмоциональная привязка к героям повествования!
Мы так хохотали с сыном с этой книгой в руках! Так переживали за героев! Эти эмоции - это то, хотя бы ради чего стоит научиться читать.
В корзину сразу поместились Карлсон, Пеппи, Ронни, Калле Блюмквист и все прочее для более старшего возраста, что я предполагала в будущем взять у друзей или в библиотеке. Теперь я решила, что оно жизненно необходимо нам на домашней полке!
Сборник сказок Крошка Нильс Карлсон, который мы читали ранее, тоже в душу запал, но как-то совсем иным образом. Другой он вовсе. Лотта тоже интересна была, но как-то попроще она тоже. Не так привязывает и впечатляет. Может, потому, что на более младший возраст и более простым языком написана.
Ладно, хватит дифирамбов. А то я ещё долго могу :)
2. Приключения желтого чемоданчика и Зелёня пилюля.
Вот все-таки это на 100% та книга, которая должна читаться детьми лично.
Кто-то говорил, что "Приключения Карандаша и Самоделкина" показалась глупой "бегалкой". Так вот там беганья меньше, а сюжет позагадачнее, чем тут. У Прокофьевой что "Полосатый с хвостом" - бегалка, что "Чемоданчик с Пилюлей" - "бежать,бежать, бежать, а не то случится непоправимое!". В общем, сыну- то понравилось, а мне было скучнооо...
И с иллюстрациями у этого издания порядок - и достаточно их и сами по себе приятные.
Вручу ему эту книгу года через полтора. Пусть читает. Как раз где-то на глубину мышления дошкольника рассчитано, но мамам такое читать, я считаю, мучение.
Но я все равно очень рада, что их почитали. Теперь собственное мнение имею. А то так расхвалены эти произведения со всех сторон, что я бы не успокоилась, пока не прочла :)
А теперь кто мне скажет, в "Необыкновынных приключениях обыкновенных мальчишек" и "Приключения мальчика без тени" - тоже все все время куда-то бегут?
3. Приключения Бибигона Чуковского
Практически каждый раз при прочтении произведений Чуковского хочется задать вопрос: "что за дрянь курил автор?"
Все удачные произведения, что я знаю у Чуковского - это переводы всяких "nursery rhymes". Всякие там "Котауси и Мауси", "Робин-бобин Барабек", "Жил на свете человек, скрюченные ножки". Все, что своего у него... - ну боже мой!
Одно произведение меня только смущает. Айболит в прозе. Вот оно действительно прекрасно и иного авторства у него нет. Но, судя по тому, как оно вообще кардинально выбивается из общего стиля Чуковского, я сильно подозреваю, что он это произведение не то спер/перевел/присвоил авторство, не то ему дали/продали и он под своей фамилией опубликовал.
Так вот, Бибигон... ну это чушь собачья, (простите уже меня за такую вольность, но я же Не литературный критик, могу себе иногда позволить) что с точки зрения сюжета, что с точки зрения стиля написания. Рифма - не рифма, проза-не проза. За 20 стихотворных строк 10 раз меняется размерность. И непрерывно все эти фишечки его характерные (лишь бы рифму за уши притянуть) . "Крокодил, крокодил.... Прямо в сердце угодил, угодил".
О, а мораль то этого произведения! А мораль! Спросите меня о морали! Нет, лучше не спрашивайте, а не то я вам про неё расскажу...
В общем, ни к чему такое живым мамам и живым детям читать. Мамам нервы, а детям литературный вкус беречь надо.
4. Следствие ведут Колобки.
Чуток странноватый, но забавный детективчик. В коллекцию наших детективных историй.
После прочтения его сын взялся время от времени угрожать, что уйдет из дома и спрячется в лесу :)
5. Неандертальский мальчик.
Рано нам оно, конечно, но знакомые принесли и мы уже прочли. По чуть-чуть читали, чтобы не перегружаться новой информацией.
Само произведение и сами иллюстрации по отдельности понравились.
Но есть претензия к издателям - Воронцов, конечно, рисует забавно, но почему почти все развороты не соответствуют иллюстрациям? Все как-то сдвинуто. Иногда на пару разворотов. Читаешь-читаешь без подходящей иллюстрации, а через пару разворотов - нате вам! Вот она. (А уже и не надо...)
Ну и дефицит иллюстраций явный. Тематика специфическая. Подробности повествования - тоже заковыристые.
Ребенку бы представление складывать о происходящем... Дополнительные хотя бы штук 5 иллюстраций на всю книгу очень бы помогли. И не в том даже дело, что у меня пятилетка. Восьмилетке несколько дополнительных иллюстраций были бы кстати. (Да и для меня - взрослой тётеньки - тоже)
Ну и фото Мишиного самостоятельного чтения.
Может, кто из опытных мам подскажет... Такая ерунда у нас настала.
Сын если сам полностью читает, то легко и спокойно. Ну, то есть, с трудом и медленно, но спокойно.
Но чаще ему хочется читать, чтобы я рядом сидела. И вот если с первого раза у него не получается что-то прочесть, он дрыгает ногами и психует/злится. И происходить это в любом случае - если я подсказываю/аккуратно поправляю и если молча сижу. Что-нибудь надо с этим делать или с опытом, когда лучше читать станет, просто само пройдёт?
А то я уже и так и так и хвалю беспрерывно, и все равно - затруднение - и псих.
Ужа на неделю убрала его эти для самостоятельного чтения книжки, так он толстые стал тащить мне читать пытаться. Энциклопедии, например. Заголовки оттуда.
Бабушке по скайпу тащит читать тоже. И тоже чуток психует при неудачах - я так понимаю, его расстраивает то, что другой человек его неудачу видит/слышит.
А так пока всё. До следующего месяца :)