Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. 1 Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch. Created with Sketch.
Сообщество Детские книги

ЗАПИСЬ

Ника1313 M 6 августа, 15:45 , Усть-Каменогорск ···

Еще один список чтения

Списков для летнего чтения мы с вами перевидали немало. Перечитали километры фамилий авторов и названий книг, до хрипоты обсуждали возрастную адресацию и тематическую уместность, пускай многие делали это не здесь, а дома на кухне. Но обсуждали.

Я хочу показать еще один. И скажу честно - совсем не ради списка, а ради предисловия к нему. Не могу не поделиться. Скопировала.

Автор списка - учитель литературы Ульяна Васильевна СЕРГЕЕНКО



Списки литературы на лето непростой для меня вопрос, поскольку я так и не знаю, насколько правилен тот список, который я создаю. Но что я точно понимаю, так это преступность списка без какого-либо предисловия или пояснения. Текст перед списком необходим. К тому же это замечательная возможность ещё раз поговорить о важном, вдохновить на чтение. Для шестого класса в прошлом году получилось вот так:

Доброго времени!

Вот и наступил день завершения учебного года. Для меня это непростой день - день, когда дети уходят из школы надолго. Очень хочется дать им с собой такой багаж, чтобы им обязательно нужно было вернуться. Я верю, что в моей литературной котомочке будет хотя бы один такой фолиант.

За этот год мы немало успели на уроках. Я надеюсь, что тот читательский опыт, который мы из урока в урок складывали, поможет внимательно и с интересом читать произведения.

В литературной котомке произведения различные:

1. обязательная литература (те произведения, которые мы будем проходить в учебном году и содержание которых объёмно, а прочтение должно быть очень внимательным);

2. дополнительная литература (эти произведения нам понадобятся на уроках внеклассного чтения, не говоря уже о том, что они могут обогатить каждую минуту читателя);

3. вредительская литература (это сложная литература, произведения эти могут вызывать слёзы, но они делают что-то такое с человеком, после чего он иначе смотрит на многие события в своей жизни и жизни всех на этой планете).

А ещё есть литература, которую я не внесу ни в какой пункт, потому что у неё не может быть границ - это поэзия. Читайте стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Николая Алексеевича Некрасова, Афанасия Афанасьевича Фета, Фёдора Ивановича Тютчева, Александра Блока, Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Марины Цветаевой и Анны Андреевны Ахматовой. Ищите свой стих, своё поэтическое слово и не верьте тем, кто говорит, что в вашем возрасте читать серьёзных и настоящих поэтов рано. Со стихотворениями Бродского и Аронзона я познакомилась в 10 лет, и до сих пор слова этих поэтов со мной.

И конечно же я бы хотела, чтобы за лето песни Павла Фархутдинова «Ты просто играй своё сердце» и Петра Вегина «В парусиновых брюках» звучали в вас. Но останавливаться на двух этих текстах из богатого мира авторской песни не стоит - послушайте песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора, Ю. Мориц, А. Якушевой, Ю. Кукина, А. Городницкого и многих других представителей этого напрвления.


Итак, что же в котомке?


1. Обязательная литература

А.С. Пушкин «Дубровский» (сложный роман, и это впервые у нас с вами - роман! Читайте и обращайте внимание на детали, на характеристику персонажей, которую им даёт сам автор, заметьте русскую народную песню, строчки которой звучат в этом тексте, стоит посмотреть содержание всей песни, поскольку это один из ключиков к пониманию всего текста.)

Л.Н. Толстой «Отрочество» (А как складываются у вас отношения с миром? А что вас поразило?)

А.П. Чехов «Степь» (нельзя читать тексты Антона Павловича и не познакомиться с картинами Левитана, а может, вам посчастливится летом много наблюдать природу России?! А может и не представится. Тогда прочитай, закрой глаза и представь картины, которые создал словом Чехов.)

Ч. Айтматов «Ранние журавли»


2. Дополнительная литература

Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (ведь не все ещё читали!)

Я. Корчак «Король Матиуш Первый»

Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»

Е. Шварц «Дракон»

А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»

В. Крапивин «Брат, которому семь»

В. Железников «Чудак из 6 «Б»

А. Алексин «Мой брат играет на кларнете»

Б. Питцорно «Послушай моё сердце»

У. Старк «Чудаки и зануды»

Д. Алмонд «Меня зовут Мина»


3. Вредительская Литература

О. Громова «Сахарный ребёнок»

Э. Фонякова «Хлеб той зимы»

А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Йорн Риэль «Мальчик, который хотел стать человеком»


Читайте, думайте над текстами, задавайтесь вопросами и приходите на наши уроки!

С уважением, Ульяна Васильевна.


1

КОММЕНТАРИИ

oxana 7 августа, 11:58 , Липецк
                                    

последние произведения в моем понимании слишком "кровожадные", чтобы советовать их детям. На ту же тему можно ыбло бы что-нибудь "полегче". Я Приставкина даже в 30 лет не выдержала, а если бы мне в 10 ее подсунули... Кстати мне тоже очень не понраивлось слово "вредительская". Очень неудачно подобрано(

Ответить
oxana 7 августа, 13:15 , Липецк
                                    

но они в списке летнего чтения, который дал учитель!!

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 17:12 , Усть-Каменогорск
                                    

Но их можно не читать... если уж так страшно. Оксана, я в 8 лет прочитала Донские рассказы Шолохова. Без всякого списка. Сама, летом. Не знаю зачем. Было страшно, но я их читала. И этим же летом категорически отказалась читать Робинзона Крузо. Я не к тому, что все должны взяться за Шолохова, я к тому что есть вещи соизмеримые. Книги из списка того же порядка, что Шолохов. Да, переживательные, но про детей. Тревожным и слабонервным можно не читать.
Но это действительно воспитывающая литература. Когда в 5 классе я пошла с одноклассницами на индийский фильм, почему-то раньше они меня миновали, я была в шоке. Весь ряд рыдал. А я не понимала как над этим оперетточным действом можно рыдать... Я думаю лучше рыдать над настоящей литературой, чем на таких слезовыжимательных фильмах.

Ответить
oxana 7 августа, 17:48 , Липецк
                                    

а откуда ребенок узнает, что будет страшно? наверное я просто была очень чувствительным ребенком, поэтому для меня это актуально. Проблема не в том, что ребенок порыдает. У меня подобные вещи западали в голову, не могла избавиться потом от навязчивых мыслей, образов, не могла спать ночами. У меня дочка такая же. Это ужасно. Поэтому я считаю, что детскую психику все же надо оберегать. Нет, изолирвоать от всего страшного нельзя да и не надо, но и запугивать так конкретно тоже. Приставкин реально очень, очень тяжелая психологчиески книга. Зачем такую травму ребенку? Дело даже не в количестве смертей, но Приставкин это такая тоска, такая безнадега...

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 17:52 , Усть-Каменогорск
                                    

Оксана, в чем проблема? Ты знаешь, что твой ребенок не потянет ПРиставкина, и просто предложишь ей Хлеб той зимы...

Ответить
oxana 7 августа, 18:15 , Липецк
                                    

проблема в том, что далеко не все родители следят за тем, что читают их дети! вот у меня лично никто вообще никогда не интересовался моей учебой и чтением, вообще ни грамма! да половина родителей еще и понятия не имеет кто такой Приставкин и о чем он там писал...

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 18:55 , Усть-Каменогорск
                                    

Учитель открытым текстом предупреждает, что над этими книгами придется плакать, что это сложная литература. У кого слабая психика, тот предупрежден. Выбор за ним самим.Уже сто раз сказали, что это необязательная часть списка.

Ответить
Анастасия 7 августа, 11:52
                                    

Вариант письма к родителям относительного летнего чтения. Вчера нашла, сегодня перевела. Не судите строго перевод, так как делала быстро. В наших реалиях, конечно, нуждается в адаптации, но очень хороший посыл и практичность советов.


Уважаемые родители!

Летнее чтение играет очень важную роль. Исследования показывают, что дети, которые прочитали 4 и более книг за лето, оказываются более подготовленными к следующему учебному году. Они не сталкиваются с "летним проседанием" - частичным снижением навыков чтения и обучения, которые обычно наблюдаются во время и после летних каникул. Летнее чтение оказывает серьерзное влияние на учебу ребенка.

Вот пять простых приемов, которые помогут вашему ребенку поддерживать свой читательский навык во время каникул:

- Покажите, что чтение - это важно. Своим собственным примером. Пусть ребенок видит, что вы читаете в течение дня и используете повседневную дела как повод для чтения. Поиск информации в Интернете, чтение газет и журналов, даже рецептов или программы ТВ - все это играет роль и пополняет читательский опыт.

- Позвольте ребенку выбирать. Базовое условие, которое поможет ребенку полюбить книги, - доступность материалов для чтения. А самое важное - возможность сделать свой выбор. 92% детей и подростков говорят, что они более заинтересованы в прочтении той книги, которую выбрали сами. Помогите ребенку найти историю, которая бы отвечала его интересам, возрасту и читательскому опыту.

- Читайте каждый день. Мы знаем, что чем больше дети читают, тем лучше они это делают и тем больше удовольствия получают от чтения. Постарайтесь сделать так, чтобы во время школьных каникул чтению уделалось минимум 20 минут ежедневно. Превратите чтение в совместный отдых - когда члены семьи оставляют свои дела и просто читают вместе, вслух или про себя. Составляйте список, где будут указаны названия почитанных книг, количество прочитанных страниц и время, уделенное чтению.

- Обсуждайте прочитанное. Разговор о книге во время и после чтения помогает повысить уровень понимания текста. Задавайте ребенку открытые вопросы - это побуждает делиться мнением. Рассказывайте о своем собственном чтении: так ребенок узнает, что книги - важная часть вашей жизни. Рассказывайте, что вам понравилось в книге, что вы узнали из нее и чем она оказалась полезна - и вскоре ребенок станет поступать так же.

- Вместе с ребенком участвуйте в "книжном вызове". Многие библиотеки разрабатывают летние программы чтения, которые помогают заинтересовать ребенка книгами. Принимая в них участие, ребенок выбирает цель, ведет книжную статистику и получает бонусы за достижение цели. Летние программы также включают читательские клубы, где дети могут обсудить прочитанное онлайн или на встрече клуба. Вы можете придумать ваш общий, семейный книжный вызов.

Наслаждайтесь летом и хорошим чтением!
Ответить
Елена (MHC) 7 августа, 16:48 , Москва
                                    

На мой взгляд, замечательные рекомендации Родителям,от которых (главным образом) и зависит любовь детей к чтению. Просто, доступно и очень корректно. Конечно, в рекомендациях нет "душевности", которая так свойственна русскому Человеку, но они и исключают какое-либо влияние Учителя посредством рекомендации того или иного произведения, созвучного мыслям и чувствам Педагога, но, возможно, не очень интересного Ученику.

Ответить
Tanja 7 августа, 17:58 , Салерно
                                    

Почему бы учителю не порекомендовать? Только желательно с учетом индивидуальных характеристик и все же оставляя свободу выбора, для чего нужна предварительная информация о книге, возможность самостоятельно решить: открыть, читать, бросить.

Ответить
Елена (MHC) 7 августа, 18:34 , Москва
                                    

Ничего не имею против рекомендаций Учителя, но конкретно моему ребенку они не нужны. Зная интересы своей дочери, ее литературные пристрастия, я самостоятельно смогу посоветовать ей те произведения, которые дадут ей пищу для ума и обогатят духовно. Но в моем окружении есть "не читающие семьи", где родители "покончили" с чтением литературных произведений сразу после школы, поэтому, возможно, таким Ученикам рекомендации Педагога окажутся полезными.

За "список литературы" Учителей по другим учебным дисциплинам буду им ( Педагогам) искренне признательна :)

Ответить
Анастасия 7 августа, 17:39
                                    

Да, мне тоже нравится корректность рекомендаций и их практичность, что ли. Люди смотрят на проблему чтения открытыми глазами и честно говорят, что лучше читать простое и получать от этого удовольствие, чем давиться великим.

Ответить
Tanja 7 августа, 12:09 , Салерно
                                    

"Составляйте список, где будут указаны названия почитанных книг, количество прочитанных страниц и время, уделенное чтению."

О нет!

Хотя если считать страницы прочитанных ТВ программ, это может быть забавно...

Ответить
Анастасия 7 августа, 12:11
                                    

Это очень хорошо показывает прогресс. А понимание прогресса - идеальный стимул для дальнейшей деятельности.

Ответить
Tanja 7 августа, 15:48 , Салерно
                                    

Что есть прогресс?


Если вчера прочитаны 20 страниц тв программы, а сегодня за время в два раза больше 2 страницы Канта - это прогресс или регресс?

Ответить
Анастасия 7 августа, 15:56
                                    

Если сегодня ребенок прочитал за 20 минут 5 страниц, а через месяц 10 - это прогресс. И это важно отметить, особенно, если ребенку тяжело дается чтение.

Если попалась какая-то тяжелая книга, то вы сможете показать, что год назад ребенок читал условного Кинни, а сейчас прочитал условную Лоури. А это значит, что еще чуть позже он прочитает и Достоевского.

Не нужно докапываться до ТВ программы, автор письма не призывает читать именно ее. Он говорит о том, что чтение окружает нас постоянно. Даже готовя блинчики по рецепту из поваренной книги, вы читаете. И это нужно показать ребенку.

Ответить
Анастасия 7 августа, 17:58
                                    

Письмо, которое я привела, вряд ли для 6 класса. Оно для младшей школы, хотя многое применимо и для старших классов.

Ответить
Tanja 7 августа, 18:04 , Салерно
                                    

Зачем его цитировать в теме, где обсуждается писмо к 6классникам (или к их родителям)? Проблемы совсем другие.

Ответить
Анастасия 7 августа, 18:15
                                    

Тема про сопроводительные письма к летнему списку чтения. Вы очень невдумчиво читаете.

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 11:58 , Усть-Каменогорск
                                    

Настя, совсем не в пику, но ведь совершенно стандартные "замыленные" советы, повторяющиеся из одной беседы о пользе чтения в другую...
И что-то я с опаской отношусь к книжным вызовам. Терпеть не могу эстафеты. Книжный вызов мне представляется чем-то подобным - просто гонка за количеством.

Ответить
Tanja 7 августа, 12:10 , Салерно
                                    

Списки из 30+ книг - это не гонка за количеством?

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 12:13 , Усть-Каменогорск
                                    

Это просто списки из которых ты выбираешь то, что тебе интересно, а не все подряд.

Ответить
Анастасия 7 августа, 12:07
                                    

Однозначно, это самые-самые банальные советы, которые почему-то не дают наши учителя литературы. Вот высокопарно порассуждать о "культурном коде", о связи поколений, об обогащении словарного запаса благодаря классическим произведениям - это пожалуйста. А рассказать основное - это нет.

Мы с вами тут собравшиеся знаем это советы только потому, что сами интересуемся темой, сами ищем лайфхаки и сами же их проверяем на практическую пригодность. Если взять среднестатистический школьный класс, то для большей части родителей эти советы сродни откровению будут.

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 12:10 , Усть-Каменогорск
                                    

Ну не знаю... это не для учителей литературы, а для учителя началки, скорее. Вот там надо напоминать родителям об этом всем

Ответить
Анастасия 7 августа, 12:14
                                    

Да, это для начального чтения скорее, хотя зависит от класса. Если класс в основном нечитающий - тоже актуально. Про свой выбор, про обсуждение книг, про важности книги в жизни семьи - так вообще всегда актуально.

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 12:16 , Усть-Каменогорск
                                    

Но вот это "ежедневно 20 минут" - перечеркивает все! Кранты! Вешалка. Ни о какой любви к чтению и осмыслении прочитанного тут речи быть не может в принципе! Это только навык озвучивания символов и больше ничего... (((

Ответить
Анастасия 7 августа, 12:23
                                    

В наших реалиях - да. В реалиях американских нет, потому что до того, как дойти до "20 минут в день" они 100 раз подряд повторят, что книжка должна быть интересная и доступная для ребенка, выбранная им самим, что это должны быть 20 минут отдыха и совместного досуга и т.д.

Если родитель понимает этот совет как "вот тебе Толстой я засекаю время" - то это однозначно кранты. Поэтому да, для наших родителей это надо адаптировать.
Ответить
Анастасия 7 августа, 06:49
                                    

Мне очень нравится идея писать сопроводительные письма к летним спискам книг и не только. Вчера по следам почитала разные письма, мне еще нравится, когда учителя дают советы именно родителям, говорят о конкретной важности чтения.

Ответить
Елена (MHC) 7 августа, 04:56 , Москва
                                    Я, видимо, буду единственной, кто бы не хотел видеть данного Учителя в качестве Педагога русского языка и литературы своего ребенка. Вы правы, видно, что Учитель действительно любит литературу и искренне старается привить (передать) это чувство своим Ученикам, уважительно и мягко "направляет" своих юных воспитанников, формируя у них хороший литературный вкус, НО! одной фразы "доброго времени!" для меня достаточно, чтобы усомниться в красоте образности и правильности речи данного Учителя.. Допускаю, что косноязычие и неуместность грамматических конструкций может встречаться в устной речи даже у людей, блестяще владеющих русским языком, НО! в письменной выверенной (подготовленной) речи Учителя русского языка и литературы, они, по моему мнению, недопустимы..
Что касается списков литературы, которые даются школьными Учителями, то мне они кажутся полезными только с точки зрения минимизации временных затрат на подготовку к литературе (как предмету в школьном расписании) в течение учебного года. Хотя и здесь есть исключения. Например, мой учитель русского языка и литературы, обладая незаурядными умственными способностями в части усложнения жизни своим ученикам, любила задавать вопросы такого типа на проверочных работах по литературе: "О чем думал П. Безухов на балу?" или "В платье какого цвета появилась Н. Ростова на своем первом балу?".. Прочитав четыре тома бессмертного произведения Льва Николаевича за время летних каникул такие важные подробности романа, конечно, из головы выветривались, следовательно, "летние списки" приходилось перечитывать в "рабочем режиме" с сентября по май...
Ответить
Tanja 7 августа, 10:20 , Салерно
                                    

Тоже неприятно резануло.

Но мне с детства такая манера выражаться кажется фальшивой: все эти "котомка-котомочка", "мы опыт складывали" (?), "обогатить каждую минуту", "не верьте тем", "на всей планете" ... Зачем вся эта вода?


И совершенно не понравилось заигрывание: "Вредительская Литература". Хотела даже спросить, что имелось в виду... Об'яснение выше ничего не прояснило...


Мне кажется, подобный текст должен быть намного более содержательным. Те же опорные вопросы ("о чем думал...?"). (примерно так, как учитель дает советы про проработку Дубровского...) Советует посмотреть картины Левитана. Хорошо. Почему только Левитана? Если она любитель и знаток живописи, то можно было бы и к другим произведениям подобрать, если нет - совет насчет Левитана повнрхностен и является примером приучения к скаканию по псевдо-интеллектуальным верхушкам. Почему живопись, а не музыка?

Учитывая длину вводной части, вместо нее можно было за то же время дать конкретные советы.

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 10:35 , Усть-Каменогорск
                                    

Я бы согласилась с замечаниями и критикой, если бы это касалось летней школы, какого-нибудь литературного курса для заинтересованных (их сейчас пачками проводят все подряд при школах и библиотеках), а не напутствия ВСЕМ И КАЖДОМУ на каникулы.

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 10:31 , Усть-Каменогорск
                                    

Таня, а не слишком ли мы придираемся к учителю, который дает задание на лето, почитать между делом и отдыхом, а не готовит тематический обзор или план отчетного мероприятия? Думаешь, стоит дополнить список рядом репродукций и альбомов, списков произведений, которые рекомендуется прослушать, чтоб взвыли и ученики, и родители? Озабоченная мама подсунет что-то еще, кроме Левитана (помнится, что именно его репродукции были вклеены в учебники). По моему, совет насчет Левитана - это пример видеть хоть что-то дальше заданного учебником текста.

Ответить
кипариска 7 августа, 11:06 , Москва
                                    

Мы именно придираемся). Ну так мы обсуждаем необычную подачу учителя. А по большому счету, рекомендация такая же как и у других учителей, только с долей заигрывания и личного участия.

Ответить
Tanja 7 августа, 10:58 , Салерно
                                    

В телефоне переключился с читалки на гугл, набрал имя художника - сразу посмотрел картины. Аналогично с музыкой. Списка альбомов не надо:) А вот стимулировать привычку к такому комментированному чтению надо.

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 11:24 , Усть-Каменогорск
                                    

А если читаешь, в деревне, на даче, на пляже?

Ответить
Tanja 7 августа, 12:03 , Салерно
                                    

На даче нет интернета?

В крайнем случае, закладку - и дома посмотреть.

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 12:07 , Усть-Каменогорск
                                    

У нас совсем другие реалии...
Даже мне делается тошно от такого чтения... Так делают уроки, обязаловку, то, что на оценку - на и отвяжись... если заинтересовало - закладка не понадобится, появится возможность, посмотрит.

Ответить
Tanja 7 августа, 10:55 , Салерно
                                    

Мы не придираемся.

Видно, что автор старалась.

Получилось странно и чрезмерно.


Вряд ли мои родители заглядывали в списки для чтения в 6 классе...


Согласна, что список для всех. И количество книг хорошее, реальное. Учитель лучше знает свой класс. Судя по списку доп лит-ры, дети разумные и способные. Зачем им про багаж с котомкой? Им нужно конкретное: что и как. Раз это не просто список (а вся эта простыня почти ничего не добавила к просто списку, кроме каких-то эмоций), то нужно, чтобы была польза. Елена выше привела пример конкретной проблемы. Учителю она явно знакома. Почему не задать выписать ответы на опорные вопросы, характеристики? Или было достаточно просто того же самого списка.


Пункты 2 и 3 настолько разноплановы и отлрваны как от "среднеродительского", так и от школьного опыта, что "направляющая рука" и ценные указания не повредили бы. Даже для выбора из списка.


Ответить
Ника1313 M 7 августа, 11:24 , Усть-Каменогорск
                                    

Я как родитель сразу бы высказала учителю все, что я думаю о задании с выписками и опорными вопросами )))) И учитель это прекрасно знает.

Ответить
кипариска 7 августа, 11:21 , Москва
                                    

Зачем "Почему не задать выписать ответы на опорные вопросы, характеристики "? Они это произведение будут изучать в школе, писать сочинения.

Ответить
Tanja 7 августа, 12:16 , Салерно
                                    

1.Зачем читать заранее то, что будут проходить в течение года (вторая часть списка включительно, тк указано, что для обсуждения на уроках внеклассного чтения) ? Чтобы не читать в течение года, логично. Если не будет "шпаргалок" , то придется перечитывать.

2. Ради подготовки к тестам. Раз спрашивают про цвет платья, то надо тренировать наблюдательность.

3. Для формирования более вдумчивого и внимательного чтения (чтобы не всегда перелистывали описания природы)

Ответить
Анастасия 7 августа, 12:31
                                    

1 нелогично вообще. Так как прочитав книгу в июне, к декабрю вы забудете массу информации и в первую очередь цвет занавесок, о котором в итоге спросит составитель учебника.

2 это не наблюдательность. Функционирование человеческого мозга таково, что большая часть входящей информации отсеивается за ненадобностью. Если хотите тренировать наблюдательность, сначала выдайте вопросы, а потом текст. И не наоборот.

3. вдумчивое чтение не об этом. Вдумчивое чтение это умение проводить параллели, примерять на себя ситуации, сравнивать и т.д. Уровень вашей вдумчивости напрямую зависит от вашего жизненного и читательского опыта и "попадания" книги.

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 16:52 , Усть-Каменогорск
                                    

Это не про чтение художественных произведений. Это про работу с учебником. И это называется "штудировать".

Ответить
Tanja 7 августа, 18:08 , Салерно
                                    

В списке что-то подобное уже предложено делать с Дубровским.

Ответить
Анастасия 7 августа, 12:40
                                    

Невозможно записать все. И не нужно.

Ответить
кипариска 7 августа, 12:28 , Москва
                                    

Так выходит нормальная такая вдумчивая работа с текстом, и при любых записях мелочи не запишешь. Все равно придется освежать.

По прошлому году я заметила за сыном: он прочел летом, то что было обязательным. А потом перечитывал во время учёбы. Но ему было интересно.



Ответить
Tanja 7 августа, 12:54 , Салерно
                                    

Мне кажется, на то и учитель, чтобы направить на то, что окажется полезным.

Всего не перечитаешь...

Если получается по времени, я бы читала только в течение года, а летом - свое, свободное (или родителями посоветованное).


В том комментарии, с которого все началось, было сетование на невозможность запомнить "о чем думал" и "цвет". На мой взгляд, неравноценные проблемы. Привычка обращать внимание на то, о чем думал, должна быть доведена до автоматизма, со столь же автоматическим выстраиванием причино-следственных связей. Герой просто так не думает:) Это необходимо для понимания смысла произведения и цели автора. Да, это явно решается опорными вопросами.




Ответить
кипариска 7 августа, 13:01 , Москва
                                    "я бы читала только в течение года, а летом - свое, свободное (или родителями посоветованное)."
Про это я и написала где-то ниже. Список может быть только рекомендованным. Заинтересовало - прочёл. Но писать ещё по этому эссе - увольте. Если это необходимо, то на первом уроке под темой "моя лучшая летняя книга")
Ответить
Tanja 7 августа, 13:07 , Салерно
                                    

Я же не про эссе)


Можно нужное в читалке по ходу чтения выделять и потом распечатать))))

Или сделать таблицу в exell: "Место-цвет платья". Главное, заранее знать, что пригодится. А носитель этой ценной инфо - учитель.

Но это если читать по программе.

Ответить
кипариска 7 августа, 13:29 , Москва
                                    

Ну, это уже взрослый подход))) К такому возрасту они сообразят нагуглить необходимое.

Я повторюсь, дневники и отзывы требуют в основном в нач.школе. А это книги печатные. Да я до сих пор за то, чтоб сын читал бумажные книги.) И главное с удовольствием и в удовольствие. )

ПиСи.Вообще тесты временами вводят в ступор.

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 12:18 , Усть-Каменогорск
                                    

Тань, ты сейчас о чем? О летнем чтении хороших интересных книг или о погоне за оценками?

Ответить
Tanja 7 августа, 12:28 , Салерно
                                    

В моем детстве на лето из школьной программы выносили только Войну и мир. Раз сейчас надо программные произведения читать летом, то делать это надо эффективно.

Но лучше читать случайно найденное на чердаке. Лето - для этого.
В навыках работы с текстом, привычке к разбору и обращению к доп материалу вижу исключительно положительные моменты.

ПС мы обсуждаем список не для начальной школы, а для средней. Это уже большие дети.
Ответить
Ника1313 M 7 августа, 05:11 , Усть-Каменогорск
                                    

Мне пожелание доброго времени косноязычным и неупотребительным не кажется. Вот если бы это было пожеланием "доброго времени суток", то точно бы царапало, как, например, абсолютно неупотребимое словосочетание "Педагог русского языка". Педагог - это не статус, не должность, это воспитатель. Правильно говорить - учитель русского языка или преподаватель русского языка. Если он при этом еще и хороший воспитатель, то его можно назвать педагогом, но далеко не каждый учитель - педагог.

Ответить
Анастасия 7 августа, 06:57
                                    

Я поддержу Елену (я ж Баба-Яга :) )

Очень хороша идея сама по себе, но сколько ж в письме штампов. Этот бесконечный багаж, вдохновить на чтение, литературная котомочка и т.д. "Дать им с собой такой багаж, чтобы им обязательно нужно было вернуться" - идейная обманка.

Плюс непонятно, к кому она обращается, то к детям, то о них в 3м лице.

Короче, качество текста для преподавателя литературы и русского низковато.

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 07:04 , Усть-Каменогорск
                                    

Обращается она, как я понимаю, и к детям и к родителям. Содрала со страницы родительницы, причастной к теме детского чтения. И родители и дети от учителя в восторге, литературу любят. Думаю, что это гораздо важнее, чем безукоризненно правильная речь равнодушного к детям и предмету человека.

Ответить
Анастасия 7 августа, 07:34
                                    

Я бы предпочла объединение, потому что человек, который пишет вот так, вряд ли может научить писать других. Да и оценивать чужие сочинения при таком качестве собственного как-то не очень.


Иной вопрос, что на нашем безрыбье раку будешь рад. Так что родителей я понимаю. И этот список бесспорно много лучше, чем списки-простыни середины прошлого века.

Ответить
кипариска 7 августа, 10:13 , Москва
                                    

Мне ни разу не задавали списка на лето). Более того, у дочери тоже не было таких списков. Появились они у сына, вместе с заполнением читательского дневника.

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 10:19 , Усть-Каменогорск
                                    

Сместились акценты, сейчас главная задача школы не научить а оценить, проконтролировать объем сделанного (или сымитированного).

Ответить
кипариска 7 августа, 10:31 , Москва
                                    

Поэтому часть контроля хочется сбросить)

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 09:04 , Усть-Каменогорск
                                    

Мне кажется, что писать учит не учитель. А авторы прочитанных книг.
А учитель может увлечь чтением, отношением к книге.

Ответить
кипариска 7 августа, 21:00 , Москва
                                    

Писать учат в школе. Более того, сейчас жёсткие требования к написанию сочинения на ЕГЭ. Детям объясняют как оно должно быть написано.

Ответить
Tanja 7 августа, 10:31 , Салерно
                                    

Как же так?

Первоначальные сведения о плане (навязшие в зубах, но столь ценные "Введение-основная часть-заключение"), метафорах-аллегориях-фразеологизмах, а также ямбах-хореях и сонетной форме я вынесла из обычной средней школы. Так же как и идею, что повторять одно и то же слово несколько раз подряд - дурной тон. Простое чтение не позволит самостоятельно систематизировать эти наблюдения. Для этого и нужен учитель.

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 11:15 , Усть-Каменогорск
                                    

А на примере этого текста уже ясно, что ничему этому научить она не может? Если апеллировать к личным примерам, то меня ничему не научили в школе. Я НИКОГДА не писала и не пишу сочинения по плану. И применение в своих текстах метафор, аллегорий и фразеологизмов вынесено вовсе не из школы. Значит, простое чтение позволяет систематизировать эти наблюдения.
И когда знающий учитель может привить детям только отвращение к своему предмету, я выберу другого - вот такого, который просит при чтении подумать над тем и над этим, и найти хотя бы несколько репродукций.

Ответить
Tanja 7 августа, 12:17 , Салерно
                                    

Да, я бы напряглась...


Почему знающий учитель должен обязательно привить ненависть к предмету - не поняла. А вот к такой сюсюкающей фальши подростки обычно особенно чувствительны.


На мой взгляд, урок литературы существует для того, чтобы научить читать (работать с текстом), а не для того, чтобы впихнуть кнутом в мозг максимум написанного человечеством.

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 12:27 , Усть-Каменогорск
                                    

Я не увидела здесь особых сюсюканий. Может быть на фоне повсеместно злоупотребляемых "деток" ) Человек обращается не к широкой аудитории, а к конкретному классу, с которым у них давно сложился свой язык. Думаю, что они друг друга понимают. Задача этого списка - прочесть и суметь рассказать как в тебе отозвалось прочитанное. Работать с текстом они будут учиться на уроке.

Ответить
Tanja 7 августа, 13:02 , Салерно
                                    

Обсуждать "как отозвалось" - с подругами на скамеечке. Уверена, что обсуждать будут совсем другие книги.


Уроки литературы (а список летнего чтения - это тоже урок, он тоже составлен с обучающей целью) - для выработки определенных навыков, для передачи опыта предыдущих поколений.

Ответить
Анастасия 7 августа, 10:01
                                    

Если учитель не учит писать, то как он может оценивать изложения, сочинения и т.д.? И для чего они тогда вообще нужны в школе? Как говорил один мой преподаватель, "я не могу спрашивать у вас того, чему я вас не учил".

Нет, учить писать школьные сочинения должен как раз учитель.

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 10:12 , Усть-Каменогорск
                                    

Он может научить составлять план, общий скелет, "рыбу", а все остальное человек делает сам.

Ответить
Анастасия 7 августа, 10:28
                                    

Это не очень хорошо. Оценку ведь ставят не за скелет.

Я, может, не права. Но для меня учитель литературы должен уметь говорить и писать пусть не на уровне писателя профессионального, но лучше собственных учеников. Вот это обращение то к родителю, то к ученику - элементарная ошибка текста. Ее приветствие - типичный пример письменной устной речи. И если уж начинать так, то не надо потом скатываться на высокопарные котомочки. К чему ссылка на фолиант? Значение этого слова вообще не вяжется с предложением, в которое оно вписано.
Ответить
Ника1313 M 7 августа, 10:55 , Усть-Каменогорск
                                    

Пример неравнодушного отношения учителя мы разобрали по костям и вынесли единодушное решение - плохой учитель, не умеющий говорить и писать... Моя дочь училась в лучшем в городе лицее. Она была бы счастлива учиться у такого преподавателя. А с котомочками разобралась и сама, без учителей.
Я училась в сельской школе. Я представляю как досталось бы нашей деревенской учительнице литературы, которая рисовала на доске бегающих собачек, дороги и луну, лишь бы нечитающие дети хоть что-то поняли...

Ответить
Анастасия 7 августа, 11:07
                                    

Ничего подобного. Про то, что учитель плох, я нигде не написала. Про то, что качества текста низкое - написала. Но это так и есть. Если бы такой текст написал учитель по математике, которого почему-то попросили заменить литератора, - не было бы вопросов. Но этот текст написал человек, которые получил профильное образование и преподающий русский и литературу детям. Поэтому и спрос иной, как вы понимаете.

На мой взгляд, учитель может и должен применять совершенно разные методы, чтобы заинтересовать учеников своим предметом. Я обеими руками за учителя, который не боится показаться "клоуном" и нарисовать собачку на доске. Но при этом вопрос к качеству текста не снимается. Тем более, повторюсь, это очень простые ошибки.

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 11:14 , Усть-Каменогорск
                                    

В 6 классе я прекрасно видела и слышала все ошибки в речи своей учительницы. И все равно ее любила, вместе со всем классом. А вот другой пример - ошибки и оговорки в речи другого учителя все классы фиксировали на бумажках и потом делились друг с другом, потому что вся школа ее терпеть не могла...

Ответить
Анастасия 7 августа, 12:00
                                    

Если выбор между учителями, которые делают кучу ошибок, но при этом одного любят, а другого терпеть не могут, выбор очевиден. Но это то самое безрыбье, про которое я писала. В норме учитель русского языка элементарных ошибок вроде "карова" или "ципленок" делать не должен. А учитель литературы не должен допускать тех ошибок, про которые я написала выше. Это совсем-совсем простые ошибки.

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 12:03 , Усть-Каменогорск
                                    

У меня впечатление, что сейчас сплошное безрыбье... Читая учительские паблики, порою плакать хочется (((

Ответить
Анастасия 7 августа, 12:10
                                    

Да. Я тоже, натыкаясь на какой-нибудь очередной учительский посыл в интернете, либо удивляюсь, либо негодую. Исключения есть, но так мало.

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 09:03 , Усть-Каменогорск
                                    

Списки простыни прошлого века использовались совсем не так как сейчас. Я вообще не помню, чтоб нам что-то задавали. Просто в конце учебника истории, например, были перечислены художественные произведения когда-то написанные на эту тему. Интересует что-то, ищи, спрашивай в библиотеках, читай.

Ответить
Анастасия 7 августа, 09:59
                                    

А вот я, кстати, тоже не помню летних списков. Надо у мамы уточнить, были они или нет.

Ответить
кипариска 6 августа, 21:19 , Москва
                                    

Список неплохой. Но дети растут, появляются предпочтения. Хочется самим и что хочется, рекомендованного хватает во время учебного года. Нет, я не говори, что списки это плохо. Я их просматриваю. А что сын? А сын за прошедшие летние дни не прочёл ни одной книги из школьного списка.

Ответить
Анастасия 7 августа, 10:41
                                    

По-моему, список должен быть таким, за которым я гоняюсь по интернету :)

Т.е. "Если вы не знаете что почитать, а почитать хочется, то загляните в этот список. Там вы найдете 10 книг в жанре научной фантастики, 10 книг в жанре фэнтези, 10 книг детективов, 10 книг внежанровых, 10 книг о животных, 10 книг о взрослении, 10 книг о взаимоотношениях с родителями, 10 книг исторических, 10 книг нон-фикшн и т.п. Выбирайте то, что вам нравится"

Т.е. чтобы это был просто качественный совет от человека, разбирающегося в литературе. Не больше. И я бы не стала запихивать в него книги по программе.

Ответить
кипариска 7 августа, 11:18 , Москва
                                    

Согласна.

Вот список сына. Да, обширный. Но есть выбор. Он мне не кажется хуже или лучше обсуждаемого.




Ответить
Ника1313 M 7 августа, 04:33 , Усть-Каменогорск
                                    

Список это список - один из миллиона прочитанных. Но здесь очень важен посыл учителя, обращение к ученикам, приглашение к сотрудничеству в работе по осмыслению текста, а не "от сих до сих с ответом на вопросы и записью в дневник". Может, если бы его список был вот с таким обращением, то что-то и прочел бы?

Ответить
кипариска 7 августа, 10:29 , Москва
                                    

Мы говорим о списке для уже повзрослевших детей. Дневник чтения (с записью) отвалился от нас после смены учителя в третьем классе. В средней не слышала про него ни от кого. Я воспринимаю любой летний список как рекомендацию. Сложно тебе во время учёбы, мало времени - читай заранее , правда тесты сейчас часто обращают внимание именно на такие мелочи как уже тут обговаривали, какого цвета платье и т.п. Не знаешь что почитать и не могут подсказать родители - опять же список в помощь. А если у читающего ребенка летом, когда полная свобода, есть желание прочесть то, что хочется и на что время не будет во время учебы, то пусть читает. У него будут свои любимые авторы, и свои песни). А учитель все это может добавить на уроке и тогда те, кого затронут ее слова, прочтут и послушают.

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 10:48 , Усть-Каменогорск
                                    

Честно говоря, я не поняла Вашей мысли "Список неплохой, но..." Прекрасно, что появляются предпочтения. Кто не дает ребенку их читать? Вы увидели в списке обязательность всех пунктов? Я - нет. Обязательными названы только 4. Не пойму претензий.

Ответить
Анна 6 августа, 20:47 , Москва
                                    

Король Матиуш - 6 класс. Вот это я замахнулась....


Сама из списка читала только Дубровского и Вино из одуванчиков.

Ответить
Ника1313 M 7 августа, 04:26 , Усть-Каменогорск
                                    

Да, книга достаточно сложная. Много гражданского пафоса, ответственности перед обществом. Старое я все читала, кроме Матиуша, его только полистала.
Никак не возьмусь за "Сахарного ребенка" и "Хлеб той зимы" - учиталась уже военным и предвоенным. Хочется другого.

Ответить
Kalinka 6 августа, 17:05 , Иркутск
                                    

Как здорово, когда человек любит то, чем занимается. Полностью согласна с комментарием ниже, захотелось взять этот список и прочитать!

Ответить
Елена 6 августа, 16:42 , Москва
                                    

Просто отличный личный посыл от учителя к ученику!

Ответить
Ника1313 M 6 августа, 16:43 , Усть-Каменогорск
                                    

Наверное, об этом подумал каждый кто прочел...

Ответить