Еще один список чтения
Списки книгСписков для летнего чтения мы с вами перевидали немало. Перечитали километры фамилий авторов и названий книг, до хрипоты обсуждали возрастную адресацию и тематическую уместность, пускай многие делали это не здесь, а дома на кухне. Но обсуждали.
Я хочу показать еще один. И скажу честно - совсем не ради списка, а ради предисловия к нему. Не могу не поделиться. Скопировала.
Автор списка - учитель литературы Ульяна Васильевна СЕРГЕЕНКО
Списки литературы на лето непростой для меня вопрос, поскольку я так и не знаю, насколько правилен тот список, который я создаю. Но что я точно понимаю, так это преступность списка без какого-либо предисловия или пояснения. Текст перед списком необходим. К тому же это замечательная возможность ещё раз поговорить о важном, вдохновить на чтение. Для шестого класса в прошлом году получилось вот так:
Доброго времени!
Вот и наступил день завершения учебного года. Для меня это непростой день - день, когда дети уходят из школы надолго. Очень хочется дать им с собой такой багаж, чтобы им обязательно нужно было вернуться. Я верю, что в моей литературной котомочке будет хотя бы один такой фолиант.
За этот год мы немало успели на уроках. Я надеюсь, что тот читательский опыт, который мы из урока в урок складывали, поможет внимательно и с интересом читать произведения.
В литературной котомке произведения различные:
1. обязательная литература (те произведения, которые мы будем проходить в учебном году и содержание которых объёмно, а прочтение должно быть очень внимательным);
2. дополнительная литература (эти произведения нам понадобятся на уроках внеклассного чтения, не говоря уже о том, что они могут обогатить каждую минуту читателя);
3. вредительская литература (это сложная литература, произведения эти могут вызывать слёзы, но они делают что-то такое с человеком, после чего он иначе смотрит на многие события в своей жизни и жизни всех на этой планете).
А ещё есть литература, которую я не внесу ни в какой пункт, потому что у неё не может быть границ - это поэзия. Читайте стихотворения Александра Сергеевича Пушкина, Михаила Юрьевича Лермонтова, Николая Алексеевича Некрасова, Афанасия Афанасьевича Фета, Фёдора Ивановича Тютчева, Александра Блока, Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Марины Цветаевой и Анны Андреевны Ахматовой. Ищите свой стих, своё поэтическое слово и не верьте тем, кто говорит, что в вашем возрасте читать серьёзных и настоящих поэтов рано. Со стихотворениями Бродского и Аронзона я познакомилась в 10 лет, и до сих пор слова этих поэтов со мной.
И конечно же я бы хотела, чтобы за лето песни Павла Фархутдинова «Ты просто играй своё сердце» и Петра Вегина «В парусиновых брюках» звучали в вас. Но останавливаться на двух этих текстах из богатого мира авторской песни не стоит - послушайте песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора, Ю. Мориц, А. Якушевой, Ю. Кукина, А. Городницкого и многих других представителей этого напрвления.
Итак, что же в котомке?
1. Обязательная литература
А.С. Пушкин «Дубровский» (сложный роман, и это впервые у нас с вами - роман! Читайте и обращайте внимание на детали, на характеристику персонажей, которую им даёт сам автор, заметьте русскую народную песню, строчки которой звучат в этом тексте, стоит посмотреть содержание всей песни, поскольку это один из ключиков к пониманию всего текста.)
Л.Н. Толстой «Отрочество» (А как складываются у вас отношения с миром? А что вас поразило?)
А.П. Чехов «Степь» (нельзя читать тексты Антона Павловича и не познакомиться с картинами Левитана, а может, вам посчастливится летом много наблюдать природу России?! А может и не представится. Тогда прочитай, закрой глаза и представь картины, которые создал словом Чехов.)
Ч. Айтматов «Ранние журавли»
2. Дополнительная литература
Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (ведь не все ещё читали!)
Я. Корчак «Король Матиуш Первый»
Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»
Е. Шварц «Дракон»
А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
В. Крапивин «Брат, которому семь»
В. Железников «Чудак из 6 «Б»
А. Алексин «Мой брат играет на кларнете»
Б. Питцорно «Послушай моё сердце»
У. Старк «Чудаки и зануды»
Д. Алмонд «Меня зовут Мина»
3. Вредительская Литература
О. Громова «Сахарный ребёнок»
Э. Фонякова «Хлеб той зимы»
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
Йорн Риэль «Мальчик, который хотел стать человеком»
Читайте, думайте над текстами, задавайтесь вопросами и приходите на наши уроки!
С уважением, Ульяна Васильевна.