Начиталось.)
отзывыХочется спать, поэтому без вступления)).
Мальчики из блокады
Воспоминания автора о военном детстве. В начале книги идут небольшие рассказы. Они написаны так искренне, так подробно автор делится своими детскими переживаниями, мыслями, без прикрас рассказывает о своих поступках, хороших и не очень. Он не пытается понравится читателю, что-то приукрасить, о чем-то промолчать. Бывало, что он ошибался, малодушничал, он всё это признает и выносит на суд читателя. И ему веришь, его понимаешь и прощаешь.
Всю боль, всё волнение, злость, радость, голод, обиду, стыд этого мальчика, я пропустила через себя. Некоторые детали воспоминаний поражают настолько, что нарисованные воображением картины ещё долго вспоминаются после прочтения книги. Например, как он стоял в очереди, а перед ним была женщина, и вдруг он увидел, что воротник на ее пальто шевелится! Вы понимаете?! Он шевелился от бельевых вшей, как я думаю. И долго после этого случая, мальчику все казалось, что по нему кто-то ползает. Или другой случай. Уже став мужчиной, он проходил по улице, где прошло его детсво и вдруг не смог совладать с порывом, зайти в одну квартиру. Там раньше жила мамина подруга, они часто ходили к ней, и мальчик обожал её сына Кроню. Тот был вечно занят и не обращал никакого внимания на мальчика, тихо сидящего в углу. Когда Крони не было дома, мальчик играл в его солдатиков. Но однажды ему надоело. Он так хотел дружить с Кроней, он мечтал разговаривать с ним, играть, ему надоело быть пустым местом, и тогда он раскидал солдатиков, а посреди разбитой армии поставил знаменосца с белым флагом, он сдавался. Какого же было удивление и радость мальчика, когда в следующий приход он увидел восстановленную армию! Крони не было дома, но игра между ними началась и длилась довольно долгое время. Они играли не встречаясь, каждый по-своему расставлял солдатиков. У них шли не шуточные бои. И именно в дом к этому Кроне и решился зайти наш повзрослевший мальчик. На его удивление, Кроня с семьей жил все в той же квартире. Постаревший Кроня вспомнил тихого мальчика, приходившего к ним в дом со своей мамой. Но правда говорят, что иногда лучше не встречать людей из прошлого. Эта встреча принесла острую душевную боль и огромное разочарование нашему мальчику.
Была у мальчика и первая влюбленность, было и расставание с другом на время блокады и стеснение и неловкость при встрече с тем другом после войны. Трудно не переживать, когда ты дистрофик, а твой друг здоровый, крепкий парень, запросто берет тебя на руки и кружит как ребенка... И важны именно первые мгновения, первые слова, от них зависит, разойдутся ли твои пути с другом навсегда, или вы все те же друзья на век. И много таких сложных ситуаций было в детстве автора, и я читала с замиранием сердца, переживала за него, грустила и радовалась с ним.
Во второй части рассказы объединены в повесть "А потом началась война". Мне почему-то кажется, что не всем она понравится так же сильно, как первая часть книги. Хотелось бы мне ошибаться, но мысль эта сидит в моей голове и просила ее озвучить. В этой повести страшная реальность перемешалась со сказкой. Мальчик любил театр. Он вырезал из журнала три персонажа: Матроса, Девочку и Кавалера. Они стали главными героями всех представлений мальчика. Он сам придумывал сценарий, реквизит, выходил во двор и показывал ребятам представления. Это не было для мальчика развлечением, это была часть его жизни. Война "оживила" всех персонажей. Молоденький матрос плакал от страха ничего не успеть, умереть от первой пули. Но он успел, он спас нашего мальчика от смерти. Была и избалованная до войны Девочка, которая замерзла в сугробе. Был и Кавалер, он поднимал дух бойцов на войне. И много ещё кого было. Были и сволочи, которые мечтали о смерти людей, чтобы поживиться карточками, были и герои, не щадившие себя во имя жизни других. Много всего было. Мальчик выжил и рассказал нам о своем военном детстве.
Лабиринт
____________________________________________________________________________
Следы.
Мне, как взрослому читателю, книга понравилась. Как мне показалось, она написана совсем не для детей.
История трёх поколений. Как пирамида. Начинается всё с детства внучки, потом переходит к описании её мамы, далее подробно о жизни бабушки и её сестры, снова к маме и заканчивается внучкой. Нет, дети не поймут, я думаю. Им не хватит опыта и знаний все понять и прочувствовать. Даже из нынешних мамочек не все проникнуться. Описываемое послевоенное детство Ирки близко нынешним бабушкам. Это в их детстве были частыми случаи подрывов детей на минах. В их детстве учителя были жестокими, позволявшими себе не только уничтожить в ребенке личность, но даже и стукнуть было обычным делом. Это тогда родители дрожали на собраниях.
Эта книга о нелегкой женской судьбе. Сколько всего выпало на долю Иркиной бабушки и её сестры. Через всё прошли, всё пережили, непосильным, бесконечным трудом вытянули во время войны не только своих детей, но и еврейскую девочку.
Книга о человеческих душах. Что там в голове у Наташки, которая как машина без устали от рассвета до заката работает и работает, постоянно строгая, грубоватая, вечно подгоняет сестру, может и полотенцем хлестануть, чтобы пошевеливалась. Разве кто скажет, что сестру она любит сильнее всех на свете, что за сестру она любого порвёт, что она, как наседка, всю жизнь её оберегает от сплетен, от нечаянного слова, которое может ранить её Мавку. А Мавка, что в душе у этой старухи-вековухи? Ни мужа, ни детей, всю жизнь у старшей сестры в нахлебницах. Всю жизнь боится быть в тягость и ждет попрека от Натальи, что даром хлеб ест. И старается, всю свою жизнь старается быть полезной, переделать все дела. А сколько любви в ней к племянникам и их детям! Всех вынянчила, всех окутала своей любовью. А как видит она красоту мира! Как любит всех жучков -паучков. Никто не умеет переносить эту красоту на полотна, как она.
Валентина - мать Ирки, тоже интересный персонаж. Знаю, что есть такие мамы, что детям говорят: "Вот такого ребенка буду любить, а пожалуются на тебя, значит ты дурной и моей любви не достоин". Вот и Ирке не повезло. Никакой материнской ласки, нежности, одна забота, чтобы дочь не хуже чем у других, лишь бы в школе не жаловались. Мне моя мама рассказывала о своей знакомой. Та любила детей всей душой, баловала их, но никогда не обнимала и не целовала. На мамино удивление ответила, что её тоже никогда не целовали, и она не привычна к этому, иногда хочется, но не может. Вот ведь как бывает на свете.
Онисья - соседка Натальи, до невозможности любопытная любительница поболтать. Своим длинным языком погубила сразу несколько жизней. Что у нее, у проклятой до седьмого колена, происходило в душе? Усвоила ли она урок? Смогла ли понять всю свою вину, или так и прожила в искреннем непонимании?
Должна ли ненависть передаваться из поколения в поколение? Можно ли смеяться над взрослыми, если все вокруг смеются. Что важнее, выполнить поручение, или стать предателем? Если друг, спасая тебя от смерти, становится инвалидом, есть ли на тебе вина за это? Много вопросов в книге, много тем для обсуждений. Слишком подробную сцену изнасилования считаю лишней в книге, тем более со знаком 12+.
Лабиринт
____________________________________________________________________________
Чумазый Федотик.
Сразу скажу, что название книги и обложка вводят в заблуждение. В книге небольшие рассказы о дошкольниках. Больше половины книги автор рассказывает истории о своей любимой маленькой внучке. О том, как они вместе гуляли по лесу, как он учил её не бояться грозы, как они терпели нашествие комаров, как хандрили во время дождя...Так что, книга скорее для дошкольников, чем для средних школьников, как я сначала думала и как написано в аннотации.
Истории хорошие, о детских занятия, переживаниях, о том, как часто взрослые, сами того не подозревая, больно ранят детские души. Из всех я выделила рассказ "Моя прелестная подружечка". О девочке, которая была всех младше в группе и с ней никто не хотел дружить. И так горько было этому маленькому человечку, что она постоянно плакала. Но никто не жалел её. Воспитательницу её рёв нервировал, нянечку тоже. Дети обижали. И ребенок с самого утра страдал и терпел унижения. Есть не хочешь - высмеивают, обсикалась, так как все горшки унесли мыть, тоже терпи обзывательства и унижения, прогулка тоже не приносила радости, ведь маленькая девочка и одевалась дольше всех, за это снова ее стыдили перед всеми. И так изо дня в день. Я сразу дочку свою представила. Она тоже была младше всех в группе, в ясельках места не было, поэтому определили в младшую группу. Так же, как и героине рассказа, в садике дочке не нравилось. Радуюсь, что хоть через два года хватило ума забрать её оттуда. Но девочке в рассказе на это рассчитывать не приходилось. Однажды на прогулке она нашла всеми забытую, старую, грязную, тряпичную куклу. Девочка решила забрать куклу себе, стать ее подругой, заботиться о ней, любить и жалеть. Будучи маленьким ребенком, она узнала что такое одиночество, равнодушие и непонимание. Думается мне, что когда подрастет девочка, то станет кому-то надежной, верной подругой.
А один рассказ вызвал недоумение. Автор рассказывал про свою бабушку. Она не выносила когда её не слушались. Напекла однажды она пирожков внуку, а он сыт был и пирогов совсем не хотел. Как думаете, что сделала бабушка? Ни за что не отгадаете.)) Она достала свой драгоценный, любимый сервиз и сказала, что разобьет его, если внучек не станет есть. И начала разбивать одну за другой чашки и блюдца.... Конечно, у ребенка было полнейшее недоумение, непонимание, он пытался сопротивляться, но куда там... Так и пришлось жевать пироги с морковкой, чтобы не оставить бабушку без сервиза. Что же сделала бабуля? Она собрала осколки и положила на видное место в сервиз! Для чего она это сделала? Чтобы внучонок смотрел и чувствовал вину! Вину за то, что у бабки вздорный характер? Лучше бы автор сохранил эту историю втайне от читателей, дабы мы не тревожили память о его бабушке.
Лабиринт
Всем спасибо за внимание! Читайте хорошие книги!
Воспоминания автора о военном детстве. В начале книги идут небольшие рассказы. Они написаны так искренне, так подробно автор делится своими детскими переживаниями, мыслями, без прикрас рассказывает о своих поступках, хороших и не очень. Он не пытается понравится читателю, что-то приукрасить, о чем-то промолчать. Бывало, что он ошибался, малодушничал, он всё это признает и выносит на суд читателя. И ему веришь, его понимаешь и прощаешь.
Всю боль, всё волнение, злость, радость, голод, обиду, стыд этого мальчика, я пропустила через себя. Некоторые детали воспоминаний поражают настолько, что нарисованные воображением картины ещё долго вспоминаются после прочтения книги. Например, как он стоял в очереди, а перед ним была женщина, и вдруг он увидел, что воротник на ее пальто шевелится! Вы понимаете?! Он шевелился от бельевых вшей, как я думаю. И долго после этого случая, мальчику все казалось, что по нему кто-то ползает. Или другой случай. Уже став мужчиной, он проходил по улице, где прошло его детсво и вдруг не смог совладать с порывом, зайти в одну квартиру. Там раньше жила мамина подруга, они часто ходили к ней, и мальчик обожал её сына Кроню. Тот был вечно занят и не обращал никакого внимания на мальчика, тихо сидящего в углу. Когда Крони не было дома, мальчик играл в его солдатиков. Но однажды ему надоело. Он так хотел дружить с Кроней, он мечтал разговаривать с ним, играть, ему надоело быть пустым местом, и тогда он раскидал солдатиков, а посреди разбитой армии поставил знаменосца с белым флагом, он сдавался. Какого же было удивление и радость мальчика, когда в следующий приход он увидел восстановленную армию! Крони не было дома, но игра между ними началась и длилась довольно долгое время. Они играли не встречаясь, каждый по-своему расставлял солдатиков. У них шли не шуточные бои. И именно в дом к этому Кроне и решился зайти наш повзрослевший мальчик. На его удивление, Кроня с семьей жил все в той же квартире. Постаревший Кроня вспомнил тихого мальчика, приходившего к ним в дом со своей мамой. Но правда говорят, что иногда лучше не встречать людей из прошлого. Эта встреча принесла острую душевную боль и огромное разочарование нашему мальчику.
Была у мальчика и первая влюбленность, было и расставание с другом на время блокады и стеснение и неловкость при встрече с тем другом после войны. Трудно не переживать, когда ты дистрофик, а твой друг здоровый, крепкий парень, запросто берет тебя на руки и кружит как ребенка... И важны именно первые мгновения, первые слова, от них зависит, разойдутся ли твои пути с другом навсегда, или вы все те же друзья на век. И много таких сложных ситуаций было в детстве автора, и я читала с замиранием сердца, переживала за него, грустила и радовалась с ним.
Во второй части рассказы объединены в повесть "А потом началась война". Мне почему-то кажется, что не всем она понравится так же сильно, как первая часть книги. Хотелось бы мне ошибаться, но мысль эта сидит в моей голове и просила ее озвучить. В этой повести страшная реальность перемешалась со сказкой. Мальчик любил театр. Он вырезал из журнала три персонажа: Матроса, Девочку и Кавалера. Они стали главными героями всех представлений мальчика. Он сам придумывал сценарий, реквизит, выходил во двор и показывал ребятам представления. Это не было для мальчика развлечением, это была часть его жизни. Война "оживила" всех персонажей. Молоденький матрос плакал от страха ничего не успеть, умереть от первой пули. Но он успел, он спас нашего мальчика от смерти. Была и избалованная до войны Девочка, которая замерзла в сугробе. Был и Кавалер, он поднимал дух бойцов на войне. И много ещё кого было. Были и сволочи, которые мечтали о смерти людей, чтобы поживиться карточками, были и герои, не щадившие себя во имя жизни других. Много всего было. Мальчик выжил и рассказал нам о своем военном детстве.
Лабиринт
____________________________________________________________________________
Следы.
Мне, как взрослому читателю, книга понравилась. Как мне показалось, она написана совсем не для детей.
История трёх поколений. Как пирамида. Начинается всё с детства внучки, потом переходит к описании её мамы, далее подробно о жизни бабушки и её сестры, снова к маме и заканчивается внучкой. Нет, дети не поймут, я думаю. Им не хватит опыта и знаний все понять и прочувствовать. Даже из нынешних мамочек не все проникнуться. Описываемое послевоенное детство Ирки близко нынешним бабушкам. Это в их детстве были частыми случаи подрывов детей на минах. В их детстве учителя были жестокими, позволявшими себе не только уничтожить в ребенке личность, но даже и стукнуть было обычным делом. Это тогда родители дрожали на собраниях.
Эта книга о нелегкой женской судьбе. Сколько всего выпало на долю Иркиной бабушки и её сестры. Через всё прошли, всё пережили, непосильным, бесконечным трудом вытянули во время войны не только своих детей, но и еврейскую девочку.
Книга о человеческих душах. Что там в голове у Наташки, которая как машина без устали от рассвета до заката работает и работает, постоянно строгая, грубоватая, вечно подгоняет сестру, может и полотенцем хлестануть, чтобы пошевеливалась. Разве кто скажет, что сестру она любит сильнее всех на свете, что за сестру она любого порвёт, что она, как наседка, всю жизнь её оберегает от сплетен, от нечаянного слова, которое может ранить её Мавку. А Мавка, что в душе у этой старухи-вековухи? Ни мужа, ни детей, всю жизнь у старшей сестры в нахлебницах. Всю жизнь боится быть в тягость и ждет попрека от Натальи, что даром хлеб ест. И старается, всю свою жизнь старается быть полезной, переделать все дела. А сколько любви в ней к племянникам и их детям! Всех вынянчила, всех окутала своей любовью. А как видит она красоту мира! Как любит всех жучков -паучков. Никто не умеет переносить эту красоту на полотна, как она.
Валентина - мать Ирки, тоже интересный персонаж. Знаю, что есть такие мамы, что детям говорят: "Вот такого ребенка буду любить, а пожалуются на тебя, значит ты дурной и моей любви не достоин". Вот и Ирке не повезло. Никакой материнской ласки, нежности, одна забота, чтобы дочь не хуже чем у других, лишь бы в школе не жаловались. Мне моя мама рассказывала о своей знакомой. Та любила детей всей душой, баловала их, но никогда не обнимала и не целовала. На мамино удивление ответила, что её тоже никогда не целовали, и она не привычна к этому, иногда хочется, но не может. Вот ведь как бывает на свете.
Онисья - соседка Натальи, до невозможности любопытная любительница поболтать. Своим длинным языком погубила сразу несколько жизней. Что у нее, у проклятой до седьмого колена, происходило в душе? Усвоила ли она урок? Смогла ли понять всю свою вину, или так и прожила в искреннем непонимании?
Должна ли ненависть передаваться из поколения в поколение? Можно ли смеяться над взрослыми, если все вокруг смеются. Что важнее, выполнить поручение, или стать предателем? Если друг, спасая тебя от смерти, становится инвалидом, есть ли на тебе вина за это? Много вопросов в книге, много тем для обсуждений. Слишком подробную сцену изнасилования считаю лишней в книге, тем более со знаком 12+.
Лабиринт
____________________________________________________________________________
Чумазый Федотик.
Сразу скажу, что название книги и обложка вводят в заблуждение. В книге небольшие рассказы о дошкольниках. Больше половины книги автор рассказывает истории о своей любимой маленькой внучке. О том, как они вместе гуляли по лесу, как он учил её не бояться грозы, как они терпели нашествие комаров, как хандрили во время дождя...Так что, книга скорее для дошкольников, чем для средних школьников, как я сначала думала и как написано в аннотации.
Истории хорошие, о детских занятия, переживаниях, о том, как часто взрослые, сами того не подозревая, больно ранят детские души. Из всех я выделила рассказ "Моя прелестная подружечка". О девочке, которая была всех младше в группе и с ней никто не хотел дружить. И так горько было этому маленькому человечку, что она постоянно плакала. Но никто не жалел её. Воспитательницу её рёв нервировал, нянечку тоже. Дети обижали. И ребенок с самого утра страдал и терпел унижения. Есть не хочешь - высмеивают, обсикалась, так как все горшки унесли мыть, тоже терпи обзывательства и унижения, прогулка тоже не приносила радости, ведь маленькая девочка и одевалась дольше всех, за это снова ее стыдили перед всеми. И так изо дня в день. Я сразу дочку свою представила. Она тоже была младше всех в группе, в ясельках места не было, поэтому определили в младшую группу. Так же, как и героине рассказа, в садике дочке не нравилось. Радуюсь, что хоть через два года хватило ума забрать её оттуда. Но девочке в рассказе на это рассчитывать не приходилось. Однажды на прогулке она нашла всеми забытую, старую, грязную, тряпичную куклу. Девочка решила забрать куклу себе, стать ее подругой, заботиться о ней, любить и жалеть. Будучи маленьким ребенком, она узнала что такое одиночество, равнодушие и непонимание. Думается мне, что когда подрастет девочка, то станет кому-то надежной, верной подругой.
А один рассказ вызвал недоумение. Автор рассказывал про свою бабушку. Она не выносила когда её не слушались. Напекла однажды она пирожков внуку, а он сыт был и пирогов совсем не хотел. Как думаете, что сделала бабушка? Ни за что не отгадаете.)) Она достала свой драгоценный, любимый сервиз и сказала, что разобьет его, если внучек не станет есть. И начала разбивать одну за другой чашки и блюдца.... Конечно, у ребенка было полнейшее недоумение, непонимание, он пытался сопротивляться, но куда там... Так и пришлось жевать пироги с морковкой, чтобы не оставить бабушку без сервиза. Что же сделала бабуля? Она собрала осколки и положила на видное место в сервиз! Для чего она это сделала? Чтобы внучонок смотрел и чувствовал вину! Вину за то, что у бабки вздорный характер? Лучше бы автор сохранил эту историю втайне от читателей, дабы мы не тревожили память о его бабушке.
Лабиринт
Всем спасибо за внимание! Читайте хорошие книги!
Танюшка
Надо уже пробовать предлагать Илюше такие книги - но , наверное, я боюсь - насколько они мне нравятся, а ребенок у меня настроен сейчас на современный лад - и не хочу, чтоб стал отвергать, противиться, говорить, что это не интересно, хотя о войне говорим довольно часто - его интересует именно ситуация противоборства "немцев" и россии - как это преподносят в саду, я рассказываю про СССР - что не Россия одна победила. Однобоко это преподносят сейчас - попахивает советской пропагандой, может, конечно, это так воспитывают патриотизм, но...
22.07.2019
Ответить
Катерина
У меня дочь с интересом слушает рассказы о войне, а читать такие книги наотрез отказывается. Но я и не настаиваю.
Историю сейчас каждая страна по-своему переписывает и это ужасно.(
23.07.2019
Ответить
Татьяна
Спасибо!!! У меня дочка 6 лет очень заинтересована темой войны, вопросов много задаёт, всё ей интересно! Кирюшка прочитали с ней , Беленькая шубка, Сосны шумят. Что ещё на такой возраст можно? И фильм просит посмотреть какой-нибудь. Мы с ней Ладога смотрели. В общем военная тематика это наша тема любимая!!!
21.07.2019
Ответить
Kalinka
Добрый день, можно Вам отвечу). Сыну очень нравилась книга Дорога жизни! Даже было время считал ее любимой книгой
И книга Вот как это было тоже на такой возраст подойдет, хотя моему сына ее читать не захотелось.
22.07.2019
Ответить
Катерина
Пожалуйста, Татьяна!
Моя дочка, наоборот, про войну наотрез отказывается и читать и слушать. Поэтому, из меня тут плохой советчик получится.
22.07.2019
Ответить
Ника1313
Посмотрите фильм "Семеро солдатиков", там тема войны косвенно затрагивается, но фильм хороший, детский, мы с детьми его много-много раз смотрели, они много цитировали из него.
Можно посмотреть Беспокойное хозяйство, Крепкий орешек
22.07.2019
Ответить
Кристина
Надо будет мне первые две посмотреть в библиотеке для себя. А последнюю попробовать с сыном почитать, если он не скажет, что уже не интересно.
21.07.2019
Ответить
Елена
Федотика как раз вчера в библиотеке видела, еще подумала, интересно что там) теперь знаю) и следы интересуют..
21.07.2019
Ответить
Катерина
Можно и не тратить время на Федотика, на мой взгляд. Книга не плохая, но и обязательной ее не могу назвать. А вот "Следы" почитай, меня книга зацепила.
22.07.2019
Ответить
Катерина
Да не скажу, что зря. Парочка рассказов прервалось как-то неожиданно, без какого-то завершения, получилось, что они без смысла, без морали, просто констатация фактов. Детям скучновато, на мой взгляд, будет. Предложу Насте почитать, понаблюдаю).
22.07.2019
Ответить
Оксана
Спасибо за обзор! Взгляд зацепился за заголовок "летающий слонёнок Коля". Катя, можете сфотографировать несколько разворотов с этим рассказом для слоно-фанатов? :)
20.07.2019
Ответить